Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (22-28 января 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ливане и на палестинских территориях. В Ливане произошло серьезное обострение обстановки, тем не менее, лидерам как правящей коалиции, так и оппозиции удалось приостановить разрастание открытого противостояния между противоборствующими силами. Ситуация на палестинских территориях резко обострилась. В различных районах сектора Газы и на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) происходили столкновения, в основном вооруженные, между боевиками движений ФАТХ и ХАМАС.

По оценке экспертов Пентагона, страны Ближнего и Среднего Востока продолжают наращивать свои вооружения и с этой целью ведут активную разведывательную деятельность в интересах получения информации об американских военных технологиях. Сообщается, что на государства региона в 2004-2005 гг. приходилось 29,3% от всех отмеченных попыток получения доступа к оборонным технологиям США. В первую очередь, это относится к таким странам как Египет, Израиль, Иран и Турция.

В Ливане 23 января оппозиционные силы во главе с радикальным шиитским движением «Хизбалла» при участии местных профсоюзов организовали всеобщую забастовку с требованием отставки правительства и недопущения реализации предложенной им программы экономических реформ. В ряде районов страны, но преимущественно в Бейруте, имели место массовые беспорядки, столкновения, в т. ч. вооруженные между противниками и сторонниками власти. В результате 3 человека погибли и 177 получили ранения. Вечером 23 января оппозиция приняла решение о прекращении забастовки и акций протеста. Договоренность о прекращении насилия была достигнута при посредничестве Франции и Саудовской Аравии. Тем не менее, 24 января в крупнейшем городе ливанского севера – Триполи произошли новые столкновения между сторонниками правительства и оппозиции. 25 января произошли вооруженные столкновения боевиков экстремистских исламистских группировок с подразделениями ливанской армии в районе палестинских лагерей на юге страны вблизи Сайды. В этот же день в Бейруте вспыхнули столкновения между студентами сторонниками правящей коалиции и «Хизбаллы», которые быстро переросли в массовые беспорядки с человеческими жертвами. Попытки армии и полиции прекратить их особого успеха не имели. В ночь с 25 на 26 января в Бейруте был введен комендантский час. Опасаясь дальнейшего неконтролируемого развития событий, руководители правительственной коалиции и оппозиционных сил призвали своих приверженцев прекратить насилие и не доводить дело до полномасштабной резни между суннитами и шиитами. 26 января ливанская армия установила полный контроль над районом Сайды, блокировав лагеря палестинцев. В Триполи военные провели операцию по разделению противоборствующих сторон, но вспышки межконфессионального насилия имели место на востоке Ливана в долине Бекаа. К концу недели острота напряженности в Ливане в целом снизилась.

В ходе последних событий отмечается некоторая двойственность позиции ливанской армии и сил безопасности: с одной стороны, они стремились сохранить нейтралитет в межобщинном конфликте, не допустить его разрастания, а с другой – имеется информация об их «медлительности» при действиях в отношении сторонников «Хизбаллы». Так, сообщалось, что в ряде случаев военнослужащие и полицейские (это в основном шииты) «игнорировали приказы» по предотвращению блокирования дорог и других объектов приверженцами радикальных исламистов.

25 января в Париже прошла конференция стран-доноров Ливана. В ней участвовали делегации 36 стран и 14 международных организаций. Принято решение о выделении правительству Ливана финансовой помощи в размере 7,6 млрд долларов. Наиболее крупные суммы предоставят Европейский банк (1,25 млрд долл.), Саудовская Аравия (1,1 млрд долл.), Всемирный банк (1,0 млрд долл.), США (770 млн долл.), Франция (650 млн долл.) и Евросоюз (520 млн долл.). В 2007 г. Ливан получит из выделенных сумм 1,5 млрд долларов.

Серьезные противоречия, разделяющие правящую коалицию и оппозиционные силы остаются неурегулированными, что предопределяет сохранение в Ливане сложной внутриполитической обстановки и высокой степени вероятности нового обострения противоборства. При этом, как показали последние события, особую опасность могут представлять стихийные, спонтанно возникающие столкновения между приверженцами противоборствующих сторон, которые быстро перерастают в масштабное, а главное – трудно контролируемое противостояние. Опасной для Ливана является и тенденция усиления вражды между различными религиозными конфессиями.

