Вопросы безопасности в докладе «Группы по изучению Ирака»

В докладе американской «Группы по изучению Ирака» (ГИИ, комиссия Бейкера–Гамильтона), представленной 6 декабря президенту США Дж. Бушу, значительное место отводится проблемам обеспечения безопасности в Ираке, пребывания в этой стране вооруженных сил США, укрепления местной армии и полиции, разоружения так называемых партийных милиций. Подобная постановка вопроса вполне оправдана. Ведь именно неуклонный рост насилия, фактическое отсутствие безопасности во многих районах страны являются главным тормозом, препятствующим стабилизации обстановки в Ираке.

Вместе с тем первопричиной усиливающегося насилия в стране остаются острые, принципиальные разногласия между ведущими иракскими политическими силами по вопросам власти, распределения доходов от национальных богатств (нефти, прежде всего), государственного устройства Ирака, будущего страны в целом. Неспособность (а скорее, нежелание) иракских политических лидеров прийти к решениям, которые позволили бы начать вывод страны из острейшего кризиса, преобладание у многих из них узконациональных, местнических и конфессиональных интересов над общеиракскими не позволяют говорить о возможной скорой стабилизации обстановки в стране. Более того, складывается впечатление, что в настоящее время значительная часть иракских политических лидеров не готовы к общенациональному диалогу, а обостряющиеся противоречия, межрелигиозная и межнациональная вражда все более способствуют сползанию страны в масштабную гражданскую войну.

В этой связи авторы доклада, оценивая нынешнюю ситуацию в Ираке как очень сложную и ухудшающуюся, а также предупреждая о возможных резко негативных последствиях разрастающегося кризиса как для самого Ирака, так и всего региона Ближнего и Среднего Востока, тем не менее, четко не говорят об усилении антагонизма на религиозной и национальной почве и, как следствие, о крайней маловероятности в нынешних условиях достижения национального согласия, без чего невозможно обеспечить безопасность в стране. Вместе с тем в документе постоянно подчеркивается, что решение таких вопросов, как укрепление иракской армии, полиции, правоохранительной системы в целом, должно происходить именно в рамках процесса, ведущего к национальному примирению.

Вполне приемлемой может оказаться рекомендация авторов доклада официальному Вашингтону пытаться «непосредственно разговаривать» со всеми участниками иракского конфликта, в том числе с суннитскими повстанцами, сторонниками радикального шиитского имама Муктады ас-Садра и др. Вопрос, однако, в том, что неуступчивость нынешних багдадских руководителей, их нежелание делиться властными полномочиями уже приводили к неудачным переговорам американских представителей с суннитской вооруженной оппозицией. И вовсе нет гарантии того, что эта история не повторится в очередной раз.

В докладе особо подчеркивается, что в случае, если правительство Ирака продемонстрирует успехи в деле стабилизации обстановки в стране и национального примирения, то Соединенным Штатам следует продолжать оказание помощи багдадским властям, но если таких успехов не будет, то помощь следует сокращать.

Основу решения проблемы обеспечения безопасности в Ираке комиссия Бейкера–Гамильтона видит в том, чтобы иракское правительство как можно скорее взяло на себя ответственность в данной сфере. Одновременно подчеркивается: «Пока идет этот процесс и для содействия ему США должны увеличить численность американских военнослужащих» в стране, но «по мере продолжения этих мероприятий можно начать выводить американские боевые силы из Ирака». В целом же главная задача вооруженных сил США должна перейти от регулярного участия в боевых операциях к поддержке действий иракской армии, участию в ее обучении и оснащении. К началу 2008 года, даже с учетом «неожиданных изменений» ситуации в сфере безопасности в Ираке, подавляющая часть боевых сил американских ВС может быть выведена из этой страны, где останутся лишь группы быстрого реагирования, подразделения спецназа, а также военнослужащие, задействованные в подготовке иракских сил безопасности, подразделения охраны и поисково-спасательные группы. Оставшиеся американские военные формирования будут продолжать борьбу с террористами из «Аль-Каиды», участвуя в специальных, разведывательных и вспомогательных операциях.

Одновременно предлагается держать часть выводимых из Ирака американских войск на территории соседних стран — Кувейта, Катара, Бахрейна. При необходимости эти силы можно будет оперативно перебросить в Ирак.

Одной из важных задач оставшихся на территории Ирака формирований ВС США должно стать обеспечение «политической уверенности» для иракского правительства, предупреждение его «политического коллапса» и дезинтеграции страны, а также сдерживание «деструктивного вмешательства» соседних государств в иракские дела.

