В феврале 2007 года военно-политическая обстановка в Ираке сохранялась сложной и нестабильной. Положение дел на ключевом участке – в сфере безопасности продолжало оставаться очень напряженным. Заметного прогресса в политическом процессе в Ираке не отмечалось. В то же время руководство страны продолжало проявлять высокую активность по внешнеполитическим вопросам.
Ситуация в Ираке настолько сложна, считает президент США Дж. Буш, что трудно сказать, идет ли там гражданская война. Более того, Буш утверждает, что в Ираке, возможно, никогда не удастся добиться «полностью мирной обстановки». В итоге «остается только надеяться» на установление в этой стране «относительного мира». Более четко определил состояние дел в Ираке новый директор национальной разведки США М. Макконелл, который считает, что ситуация там вышла из-под контроля и ее можно уже характеризовать как гражданскую войну.
В феврале положение дел в Ираке в сфере безопасности сохранялось очень сложным и напряженным. В докладе «Национальная разведывательная оценка», подготовленном американским разведсообществом, подчеркивается, что ситуация в стране в вопросах безопасности может ухудшиться, а уровень насилия возрасти. В качестве главной угрозы безопасности в Ираке авторы документа выделили межрелигиозное насилие. Одновременно указывается на продолжающуюся поляризацию иракского общества, слабость национальных сил безопасности и государства в целом. В этих условиях спецслужбы США считают, что сохранение присутствия в Ираке коалиционных сил «остается важным стабилизирующим элементом». Подрывная деятельность Ирана в Ираке, по мнению составителей документа, способствует росту насилия, «хотя и не является одной из основных его причин». Особо подчеркивается, что будет очень трудно добиться того, чтобы иракские силы безопасности могли самостоятельно бороться против боевиков шиитских вооруженных милиций. Вашингтонская администрация охарактеризовала доклад НРО как «критический», но «честный» документ.
Наиболее сложная и напряженная обстановка, как и прежде, сохранялась в Багдаде и прилегающих к столице районах, а также в западной провинции Анбар. Именно здесь происходило наибольшее количество вооруженных нападений, терактов и других насильственных действий.
В феврале американские и иракские силы начали в столице масштабную операцию «Установление законности», которая, как считают в Вашингтоне и Багдаде, может в случае успеха положить начало общей стабилизации обстановки в стране. Причем операция фактически стала проводиться примерно за неделю до официального объявления о ее начале. Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики официально объявил о ведении в действие плана ее осуществления 14 февраля. Аль-Малики утверждает, что этот документ одобрен всеми религиозными и этническими группами страны. Однако с этим не согласны многие суннитские арабские политики, считающие, что проводимые силовые акции направлены преимущественно против суннитских повстанцев.
Американское командование и иракские власти не стали дожидаться полного сосредоточения войск, предназначенных для наведения порядка в городе. Как было заявлено американским военным представителем, Багдад разделен на девять районов и армейские части совместно с силами безопасности начали последовательно устанавливать контроль над ними, «уничтожая группы повстанцев и милиций». В городе были ужесточены меры безопасности, значительно возросло число блокпостов и патрулей, тщательно проверяется автотранспорт и т. п. Действия наземных сил постоянно поддерживает боевая авиация.
К началу операции в Багдад из других районов страны были переброшены три бригады иракской армии и другие части (всего до 8 тыс. чел.). Прибытие в город дополнительных иракских правительственных сил продолжалось в течение всего февраля. Причем, по утверждению американских военных, вновь прибывшие в столицу иракские части, как правило, имели очень большой некомплект личного состава (до 45% от штатной численности). Так, первоначально сообщалось о направлении в Багдад двух бригад, укомплектованных военнослужащими-курдами численностью до 6 тыс. человек, реально же прибыла одна бригада (ок. 2 тыс. чел.). Причем многие в Иракском Курдистане не согласны с отправкой курдских военнослужащих в Багдад, т. к. не желают их участия в «кровавой межконфессиональной трясине». Имеется большое число случаев отказа курдских солдат и офицеров от участия в боевых действиях в иракской столице.