На минувшей неделе резко обострилась ситуация на палестинских территориях, особенно в секторе Газа. Продолжающаяся борьба за власть между ведущими палестинскими политическими силами — ФАТХ и ХАМАС стала в очередной раз перерастать в вооруженные столкновения между боевиками двух организаций. Число жертв насилия непрерывно растет и составляет уже несколько десятков убитых и раненых. Обе стороны захватили и удерживают заложников. ФАТХ и ХАМАС заявили о прекращении ими переговоров по созданию коалиционного правительства национального единства. Призывы главы ПНА М. Аббаса и премьер-министра палестинского правительства И. Хании к прекращению насилия успеха не имеют. Посреднические услуги в урегулировании конфликта предложил король Саудовской Аравии Абдалла. Таким образом, последние события на палестинских территориях показывают, что достижение компромиссов между ФАТХом и ХАМАСом вряд ли возможно, и две группировки продолжат схватку за власть вплоть до решительной победы одной из них. А это обусловит в ближайшей перспективе сохранение высокой степени напряженности на палестинских территориях, в т. ч. периодическое перерастание политического противостояния в вооруженные столкновения.

Президент США Дж. Буш заявляет о намерении всячески добиваться реализации провозглашенной им новой стратегии в Ираке, что вызывает возражения со стороны американского конгресса. Тем не менее, конгрессмены утвердили на прошедшей неделе генерал-лейтенанта Д. Петрэуса в должности командующего иракской группировкой ВС США.

25 января иракский парламент одобрил план обеспечения безопасности в Багдаде, предложенный премьер-министром страны Н. аль-Малики. Цель плана – это, прежде всего, прекращение межобщинного насилия между шиитами и суннитами. Документ предусматривает разделение столицы на девять оперативных секторов, которые будут контролироваться совместными силами армии и полиции. Как уточнил аль-Малики, — «это 100-процентный иракский план» и он будет осуществляться иракским командованием при поддержке коалиционных сил (США). Время начала реализации плана пока не сообщено. Суннитская фракция в парламенте выразила небезосновательное сомнение насчет того, что иракское командование сможет самостоятельно организовать и провести столь серьезное и масштабное мероприятие.

В последнее время в Багдаде и ряде других районов страны отмечается активизация действий войск США и иракских правительственных сил по поиску и задержанию лиц, подозреваемых к причастности к террористической деятельности. Между тем эти акции пока существенным образом не отражаются на обстановке в столице, где на прошедшей неделе была совершена целая серия крупных терактов, приведших к многочисленным человеческим жертвам. Неспокойная обстановка сохраняется во многих других регионах Ирака.

Нестабильная обстановка сохраняется в Сомали. В столице страны Могадишо и в ряде других районов боевики Союза исламских судов (СИС) не прекращают вооруженные нападения на эфиопские войска, подразделения правительственной армии и полицейских. По имеющейся информации, только в Могадишо скрывается до 3 тыс. боевиков СИС, не сложивших оружие. Многие сомалийцы выражают свое недовольство присутствием в стране эфиопских войск. 23 января первое подразделение ВС Эфиопии (200 чел.) покинуло сомалийскую территорию. По заявлению премьер-министра Эфиопии М. Зенауи, войска его страны будут выводиться из Сомали по мере прибытия туда миротворческих сил Африканского союза (АС). Вместе с тем вопрос о комплектовании контингента АС (ок. 8 тыс. чел.) пока полностью не решен. О своем согласии направить воинские подразделения в Сомали заявили лишь Уганда и Малави. Правительства Нигерии, Руанды и Танзании все еще не приняли окончательного решения об участии в миротворческой операции в Сомали. 24 января самолет ВВС США АС-130 нанес новый удар по боевикам «Аль-Каиды» на юге Сомали. Корабли американских ВМС осуществляют патрулирование сомалийского побережья.

Иран продолжает реализацию национальной ядерной программы. В тоже время в Тегеране заявляют о своей готовности к ведению переговоров по этой проблеме, но без предварительных условий. Также утверждается о желании сотрудничества с МАГАТЭ и приверженности «нормам международного агентства». При этом руководство ИРИ приняло решение о запрещении участвовать в инспекциях иранских ядерных объектов представителям стран, проголосовавшим за резолюцию Совета Безопасности ООН (12.06), которая ввела санкции в отношении Ирана в связи с его ядерной программой.

По информации зарубежных СМИ, еще до принятия этой резолюции в иранском парламенте был подготовлен закрытый доклад, утверждающий об уязвимости ИРИ от воздействия международных санкций и содержащий предостережения относительно их негативного влияния на стабильность правящего в Иране режима.

На прошедшей неделе в Иране завершились очередные крупные военные учения, в ходе которых были произведены пуски оперативно-тактических ракет типа «Зелзал» (дальность до 350 км) и тактических ракет типа «Фаджр-5» (до 70 км).

