Ирак: о начале строительства новой магистральной линии нефтепровода «юг-север»

Компания по нефтяным проектам (КНП), одно из дочерних подразделений Министерства нефти Ирака, приступила к сооружению магистрального нефтепровода «стратегического» значения, который будет проходить от южной провинции Басра к району Хадиса в западном Ираке, и часть которого будет расположена на территории Киркука. Продольная магистраль, практически, пересечет всю страну с юга на север и позволит перекачивать около миллиона баррелей нефти в сутки, либо в том, либо в обратном направлении, в зависимости от ситуации.

«Стратегический альтернативный магистральный трубопровод является крупнейшим в ряду крупных проектов, реализуемых нашей компанией, и головным предприятием по транспортировке сырой нефти с юга на север и наоборот — по миллиону баррелей в день», — заявил в пресс-релизе для СМИ представитель компании, А.аль-Джавгар.

«Эта стратегическая альтернативная линия будет проходить от первой насосной станции в Басре (PS1) до терминала K3 в Хадисе, на крайнем западе Ирака, через территории провинции Ди уль- Карр, Неджаф, Кербела и Анбар. Затем она зайдет в провинцию Киркук и будет включать в себя боковые ответвления, одно из которых будет проложено до Багдада» — сообщается в документе.

«Трубопровод, который имеет пропускную способность в один миллион баррелей в день (на экспорт), включает в себя будущую идею экспорта части объемов с помощью альтернативной (традиционным, морскому и наземному, цистернами — авт.) стратегии в Иорданию, а другой части — в Сирию», — сказал он.

А.аль-Джавгар подчеркнул, что «планы руководства ведомства, которыми руководствуется наша компания, и ряд объективных обстоятельств, в частности, уязвимость гибкости экспорта в ожидании неблагоприятных погодных условий на юге, вывод из строя на ремонт и техническое обслуживание трубопроводов сырой нефти, требуют от нас поиска новых транспортных линий как для южных, так и для северных месторождений».

Представитель компании добавил: «Проект долгое время находился в замороженном состоянии, прежде чем был возобновлен. Это стало возможным благодаря достигнутым в последнее время успехам в плане безопасности в западном регионе страны, и нашей координации с силовиками и штабом по управлению операциями в районе «Джазиры» (географическое понятие, охватывающее территорию, населенную, преимущественно, суннитскими племенами в Центральном и Западном Ираке – авт.) и в провинции Анбар, в дополнение к контактам и договоренностям с племенными объединениями, доминирующими в этом регионе».

Директор проекта от КНП рассказал журналистам, что «работа ведется в соответствии с разделением участков и зон ответственности между подразделениями нашей компании на Южный, Центральный и Северный проекты и осуществляется по согласованию с Нефтяной компанией Басры, контролирующей и управляющей проектом, хотя Центральная подразделение нашей компании взяло на себя выполнение его основной части».

И продолжил: «Альтернативная стратегическая линия является продолжением проекта первой стратегической линии трубопроводов, которая была построена в семидесятых годах прошлого века, и второй стратегической линии, построенной нашей компанией в восьмидесятых годах, и пройдет параллельно этих веток. Все они предназначены и строились, в свое время, для решения задачи по транспортировке нефти между югом и севером и наоборот». С тех пор часть участков трубопроводов пришла в негодность, не используется или была повреждена, что обуславливает необходимость восстановления маневровых возможностей трубопроводной системы Ирака, особенно, в свете возросшего производства нефти, в целом, возвращения в оборот северных месторождений Киркука и экспортных перспектив.

«Есть надежда, что наша компания восстановит старый иракско-турецкий нефтепровод и установит новую линию от  насосной станции IT1 в Киркуке до Турции, чтобы маневрировать в процессе экспорта в случае погодных условий, которые могут затруднить процесс экспорта в  южных портовых терминалах», — считает заместитель премьер-министра по энергетике и министр нефти Тамир аль-Гадбан, добавивший, что хорошие экспортные перспективы видны из недавнего прогресса в иракско-иорданских отношениях, которые «стали свидетелями явного развития после формирования нового правительства в Ираке».