По запросу командования не исключается рассмотрение вопроса о кратковременном увеличении войск США в Багдаде или в интересах ускорения подготовки иракских военных.

По мнению авторов доклада, Соединенные Штаты, постепенно перекладывая основную ответственность в вопросах обеспечения безопасности в Ираке на местные власти, должны четко дать понять иракскому руководству, что Вашингтон может реализовать свои планы, включая вывод войск, даже в случае, если багдадское правительство не осуществит намеченных мероприятий по стабилизации обстановки в стране. Иракцам также следует уяснить, что вашингтонская администрация не будет «брать на себя обязательства в течение неопределенного срока держать в Ираке большой контингент американских войск».

Необходимость вывода из Ирака войск США объясняется следующими основными обстоятельствами:

— наличие в Ираке многочисленной военной группировки в течение длительного времени создает большое напряжение для ВС США, особенно для сухопутных войск и морской пехоты, вынуждает Пентагон привлекать к службе в этой стране не только регулярные части, но и значительное количество личного состава Национальной гвардии и резерва. Все сложнее становится осуществление ротации войск в Ираке;

— сохранение крупной боевой группировки в Ираке не позволит в случае необходимости использовать американские войска для решения задач, которые могут возникнуть в других районах мира (в частности, Иране, Северной Корее). К тому же ВС США активно участвуют в боевых действиях в Афганистане, где ситуация складывается очень сложно;

— тяжелые природно-климатические условия Ирака негативно сказываются на состоянии вооружения и военной техники, ведут к сокращению ресурса их использования, а это требует значительных дополнительных средств на обслуживание, ремонт техники, ее замену на новые образцы. Сказываются и потери в ходе боевых действий;

— постоянно растут расходы на иракскую кампанию, достигшие уже 8 миллиардов долларов в неделю. Эти расходы все более тяжелым бременем ложатся на американский бюджет. Предполагается, что общие расходы США на войну в Ираке могут превысить 2 триллиона долларов;

— тяжелые условия службы в Ираке, потери среди личного состава негативно отражаются на состоянии американских военнослужащих, особенно женщин и членов их семей;

— растет недовольство населения США затянувшейся военной кампанией в Ираке, все больше американцев выступают с требованием вывода американских войск из этой страны;

— длительное пребывание американских войск в Ираке не стимулирует деятельность багдадского правительства по самостоятельному решению вопросов, связанных с прекращение насилия в стране.

В докладе признается, что увеличение численности американских войск в Ираке «не решит проблему насилия» в этой стране без успешной реализации политики национального примирения. Конечно, можно стабилизировать обстановку в каком-то отдельном районе, но после ухода оттуда войск ситуация вновь может обостриться. К тому же у США нет ресурсов для значительного наращивания численности иракской группировки.

Вместе с тем комиссия Бейкера–Гамильтона выступает против быстрого (немедленного) вывода войск США из Ирака, так как это может полностью дестабилизировать обстановку в стране. Также признается, что американское военное присутствие в определенной мере сдерживает насилие, но «очень маловероятно, что в долгосрочной перспективе оно сможет привести к фундаментальному изменению ситуации с безопасностью».

Авторы доклада предлагают, чтобы президент США сделал твердое заявление о том, что Вашингтон не будет добиваться расположения постоянных военных баз на территории Ирака, но сразу же утверждают, что существует возможность рассмотрения вопроса о временных базах в этой стране.

В докладе ГИИ много говорится о возрастающей роли американских военных советников и инструкторов в деле повышения качества и ускорения обучения местных сил безопасности и их оснащения. В частности, предлагается увеличить число военнослужащих ВС США, участвующих в этой деятельности, с нынешних 3-4 тыс. до 10-20 тыс. человек. Причем речь идет о присутствии американских военных во всех звеньях иракской армии до роты включительно. Особый упор должен быть сделан на улучшении качества советников и инструкторов. На эту работу следует направлять лучших военнослужащих. Отметим, что уже в настоящее время Пентагон практически действует в направлении увеличения числа американских военных, привлекаемых к оказанию содействия в деле укрепления иракской армии и сил безопасности. Их число намечено довести до 9 тыс. человек.

Комиссия Бейкера–Гамильтона настоятельно рекомендует иракскому правительству прилагать больше усилий к укреплению национальных сил безопасности и одновременно подчеркивает, что создать в стране сильную армию и структуры МВД нельзя без достижения национального примирения.