Президент США Дж. Буш принял решение об усилении деятельности по противостоянию расширяющемуся влиянию ИРИ на Ближнем Востоке. В частности, предусматривается активизировать сбор разведданных о взаимодействии Тегерана с ливанской «Хизбаллой» и палестинскими экстремистскими группировками. Будет усилена антииранская пропаганда в Афганистане, Ираке, Ливане и других странах региона. Американские военные в Ираке наделены полномочиями задерживать и уничтожать иранских агентов, действующих на иракской территории. Вместе с тем Буш заявил, что США могут решить проблемы, имеющиеся у них с Ираном, дипломатическим путем.

Президент Швейцарии М. Кальми-Рей подтвердила информацию о том, что ее страна выступает посредником на негласных переговорах между Израилем и Сирией, что официально опровергается представителями этих двух стран.

Американская администрация намерена обратиться в Конгресс с предложением о выделении в ближайшие два года суммы в 10,6 млрд долларов для оказания дополнительной помощи Афганистану. Причем большую часть этих денег (8,6 млрд долл.) предполагается израсходовать на обучение и оснащение афганских военнослужащих и полицейских. Остальную часть средств планируется выделить на экономическое развитие страны. Руководство НАТО направит в Афганистан в качества подкрепления действующим там силам альянса штурмовую бригаду. Ее численность будет составлять от 1,5 до 3 тыс. человек.

25 января Турция подписала с США соглашение об участии в программе создания самолета нового поколения F-35. В течение 20 лет Анкара намерена приобрести для национальных ВВС 100 многоцелевых истребителей этого типа.

Действующая в Алжире экстремистская исламистская организация «Салафистская группа проповеди и джихада» распространила сообщение о том, что по приказу У. Бен Ладена она меняет свое название на «Организацию аль-Каиды в странах исламского Магриба».

Приложение

О деятельности американских военных советников и инструкторов в Ираке

Политическое и военное руководство США при решении вопросов, связанных с повышением боеспособности и эффективности иракской армии и структур МВД, все большее внимание уделяет деятельности американских военных советников и инструкторов, занимающихся подготовкой военнослужащих и полицейских в Ираке. Их общая численность в настоящее время превысила 4 тыс. человек. В Пентагоне принято решение об увеличении советнического корпуса до 9 тыс. военнослужащих, а в докладе Группы по изучению Ирака, представленном в декабре 2006 г. президенту Дж. Бушу, предлагается довести число советников и инструкторов до 10-20 тыс. человек. Более того, у американских военных имеются планы о том, чтобы наряду с наращиванием числа советников примерно половина из 15 боевых бригад ВС США, находящихся в настоящее время в Ираке, вместо участия в военных операциях стала бы решать задачи по обучению местных военнослужащих. Часть боевых подразделений уже перенацелена на подготовку иракских военных. В Пентагоне считают, что американские военные советники и инструкторы останутся в Ираке на длительное время и после вывода из этой страны коалиционных сил.

Работу иностранных военных советников и инструкторов в Ираке (подавляющее большинство из них – военнослужащие ВС США) координирует специальное «Многонациональное командование по переподготовке сил безопасности – Ирак» (Multinational Security Transition Command – Iraq, MNSTC-I), которое возглавляет американский генерал Мартин Демпси.

В каждом иракском батальоне (в среднем это ок. 500 чел.) находится американская Группа военной переподготовки (Military Transition Team), численностью до 12 человек, которые обучают местных военнослужащих и вместе с ними участвуют в боевых операциях (имеется мнение, что батальонная группа переподготовки должна насчитывать не менее 30 чел.). Советники не только готовят иракцев по чисто военным и техническим предметам, но и пытаются привить им такие понятия как лояльность гражданскому правительству страны, которая должна для военнослужащего значить больше, чем лояльность своему племени. Особе внимание в своей работе советники и инструкторы из США уделяют обучению иракских солдат и офицеров тактике борьбы с повстанческими формированиями. Кроме того, имеются советники и инструкторы по разведке, огневой подготовке, связи, тылу, материально-техническому обеспечению и др.

В январе 2007 г. командование Корпуса морской пехоты (КМП) ВС США заключило с американской компанией Cubic Corporation соглашение о подготовке военные советников и инструкторов для работы в Ираке и Афганистане. В частности, фирма окажет КМП помощь в подготовке советников и инструкторов по обучению использованию оружия (американского и иностранного), тактике, конвоированию автотранспорта, ремонту авто- и бронетехники, эвакуационным операциям, связи, и др.