Отметим, что для поднятия морального состояния иракских военнослужащих, действующих в Багдаде, им на время участия в операции ежемесячно будут дополнительно выплачивать сумму, эквивалентную 200 долларам США (денежное довольствие рядового армии Ирака равно примерно 300 долл.).
Командование ВС США, для усиления сил, действующих в иракской столице, перебросило одну бригаду (2700 чел.) из пяти намеченных. Еще четыре бригады должны быть переброшены в Ирак к маю с. г. В настоящее время численность войск США в Багдаде составляет ок. 35 тыс. человек (8 бригад).
Всего к участию в багдадской операции планировалось привлечь ок. 85 тыс. военнослужащих и полицейских, хотя по расчетам военных США оптимальное число войск для проведения подобного масштабного мероприятия должно составлять не менее 120 тыс. человек.
По заявлениям американского командования, войска при проведении операции не встретили сильного сопротивления со стороны боевиков суннитских и шиитских вооруженных группировок. Это объясняется следующими основными причинами. Значительная часть боевиков по приказам своих руководителей временно, до окончания операции, прекратила активные действия. Еще одна часть боевиков покинула Багдад, переместившись в другие районы Ирака, где и проводят свои боевые акции. И, наконец, довольно значительные силы боевиков и террористов продолжают активно действовать в столице, однако при этом они стараются не вступать в прямые боестолкновения с американскими войсками и иракскими правительственными силами.
О первых успехах в Багдаде иракский премьер-министр Н. аль-Малики поспешил «отрапортовать» президенту США Дж. Бушу уже 16 февраля. В то же время госсекретарь К. Райс, посетившая иракскую столицу 17 февраля, более сдержанно оценивает ситуацию, заявив, что успех операции «будет во многом зависеть от того, как иракское правительство сможет воспользоваться снижением уровня насилия в стране». Радикальный шиитский лидер, руководитель «Армии Махди» М. ас-Садр утверждает о «провале» американского плана в Багдаде.
Каковы же первые реальные итоги багдадской операции? Начнем с позитивных проявлений. Отмечается общее снижение активности т. н. «эскадронов смерти» (шиитских и суннитских), которые занимаются «зачистками» по религиозному признаку. Число их жертв сократилось с 22,8 до 14,6 человек в день. Уменьшилось число тел убитых суннитов и шиитов, ежедневно обнаруживаемых в городе. Так, если в январе их число составило 1079, то за 26 дней февраля – 628. В то же время многие шииты выражают недовольство тем, что уход с багдадских улиц боевиков «Армии Махди» сделал их более уязвимыми от нападений суннитских экстремистов. Общее же число ежедневно погибших в столице от терактов и вооруженных нападений сократилось незначительно: с 14,8 человек в период с 1 декабря 2006 г. до 14 февраля 2007 г. до 13,8 человек в период с 15 по 26 февраля. Вместе с тем, произошло увеличение числа терактов, в т. ч. крупных, а также т. н. «сложных» или «изощренных» (по американской терминологии) нападений, т. е. тщательно подготовленных и умело, с применением нестандартных тактических приемов исполненных боевых акций. В частности, количество ежедневных терактов, совершаемых путем подрыва автомашин, начиненных взрывчаткой, возросло с 1,2 до 1,6. Продолжаются обстрелы, в т. ч. минометные, особо охраняемой «зеленой зоны» столицы, где размещены важнейшие иракские государственные учреждения, командование американских войск в стране, многие зарубежные дипломатические миссии.
Таким образом, масштабная операция по улучшению положения дел в сфере безопасности в Багдаде, которую проводят американские войска и иракские силы, пока не привела к решительному изменению обстановки в столице. Боевики и террористы из различных группировок регулярно продолжают совершать в городе теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия. Существенно не снизился и накал противостояния между арабами-суннитами и шиитами.