«Это произошло после совместного заявления, в котором иракская и иорданская стороны выразили желание развивать свои отношения в политической, экономической и экономической сферах», — говорится в заявлении Т.аль-Гадбана.

Министр отметил, что «расширение взаимодействия происходит в рамках развития братских отношений между двумя странами», добавив, что «встречи, состоявшиеся на прошлой неделе в Багдаде, привели к подписанию всеобъемлющего отчета о выполнении того, что было согласовано ранее, в 2018 году, в совместном заявлении, которое касалось областей сотрудничества в нескольких секторах, включая промышленность и торговлю, и идеи создать совместную индустриальную зону на границе».

Как мы уже сообщали, в транспортном секторе обе стороны договорились об открытии пограничных переходов (один такой, новый и был открыт в Тербиле, с участием глав правительств двух стран) и перемещении грузовых автомобилей от пункта к пункту в другой стране без выгрузки на границе, а иорданские власти снизили пошлину за товары из Акабы в Ирак на 75%. Также, кроме меморандума о развитии сотрудничества между «Иракскими авиалиниями» и Royal Jordanian, обе стороны договорились урегулировать нерешенные вопросы в финансовом секторе.

Важнейшей частью соглашения между двумя соседними странами стал энергетический сектор, где обсуждения касались более чем одной темы, включая обсуждение вопроса об электрической линии между двумя странами и активацию предыдущего соглашения между двумя странами от 2006 года о поставках в Иорданию танкерами нефти, в среднем, по 10 тысяч баррелей в сутки, от Румайлы до порта Акаба, «которое, по оценке министра нефти Ирака, работало в течение многих лет и должно быть возобновлено».

Что касается запроса королевства о поставках иракской сырой нефти из Киркука на нефтеперерабатывающий завод в Зарке, министр пояснил, что «это не ново. Ирак уже снабжал Иорданию сырой нефтью из нефти Киркук и Басры, и, традиционно, в этой схеме, Ирак является производителем и экспортером нефти, а Иордания является страной-потребителем». 18 августа 2006 года между странами был подписан меморандум о взаимопонимании по поставке в Иорданию, дополнительно к морским поставкам, сырой нефти из Киркука, перевозимой наливным автотранспортом, по цене, с дисконтом, равным восемнадцати долларам от цены за баррель нефти марки Brent.

«Что касается нового меморандума, подписанного между двумя сторонами 2 февраля 2019 года, он является точной копией предыдущего меморандума, за исключением того, что произошла корректировка цены – на два доллара, вместо 18 долларов, скидка была согласована в 16 долларов». Это означает, что Ирак продаст нефть Иордании по цене 50 долларов за баррель, если цена на нефть марки Brent составит 66 долларов, а не по 18 или 16, как это считают некоторые критики соглашения. Кроме этого, нефтеперерабатывающий завод в Зарке, оплатит расходы по транспортировке нефти из Байджи в Зарку.

Сооружение новой ветки магистрального нефтяного трубопровода по направлению «юг-север» станет важной вехой на пути становления единой трубопроводной системы Ирака, вслед за вертикальным ее структурированием, настанет очередь горизонтального, по оси «восток-запад», с возможным в перспективе восстановлением старой ветки Киркук- Банияс, в СМИ Ирака уже попадали сообщения о переговорах с сирийской стороной на этот счет, пока что очень предварительных, но тем не менее. Очевидно, что возможность перебрасывать дополнительные количества нефти с севера на юг, помогут наполнить, при необходимости и новый экспортный трубопровод на Иорданию, сооружение которого должно закончится в ближайшие пять лет.

52.81MB | MySQL:115 | 0,622sec