О сложностях с партнёрами в процессе реализации газовой стратегии Израиля

В конце марта израильская государственная газотранспортная компания Israel Natural Gas Lines (INGL) сообщила о проведении переговоров с зарегистрированным в Афинах IGI Poseidon SA о совместной работе над инфраструктурой, необходимой для экспорта израильского газа в Европу. Поскольку Poseidon владеют в равных долях греческая DEPA Group и итальянская Edison SpA, занимающиеся развитием проектов в Юго-Восточной Европе, включая трубопровод EastMed, данный комментарий был подан как свидетельство успехов в продвижении именно этого масштабного плана. Помимо этого, по данным израильского экономического издания Calcalist, INGL ведет переговоры с Noble Energy и Delek относительно системы экспорта природного газа в Египет, что позволит начать закачку уже во втором квартале нынешнего года.

Вместе с тем отношения Израиля с соседями в том, что касается газовой отрасли, в последнее время являются поводом для критики. Как стало известно в начале апреля, израильская электороэнергетическая компания «Хеврат хашмаль» договорилась с Египтом о сокращении суммы компенсации, которую должен был выплатить последний за срыв поставок газа, произошедший на фоне событий «арабской весны». Международный арбитраж присудил Израилю сумму в размере 1,76 млрд долларов. Однако «Хеврат хашмаль» еще в январе утвердила на совете директоров решение сократить долг на 85 %. Оставшуюся сумму около 500 млн долларов египтяне будут выплачивать в течение 8 лет. Свое решение компания мотивировала «дипломатическими соображениями». Вместе с тем Министерство финансов не согласилось с такими доводами и рекомендовало «Хеврат хашмаль»  повторно обсудить свою позицию.

С одной стороны, как отмечается в СМИ, сокращение суммы долга должно стать основанием для продвижения договоренностей об экспорте израильского газа в Египет, однако «Хеврат хашмаль»  не имеет к ним прямого отношения, а занимаются этим  Noble Energy и Delek. С другой стороны, Минфин полагает, что компания не приняла все необходимые меры для взыскания всей суммы, хотя могла повторно обратиться в международные инстанции или добиться заключения с Каиром дополнительных соглашений, которые компенсировали хотя бы частично столь крупный вычет из взыскания. В настоящий момент ситуация складывается фактически также, как и в отношении совместной иордано-израильской инициативы «Канал двух морей», где, как уже отмечалось, Израилю придется покупать более дорогую опресненную воду поддерживая таким образом мир с соседом и создавая экономическое измерение для урегулирования конфликта за счет привлечения к соглашению палестинцев.

Надо сказать, что на иорданском треке также наблюдаются сложности, в значительной степени являющиеся следствием ситуации внутри Хашимитского королевства. Так, в конце марта нижняя палата парламента проголосовала против сделки 2016 г., заключенной между операторами месторождения «Левиафан» Noble Energy и Delek с иорданской электроэнергетической компанией (JEPCO). По ее условиям Израиль должен был экспортировать 45 млрд куб. м газа в течение 15 лет. Соглашение должно было вступить в силу в 2019 г., и, по данным израильской стороны, подготовка к старту поставок велась в плановом режиме.

Причиной возражений нижней палаты иорданского парламента стала возникшая якобы угроза энергетической безопасности страны, создаваемая излишней зависимостью от Иерусалима. Кроме того, депутаты сослались на то, что путем договоренностей с Израилем власти королевства легализуют его оккупационную деятельность. В качестве варианта решения проблемы было предложено искать партнеров среди арабских стран региона. В такой роли, вероятнее всего, воспринимается Египет, который уже поставляет газ в страну и планирует в течение года увеличить объемы экспорта.

Примечательно, но иорданские парламентарии заявили о необходимости отказаться от соглашения любой ценой. Вероятно, прежде всего, они хотят избавить себя от неудобного партнера с точки зрения политической линии Аммана в палестино-израильском конфликте. Помимо этого явно принимается во внимание то, что контракт с Иорданией является одной из основных финансовых гарантий для разработки «Левиафана». Однако они, судя по всему, не просчитали до конца то, как последствия срыва поставок отразятся на собственной экономике Хашимитского королевства. Так, по оценкам The Marker, израильский газ сэкономил бы Амману порядка 700 млн долларов, что важно, поскольку социально-экономическая ситуация серьезным образом подпитывает протестный дух населения. Помимо этого диверсификация поставщиков газа, предложенная депутатами, процесс продолжительный.

В целом, необходимо отметить, что в настоящий момент наблюдается сразу несколько серьезных вызовов для газовой стратегии Израиля. Несмотря на перспективность газопровода EastMed, он представляет собой крайне дорогостоящий и технически сложный проект, что может если не помешать, то, как минимум, серьезно замедлить его реализацию. Отношения с соседями, находящиеся в состоянии т.н. «холодного мира» заставляют Израиль нередко заключать соглашения в ущерб себе, как это показывает пример с Египтом. Преследуя цель не потерять лояльность партнеров, играющих определенную роль в политико-дипломатической игре, Иерусалим вынужден идти на уступки.

Наиболее сложной представляется ситуация на иорданском треке. Хотя полномочия нижней палаты парламента все же не позволяют ему принять окончательное решение по сделке, вопрос передан в Конституционный суд. Если он подтвердит правомочность действий депутатов, то риски выхода из соглашения все же есть, хотя Израиль предпочитает их не комментировать, а СМИ и эксперты не воспринимают такой сценарий как наиболее вероятный. При этом нельзя не учитывать, что в первую очередь Амман ухудшает таким образом ситуацию внутри страны, пытаясь сместить акцент протестов с экономических трудностей на поиск внешнего врага, одновременно стремясь укрепить авторитет не только за счет охраны статус-кво на Храмовой горе, который сам же и нарушает, повышая роль палестинцев, но и путем отказа от сотрудничества с Израилем, чья репутация в региона вновь оказалась под ударом из-за решения США по Голанам. Важно, что Вашингтон имеет возможность изменить ситуацию в лучшую сторону как в случае с EastMed, так и с иордано-израильскими договоренностями. В первом явно необходимо экономическое участие, спонсирующее дорогостоящую инициативу, во втором помимо финансов значение имеет авторитет единственного действующего посредника в палестино-израильском конфликте, который может помочь стабилизировать ситуацию на Западном берегу, если ХАМАС или ФАТХ ее усугубят.

52.2MB | MySQL:103 | 0,459sec