По заявлению заместителя командующего ВС США в Ираке генерала Р. Одьерно, на операцию по установлению порядка в Багдаде уйдут «месяцы, а не недели». Причем генерал категорически отказался строить прогнозы относительно того, удастся ли американским и иракским силам обеспечить безопасность в столице к лету текущего года, отметив лишь «некоторый первоначальный прогресс», который дает основание для «осторожного оптимизма», но делать более серьезные выводы «еще рано».
Со своей стороны глава Пентагона Р. Гейтс заявил, что не считает увеличение численности ВС США в Ираке «последним шансом» для достижения стабильности в этой стране. По словам министра, в его ведомстве разрабатываются резервные планы на случай, если нынешнее наращивание войск не даст ожидаемых результатов. Гейтс подчеркнул, что если действующий план сработает, то уже к концу 2007 года можно будет приступить к сокращению американской военной группировки в Ираке.
В рамках ужесточения мер безопасности иракские власти в середине февраля на несколько дней закрыли границы с Ираном и Сирией.
В феврале 2007 года вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия преимущественно имели место в городах (и прилегающих к ним районах) в центре, на севере и западе Ирака: Рамади, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Самарра, Эль-Микдадия, Талль-Афар, Эль-Халис, Эль-Хадита, Балад, Хувейджа, Эс-Сувейра, Балад Руз, Рияд, Эр-Рутба, Эт-Тармия, Сулейман Бег, Хит, Эль-Каим, Эль-Хаббания и в ряде других мест.
Перемещение части боевиков и террористов из столицы перед началом и в ходе проводимой там американо-иракскими силами операции по наведению порядка привело в настоящее время к значительному увеличению масштабов и усилению активности их деятельности в провинциях к северу, северо-востоку и западу от Багдада.
Не снижается уровень напряженности в провинции Дияла северо-восточнее столицы, где компактно проживают арабы-сунниты, шииты и курды. Именно в эту провинцию, по информации американского командования, переместились из Багдада большие группы суннитских боевиков. Также отмечается передислокация части суннитских боевиков из провинции Анбар в провинцию Дияла.
Очень сложной остается обстановка в западной провинции Анбар. В ее административном центре городе Рамади практически постоянно происходят боестолкновения суннитских повстанцев и боевиков «Аль-Каиды» с американскими войсками и иракскими силами безопасности. Высока активность повстанцев и иностранных боевиков в других районах провинции. В целом, по заявлениям представителей командования ВС США, боевая и террористическая активность в провинции Анбар с лета 2006 года возросла на 70 процентов. Постоянно сообщается о потерях американских военных в боестолкновениях с повстанцами и террористами. В тоже время здесь имеет место растущее неприятие иностранных боевиков и террористов со стороны многих вождей суннитских племен.
С начала года все более продолжает обостряться обстановка в северном городе Киркук и прилегающих к нему районах. Здесь усиливаются противоречия курдского населения с арабами и туркоманами. В городе постоянно происходят вооруженные столкновения между боевиками противоборствующих сторон.
На высоком уровне остается интенсивность боевой и террористической деятельности антиправительственных сил в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада, главным образом в районе городов Эль-Махмудийя, Эль-Юсифийя, Эль-Мусайиб, Сальман-Пак.
Неспокойная обстановка сохраняется во многих районах иракского юга. 15-17 февраля одновременно с действиями в Багдаде британские войска при содействии иракской армии, полиции и пограничников провели крупную операцию против антиправительственных вооруженных формирований и криминальных группировок в крупнейшем городе иракского юга – Басре и прилегающих к нему районах. Действия наземных сил поддерживала боевая авиация США и Великобритании. На время проведения операции был закрыт южный участок ирано-иракской границы.