Сторонники увеличения численности советнического аппарата утверждают, что наличие большого числа обучающих команд ускорит процесс подготовки иракской армии и полиции, улучшит их качество и повысит доверие к США. По оценке лиц, работавших с иракскими военнослужащими, последние больше доверяют американским советникам и инструкторам, чем собственному правительству. Говорится и о том, что советники играют роль контролеров, выявляют среди иракских офицеров наиболее перспективных «военных лидеров», предотвращают внесудебные расправы над командирами, случаи насилия на почве межрелигиозной вражды, а также способствуют сохранению в армейских рядах хорошо зарекомендовавших себя по службе иракских офицеров.

По мнению же критиков, наращивание числа советников и инструкторов при одновременном сокращении количества боевых соединений ВС США может подвергнуть опасности жизни остающихся в Ираке американских военнослужащих, которые «станут более уязвимыми для нападений», а в конечном итоге в этой стране «будет создано больше хаоса».

Еще одним «слабым» местом называется качество самих советников и инструкторов. Некоторые американские эксперты считают, что многие офицеры ВС США всячески пытаются уклониться от назначения на должности советников в Ираке. «Причина проста: в армии имеется значительно больше возможностей для продвижения по службе для тех офицеров, которые служат в американских частях, чем для тех, кто близок с иностранными военными». Большое число советников имеет возраст свыше 45 лет. Эти офицеры уже близки к увольнению из армии и рассматривают советническую работу как нечто второстепенное. С другой стороны, многие офицеры, выполняющие обязанности советников в иракской армии и МВД, полагают, что их деятельность недооценивается и «не вписывается в полной мере в общую военную миссию США в Ираке».

Американцы вполне обоснованно считают, что дело не столько в количестве обучающего персонала, сколько в его качестве. Вместе с тем, по данным опроса 152 солдат и сержантов, участвовавших в обучении иракских военнослужащих, выяснилось, что отсутствует стандартизированный общий курс по подготовке военнослужащих вооруженных сил США, направляемых в Ирак в качестве советников и инструкторов. И это несмотря на то, что большинство из них «имеют небольшой опыт обучения или совсем его не имеют». В Пентагоне полагают, что для полноценной подготовки советника к службе в Ираке требуется не менее 4-5 месяцев. Наиболее подготовленными на сегодняшний день считаются советники и инструкторы из числа военнослужащих сил специальных операций.

В целом на сегодняшний день успехи американцев в деле подготовки иракских силовых структур не столь значительны, как это зачастую пытаются представить в официально публикуемых отчетах и заявлениях высокопоставленных политиков и военных. Серьезные неудачи в этом деле признают и многие независимые эксперты в США. При этом они указывают на целый ряд недостатков в деятельности советников в Ираке. Прежде всего, это то, что американские военные пытаются обучать иракцев, что называется по «своему образу и подобию», делая свою работу в очень многих случаях без учета национальных особенностей иракцев, их менталитета. И еще. Военных в США готовят для защиты своей страны от внешних угроз, тогда как, по мнению Вашингтона, иракская армия должна, прежде всего, решать задачи обеспечения безопасности в стране, «представлять собой разновидность сил внутренней безопасности». Серьезной ошибкой считается и отсутствие должного внимания укреплению местных разведывательных служб, перекладывание в значительной степени решение разведывательных задач на американцев, тогда как разведслужбы, опирающиеся на иракцев – «это именно то, в чем нуждается Ирак».

Одной из наиболее сложных проблем остается острая нехватка квалифицированных военных переводчиков-арабистов. Во многих обучающих командах они просто отсутствуют, что значительно снижает качество обучения иракских военнослужащих и сотрудников МВД. В настоящее время Пентагон прилагает экстренные усилия по подготовке нескольких тысяч переводчиков для работы в Ираке.

Многие инструкции и другие документы, регламентирующие работу советников и инструкторов, вызывают у них только «разочарование», к тому же и они не всегда выполняются.

Американские военнослужащие жалуются на низкий уровень подготовки иракских офицеров и, особенно, солдат и полицейских. Зачастую иракцы не проявляют особого желания обучаться военной профессии, осваивать сложные военные предметы и т. п. Многие иракские военнослужащие и сотрудники МВД, прошедшие подготовку, дезертируют из армии и полиции. Военные США очень часто не доверяют иракцам, считая, что многие из них так или иначе связаны с суннитскими повстанцами или шиитскими вооруженными милициями.

Таким образом, у американского военного руководства пока отсутствуют четкие, устоявшиеся взгляды на советническую деятельность в Ираке. Отсюда и те многочисленные ошибки и недостатки в организации и проведении этой работы. В итоге же «прогресс в обучении, оснащении и становлении иракских сил безопасности» идет медленнее, чем было объявлено, и они по-прежнему далеки от уровня, позволяющего самостоятельно выполнять задачи по обеспечению безопасности в своей стране.

62.99MB | MySQL:102 | 0,486sec