Авторы доклада, оценивая нынешнее состояние иракских силовых структур, утверждают, что они «прогрессируют, становятся реальной и дисциплинированной силой, лояльной национальному правительству», хотя этот процесс идет «неровно». Однако последующая характеристика положения дел в иракской армии и полиции фактически опровергает это утверждение. Так, слабость иракских силовиков, по оценке американских экспертов, стала одной из главных причин неудачи американо-иракской операции «Вперед вместе–II», проводившейся осенью 2006 года в Багдаде с целью нормализации обстановки в столице.

К числу наиболее существенных недостатков, присущих иракским вооруженным силам, американские эксперты относят:

— «слабое управление войсками, плохое взаимодействие», особенно на уровне дивизий и бригад;

— плохое оснащение войск, что не позволяет им решать поставленные задачи;

— низкое качество личного состава армии, низкую боевую готовность частей и подразделений из-за постоянного отсутствия на службе значительного числа военнослужащих;

— плохую организацию тылового обеспечения и поддержки войск при проведении боевых операций, что также не позволяет армии решать поставленные задачи. Здесь указываются нехватка транспорта, отсутствие собственных средств огневой и авиационной поддержки, слабость разведки и плохая работа медицинской службы. Во всех этих вопросах иракские вооруженные силы полностью зависят от ВС США.

В качестве рекомендаций предлагается увеличить численность национальной армии, больше задействовать иракские войска в боевых операциях, к чему они, как показывает практика, очень часто оказываются не подготовленными.

К апрелю 2007 года рекомендуется завершить передачу под национальное командование всех соединений иракской армии (в настоящее время семь из десяти дивизий находятся в распоряжении командования ВС США в Ираке).

Подготовку иракской армии предполагается завершить к началу 2008 года. Как видится, этот срок, учитывая ее нынешнее очень тяжелое состояние, нереален. Более реалистическими можно считать сроки, называемые независимыми американскими военными экспертами, которые считают, что вооруженные силы Ирака можно будет подготовить к самостоятельному выполнению задач по обеспечению внутренней безопасности в течение трех–пяти лет.

Авторы доклада, указывая на отсутствие у иракской армии средств огневой и авиационной поддержки, тем не менее даже в самой общей форме не ставят вопрос о необходимости поставок Ираку тяжелого вооружения для сухопутных войск (танков, артиллерии и др.), боевых самолетов и вертолетов, без чего, как неоднократно подчеркивали американские военные, невозможно успешное проведение операций против повстанцев и террористов.

Положение дел в системе иракского МВД значительно хуже, чем в армии. И авторы доклада не скрывают этого. Уровень подготовки личного состава полиции остается очень низким. Полицейские слабо подготовлены для выполнения оперативных задач и следственных действий. Их вооружение и оснащение во многих случаях слабее, чем у повстанцев и шиитских вооруженных милиций. Органы МВД не в состоянии успешно бороться с усиливающейся уголовной преступностью, особенно организованными криминальными группировками. Полиция фактически не препятствует межрелигиозному насилию. Иракское МВД на всех уровнях поражено коррупцией, в его рядах много сторонников шиитских милиций и повстанцев. Слабым является контроль за деятельностью местной полиции со стороны центрального аппарата министерства.

Серьезные дополнительные проблемы в сфере безопасности, как подчеркивают авторы доклада, создают так называемые ведомственные охранные формирования, которые по своей общей численности (145 тыс. чел.) превосходят армию (около 139 тыс. чел.) и полицию (около 140 тыс. чел.). На сегодняшний день каждое иракское министерство имеет собственные вооруженные структуры, которые охраняют различные объекты своего ведомства. Американские эксперты вполне справедливо подвергают сомнению их реальную ценность. Более того, указывается, что военизированные структуры министерств, которыми руководят сторонники М. ас-Садра (транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения), на деле представляют собой как бы филиал отрядов руководимой радикальным шиитским имамом «Армии Махди». В настоящее время правительство пытается упорядочить деятельность ведомственных охранных структур, поставить их под контроль МВД, но эта работа идет медленно, со сбоями.

С целью улучшения деятельности полиции и МВД в докладе рекомендуется улучшить служебную дисциплину, повысить организованность и качество подготовки сотрудников, улучшить финансирование органов внутренних дел. Все ведомственные вооруженные формирования предлагается как можно быстрее поставить под контроль МВД. Кроме того, рекомендуется из министерства внутренних дел в подчинение министерства обороны передать силы пограничной охраны и формирования так называемой Иракской национальной полиции (военизированные полицейские части центрального подчинения МВД), что, по мнению американских экспертов, может улучшить положение дел в сфере борьбы с терроризмом.

Американским военным и ФБР предлагается уделять больше внимания иракской полиции, ее подготовке, оснащению, усилить содействие в ее практической деятельности, в том числе через советников из ФБР.