В феврале на юге Ирака теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия происходили также в городах (и прилегающих к ним районах): Эль-Кут, Эд-Дивания, Эн-Наджаф, Кербела, Хилла, Эс-Самава, Эль-Азизийя, Амара и в некоторых других местах. В связи с перемещением части шиитских боевиков из Багдада и предстоящим значительным сокращением численности британских войск на юге Ирака ожидается рост насилия.
Обстановка в Иракском Курдистане в феврале 2007 года в основном сохранялась стабильной.
Высоким сохраняется уровень противостояния между арабами-суннитами и шиитами. И если в Багдаде он несколько снизился, то во многих других районах Ирака число жертв межконфессиональной вражды явно не идет на спад. Не уменьшается число терактов, в т. ч. с использованием террористов-смертников против шиитского и суннитского населения, мечетей и других объектов. Как правило, такие акции совершаются в местах массового скопления людей, что приводит к многочисленным жертвам. Не прекращается практика захвата и последующего убийства заложников из числа представителей обеих общин.
На иракской территории продолжают действовать большое число боевиков и террористов из других, преимущественно арабских стран. Основная их масса относится к местному филиалу «Аль-Каиды». Отмечается активизация деятельности «Аль-Каиды» по вербовке потенциальных террористов-смертников в странах Северной Африки. По утверждению руководства марокканских спецслужб, в Марокко и Алжире вербовщики из «Аль-Каиды» ведут интенсивную работу в молодежной среде по привлечению нового пополнения в ряды террористов-смертников для действий в Ираке. После вербовки молодые люди «вылетают в Турцию, и в течение недели их можно будет использовать для операций самоубийц».
Наиболее часто повстанцы, террористы и шиитские боевики продолжают совершать нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные (преимущественно американские) войска, представителей иракской интеллигенции, иностранцев, работающих в Ираке, местных и зарубежных журналистов, предпринимателей. Нападения совершаются на административные здания в столице и провинции, полицейские участки, пункты записи добровольцев в армию и полицию, офисы местных и иностранных фирм. Продолжает иметь место практика захвата в заложники иностранцев.
С 2003 года по 2006 год в Ираке были убиты 769 и ранены 3367 гражданских лиц, работавших по контрактам с министерством обороны США. Среди них имеются как американцы, так и граждане иностранных государств.
Не прекращаются многочисленные нападения повстанцев и боевиков на автодорогах страны, что существенно затрудняет снабжение американских войск. В феврале вновь имели место нападения боевиков на объекты нефтяной отрасли.
Иракские повстанцы, иностранные террористы и боевики шиитских милиций постоянно совершенствуют способы своих действий. Все чаще для обстрелов различных объектов они используют реактивные снаряды. В последнее время отмечается тенденция к росту числа нападений на базы и блокпосты американских войск. Активно в различных районах Ирака продолжают действовать снайперы.
Особую опасность представляет использование боевиками в последнее время отравляющих веществ (емкостей с хлором). В январе-феврале с. г. отмечено три таких случая. В результате ок. 20 человек погибли и до 200 получили отравления различной степени тяжести. В пригороде Эль-Фаллуджи американские военные обнаружили мастерскую, где террористы не только начиняли автомобили взрывчаткой, но и хранились баллоны с сжиженным хлором.
В январе-феврале 2007 года отмечен резкий рост потерь американских вертолетов – всего сбито восемь машин, погибли 28 человек. Причем, по информации командования ВС США, вертолеты были поражены из различных видов оружия. Американцы считают, что здесь им приходиться иметь дело с «умным противником». Всего с 2003 года США потеряли в Ираке ок. 60 вертолетов, из которых половина была сбита.
Политическое и военное руководство США считает, что Иран явно причастен к снабжению иракских шиитских боевиков оружием. В этом, в первую очередь, обвиняют спецслужбы иранского Корпуса стражей исламской революции.
