О планах по отстранению президента Судана О.аль-Башира от власти

Посол Египта в Хартуме Хусам Иса был вызван в четверг 21 марта в МИД Судана для разъяснения ситуации в связи с объявлением египетским Министерством нефти международного тендера на освоение нефтегазовых месторождений в районах Красного моря, в том числе в зоне спорного «Халаибского треугольника».  Как передает суданское информационное агентство СУНА, Министерство иностранных дел вызвало посла после того, как на официальном сайте Министерства нефти и минеральных ресурсов Египта была опубликована информация о проведении тендера на геологоразведку и разработку нефти и газа «в районах Красного моря, на которые распространяется суверенитет Судана». «Заместитель главы МИД Бадреддин Абдалла заявил главе египетского дипломатического представительства протест, призвав Каир воздержаться от действий, которые противоречат законному статусу «Халаибского треугольника» и политике стратегического партнерства между братскими странами», — отмечается в коммюнике МИД. Хартум предупредил, что «объявление тендера в соответствии с нормами международного права не влечет за собой каких-либо прав Египта на эти территории» и предостерег нефтегазовые компании от подачи заявок на работу в этом регионе. «Судан вновь призывает Египет использовать мирные средства для урегулирования этого пограничного спора и предотвращения его влияния на отношения между двумя странами», — подчеркнули в МИД страны. Вопрос о принадлежности приграничных районов Халаиб и Шалатин остается неурегулированным со времен окончания британского протектората и провозглашения независимости Судана в 1955 году. Конфликт не ослабевает нескольких десятилетий, приводя к обострению и отдельным вооруженным стычкам на границе. В последнее время египетские власти приняли ряд экономических мер по закреплению этой территории, построив рядом с границей водохранилище и рыболовецкий порт на берегу Красного моря. Судан, между тем, считает эти районы своей территорией. В прошлом году после очередного обострения спора Каир и Хартум договорились не усугублять вопрос спорных территорий, вернуть отозванных в этой связи послов двух государств, также запустить на практике инструмент совместного патрулирования границы. При этом обратим внимание на то, что Каир в принципе поддерживал Хартум в рамках нынешних протестных движений и последовательно (по крайней мере, на словах и в публичной сфере) выступал за сохранение Омара аль-Башира у  власти.
Что же произошло во взаимоотношениях двух стран, и почему О.аль-Башир решил послать необходимый сигнал своим египетским партнерам именно сейчас? Тем более, что он во время этого кризиса постарался максимально нормализовать свои отношения со всеми соседями, начиная с Египта и заканчивая Эритреей. Все дело в том, что суданского президента абсолютно не удовлетворил план Каира по нормализации ситуации в стране. Естественно, что территориальные споры в данном случае являются лишь поводом для выражения этого негативного мнения. Все дело в том, что КСА и ОАЭ неформально возложили на АРЕ основные функции некого медиатора в рамках сохранения стабильности в Судане. Мы уже говорили, что практически все страны Персидского залива едины в мнении необходимости сохранения стабильности в Судане. При этом вопрос в данном случае состоит в том, будет ли присутствовать в этой новой модели власти сам О.аль-Башир. И именно этот момент является для последнего главным раздражителем. 12 марта в Каире первый вице-президент и министр обороны генерал Ахмед Авад бен Ауф и директор Национальной службы разведки и безопасности (НСРБ) генерал Салах Абдалла Мухаммед Салех (Салах Гош) встретились с президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси и главой разведки Египта Аббасом Камелем. На этой встрече они изложили стратегию Омара аль-Башира по прекращению протестов, которые угрожают его режиму. Согласно нашим источникам, этот план предполагает приостановку внесения поправок в Конституцию Судана и согласие О.аль-Башира не баллотироваться на переизбрание в 2020 году. Как и в случае с Абдельазизом Бутефликой, президент Судана, в свою очередь, продлит свой срок полномочий в рамках переходного этапа, условия которого будут согласованы с оппозицией. В течение этого периода Президентский совет в составе пяти членов, назначаемых политическими партиями и нынешним президентом, теоретически приведет страну к мирной эпохе после О.аль-Башира. Суданский лидер также добивается гарантии того, что в случае отказа от власти он не будет подвергнут никакому преследованию со стороны Международного уголовного суда (МУС). Надеясь избежать массового исхода суданских граждан, А.Ф.ас-Сиси направил послание наследным принцам КСА и ОАЭ — соответственно Мухаммеду бен Сальману и Мухаммеду бен Заиду Аль Нахайяну — с просьбой оказать поддержку в обеспечении временного пребывания О.аль-Башира на посту президента. В определенные моменты суданского кризиса эти два тяжеловеса Персидского залива были на грани отказа от поддержки О.аль-Башира из-за его отношений с Турцией, Катаром и «Братьями-мусульманами». С момента начала народных протестов в Судане 19 декабря 2018 года политическая и военная элита Египта пытается удержать О.аль-Башира у власти, особенно после создания 5 января совместного Совета безопасности и разведки, чтобы избежать кровопролития в стране. При этом план Каира несколько расходится с предложениями Хартума. В частности, он предполагает не только создание некого органа власти на переходный период, но и уход О.аль-Башира ранее 2020 года. Этот компромиссный вариант был направлен по итогам вышеобозначенных консультаций Эр-Рияду и Абу-Даби, которые его в принципе одобрили. То есть за основу принимается план действий по уходу О.аль-Башира в случае продолжения массовых протестов. Вот собственно это и вызвало раздражение суданского президента, а не территориальные споры. При этом египтяне через свои контакты в суданской элите уже начали проработку этого плана. Несмотря на то, что 23 февраля президент Омар аль-Башир назначил нового премьер-министра в лице Мухаммеда Тахира Аялы в надежде выйти из нынешнего кризиса, правящая партия Национальный Конгресс (ПНК), со своей стороны, планирует найти ему замену. В середине марта на заседании Политбюро ПНК, от председательства в котором Башир отказался 28 февраля в пользу депутата со своей стороны, планирует найти ему замену. В середине марта на заседании Политбюро ПНК, от председательства в котором О.аль-Башир отказался 28 февраля в пользу депутата Ахмеда Мохаммеда Харуна, партия составила список потенциальных преемников. Члены Политбюро не включили главу Национальной службы разведки и безопасности (НСРБ) генерала Салаха Гоша в число своих шести фаворитов. Вместо этого они поставили бывшего министра иностранных дел Ибрагима Гандура во главе списка. И это было сделано не случайно: И.Гандур в отличие от С.Гоша и А.Харуна не находится под вердиктами МУС, и хорошо известен в Каире, Вашингтоне и Брюсселе, как сторонник развития отношений с Западом. При этом он придерживается жестко антикатарской и антииранской позиции, что устраивает Эр-Рияд и Абу Даби. Роль С.Гоша и А.Харуна при этом будет заключаться в обеспечении сохранения стабильности в рамках передачи власти в Судане.

51.45MB | MySQL:101 | 0,372sec