Говоря об усилении иракской армии и полиции, повышении их боеспособности и эффективности, авторы доклада не ставят напрямую вопрос о необходимости контроля над конфессиональным и этническим составом силовых структур. А ведь именно эта проблема является одной из наиболее острых. Не секрет, что в настоящее время значительная часть личного состава армии, а особенно сил и органов МВД представлена шиитами. На севере Ирака многие воинские части укомплектованы преимущественно курдами. Части, укомплектованные шиитами и курдами, активно используются для борьбы с суннитскими повстанцами, что усиливает, причем значительно, межконфессиональную и межнациональную рознь. Растущее недовольство действиями шиитских военных и полицейских высказывает население районов с преимущественно суннитским населением. Более того, в ряде районов это ведет к росту поддержки местными жителями повстанцев и иностранных боевиков. Отметим, что проблему улучшения конфессионального и этнического состава армии вряд ли решит предложение, высказанное премьер-министром Ирака Н. аль-Малики 16 декабря на конференции по национальному примирению в Багдаде, о возвращении в вооруженные силы бывших военнослужащих саддамовской армии, в том числе старших офицеров и генералов.

Не говорится в докладе и путях преодоления столь широко распространенного в армии явления, как нежелание военнослужащих, особенно рядового состава, служить за пределами своего региона.

В докладе также отсутствуют рекомендации по решению проблемы курдских вооруженных формирований «пешмерга», которые фактически являются самостоятельной армией, подчиняющейся не центральному правительству, а курдскому руководству.

Отдельно в докладе комиссии Бейкера–Гамильтона даются рекомендации по улучшению работы американских и иракских разведывательных органов. Так, американским разведчикам следует изучать языки и обычаи народов Ирака, повысить качество анализа действий повстанцев, всемерно изучать противника. Необходимо улучшать деятельность войсковой разведки, больше работать над «вскрытием планируемых террористических актов», «изучать источники насилия». В целом разведсообщество США должно давать «лучшую картину событий», происходящих в Ираке.

Иракскому правительству также предлагается повышать качество работы национальных разведывательных органов, что следует делать при американском содействии. Рекомендуется создать в Ираке контртеррористический разведывательный центр, который должен добывать и анализировать информацию о террористической деятельности в стране.

Очень остро в Ираке стоит вопрос о шиитских вооруженных милициях. Прежде всего, речь здесь идет об «Армии Махди» М. ас-Садра и «Бригадах Бадра», подчиняющихся крупнейшей политической организации иракских шиитов – Высшему совету исламской революции в Ираке. По мнению авторов доклада, шиитские милиции «давят» на правительство, активно участвуют в шиитско-суннитском противостоянии и в целом являются одним из главных источников нестабильности и напряженности в сфере безопасности. Американская комиссия настойчиво рекомендует иракскому правительству использовать силу против милиций, а также против так называемых эскадронов смерти, которые занимаются убийством людей по конфессиональному признаку. Предлагается принять в 2007 году закон о милициях, но не раскрывается цель и основное содержание этого документа, лишь в очередной раз подчеркивается, что проблема вооруженных милиций должна быть решена в рамках процесса национального примирения.

Американские эксперты предлагают завершить процесс передачи контроля над всеми провинциями страны от коалиционных сил иракскому правительству в сентябре 2007 года, а в декабре 2007 года полностью возложить решение задач по обеспечению безопасности в Ираке на национальные власти. Правда, оговаривается, что иракцы будут делать это с помощью США. Причем американская помощь, по их оценке, потребуется багдадским властям еще в течение длительного времени.

В докладе «Группы по изучению Ирака» неоднократно говорится о том, что ситуация в сфере безопасности в стране не может быть улучшена без того, чтобы иракские политические лидеры «не действовали в сторону национального примирения», не способствовали бы разоружению партийных милиций, повстанческих отрядов и других военизированных формирований. Однако на сегодняшний день эти пожелания вряд ли выполнимы. В Ираке никто не желает разоружаться. Взаимные враждебность и недоверие, стремление сохранить за собой власть (или вернуться во властные структуры) все еще превалируют над стремлением, а главное, над желанием вступить на путь продуктивного национального диалога. К сожалению, как видится, подобная ситуация будет сохраняться еще в течение долгого времени. А пока, как утверждается в докладе, «несмотря на массивные усилия, стабильность в Ираке остается ненадежной и ситуация ухудшается», в то время как иракское правительство «не может управлять, удерживаться (у власти. – В. Ю.) и защищать себя без поддержки США».

62.89MB | MySQL:102 | 0,461sec