В условиях продолжающегося в стране масштабного насилия и произвола не снижается поток иракских беженцев в соседние страны, преимущественно в Сирию и Иорданию, что привело к заметному осложнению там социальной и экономической ситуации (рост цен, особенно на жилье, обострение проблемы занятости, трудности в сфере образования и др.). В этих условиях сирийское и иорданское правительства вынуждены принимать меры по ограничению притока иракских беженцев в свои страны. Верховный комиссариат ООН по делам беженцев заявляет о необходимости срочного увеличения международной помощи Сирии и Иордании в деле обустройства прибывших туда иракских граждан. Также растет число иракцев, направляющихся в Египет, Турцию, Ливан, европейские государства.
По состоянию на 1 марта 2007 года списочная численность личного состава силовых структур Ирака составляла 323 тыс. человек (вооруженные силы – 135 тыс. чел., полиция и другие формирования МВД – 188 тыс. чел.). Вместе с тем, как считают западные военные эксперты, реальная численность иракских силовиков значительно меньше по причине дезертирства и постоянного отсутствия на службе многих военнослужащих и полицейских.
Иракское правительство постоянно требует от США увеличения поставок оружия и снаряжения для национальной армии и полиции. Прежде всего, речь идет о стрелковом оружии, ручных гранатометах, бронемашинах. При этом подчеркивается: «Мы не хотим танков. Мы не хотим оружия для того, чтобы начать войну. Мы хотим только то оружие, которое поможет нам бороться с террористами».
В вооруженных силах Ирака начала вводиться электронная система учета личного состава, в базу данных которой в течение года предполагается внести сведения о всех 135 тыс. солдат и офицерах, в т. ч. их биометрические данные. В министерстве обороны считают, что внедрение электронной системы позволит существенно улучшить контроль за прохождением службы личным составом.
В целом иракские армия и полиция все еще далеки от уровня, позволяющего им самостоятельно обеспечивать внутреннюю безопасность в стране. В докладе американского разведсообщества утверждается, что «несмотря на перемены к лучшему» в деле укрепления сил безопасности, «конфессиональный раскол разрушает надежность многих частей, многие части страдают от нехватки личного состава и вооружения и многие части иракской армии отказываются служить за пределами тех районов, где они формируются». В итоге речь идет о «не изживаемой слабости сил безопасности» Ирака, преодоление которой требует очень больших усилий, средств и времени.
По состоянию на 1 марта 2007 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 140 тыс. человек. 10 февраля вступил в должность новый командующий американскими войсками в Ираке генерал-лейтенант Дэвид Петрэус.
Глава Пентагона Р. Гейтс допускает, что американским войскам придется остаться в Ираке на длительный срок, хотя при этом, по его оценке, их численность в этой стране будет постепенно сокращаться. Гейтс также подчеркнул, что США не собираются создавать в Ираке постоянные военные базы, но даже в случае стабилизации обстановки в стране продолжат оказание иракцам «технической и консультативной помощи».
В конгрессе США считают, что войны в Ираке и Афганистане представляют собой «значительный риск», т. к. американские вооруженные силы «могут оказаться не способными быстро и в полной мере реагировать» на возможные кризисы в других районах мира. Председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал П. Пейс признал, что увеличение численности американской группировки в Ираке на длительный срок создаст значительные трудности для сухопутных войск, Корпуса морской пехоты и резервных компонентов ВС.
Бюджетное управление американского конгресса сообщило, что намеченное наращивание боевых частей ВС США в Ираке на 21,5 тыс. человек может повлечь за собой увеличение численности вспомогательных сил на 35-48 тыс. человек, что приведет к резкому росту расходов на иракскую кампанию – на 20-27 млрд долларов уже в первый год наращивания группировки.
Потери личного состава ВС США в Ираке в феврале 2007 года составили убитыми 87 и ранеными ок. 500 человек. Таким образом, общие потери вооруженных сил США со времени начала иракской компании в марте 2003 года по 28 февраля 2007 года достигли, по уточненным данным, убитыми 3375 человек и ранеными ок. 24100 человек. Кроме того, два военнослужащих считаются пропавшими без вести.
Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции составили в феврале 2007 года убитыми 4 (Великобритания, Польша) и ранеными 4 человека (Великобритания, Польша).
Боевая авиация США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты F-16, А-10, «Торнадо», вертолеты армейской авиации) постоянно оказывали поддержку действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах Ирака, а также прикрывали с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах. Ежедневно авиация союзников совершала от 41 до 64 боевых вылетов (без учета вертолетов). Наиболее часто удары с воздуха по объектам повстанцев и боевиков наносились в районах городов Багдад (и его пригородов), Баакуба, Самарра, Рамади, Балад, Хувейджа, Басра, Талль-Афар, Тикрит, Эль-Юсифийя, Эль-Махмудийя, Сальман-Пак, Хит, Кербела, Амара, Эт-Тармия и в ряде других мест. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, управляемые авиационные бомбы GBU-12 и GBU-38. Авиация также активно вела разведку объектов повстанцев и боевиков в различных районах страны, выполняла поисково-спасательные задачи. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии.
Возросшая активность и эффективность действий сил иракского сопротивления и иностранных боевиков ведет к увеличению расходов на программы по защите американских войск, в первую очередь от поражения различными видами взрывных устройств. Как подчеркнул глава Пентагона Р. Гейтс, именно от них в Ираке погибло 70% американских солдат и офицеров. Гейтс запросил у конгресса на решение задач по обеспечению защиты войск в Ираке дополнительно к уже выделенным на 2007 год 2,0 млрд долларов еще 2,4 млрд долларов.
Израильская фирма «Рафаэль» поставит американским войскам в Ираке 60 бронированных автомашин типа «Голаны» на сумму 37 млн долларов. Машина может перевозить 10 человек и обладает повышенной защищенностью от минного оружия, а также приспособлена к боевым действиям в городских условиях. Отметим, что «Голаны» еще не поступили на вооружение израильской армии. Ранее Израиль поставил для войск США в Ираке беспилотные летательные аппараты и средства для усиления бронирования танков и другой бронетехники.
В феврале в ходе проведения боевых действий американские войска в Ираке допустили несколько случаев нанесения ошибочных ударов по гражданскому населению, что привело к человеческим жертвам.
Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (23) составляла на 1 марта 2007 года ок. 14,2 тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (7,1 тыс. чел.) и Южная Корея (2,3 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.
Великобритания в ближайшие месяцы намеревается вывести из Ирака ок. 1600 своих военнослужащих, но при условии создания на юге этой страны «дееспособных сил правопорядка». Оставшиеся 5,5 тыс. солдат и офицеров будут дислоцированы преимущественно в районе аэропорта г. Басра, а их главной задачей станет обучение и поддержка (при необходимости) иракских правительственных сил безопасности. Также британские военные будут охранять коммуникации, по которым доставляются из Кувейта грузы для американской группировки в Ираке. Одновременно из Ирака буду выведены подразделения ВС Дании (460 чел.) и Литвы (ок. 50 чел.), которые несут службу в зоне ответственности британского контингента. В то же время Дания продолжит участвовать в подготовке иракских военнослужащих.
Правительство Болгарии утвердило соглашение с США о продлении пребывания болгарских военнослужащих в Ираке под американским командованием до 31 марта 2008 года. Болгарский воинский контингент (155 чел.) выполняет задачу по охране лагеря беженцев «Ашраф» севернее Багдада.
Латвия планирует в июне 2007 года перебросить свое боевое подразделение (ок. 120 чел.) из Ирака в Афганистан. В Ираке в качестве инструкторов по обучению местных военных и полицейских останутся 15 латышских военнослужащих.
Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в феврале 2007 года продолжала оставаться очень сложной и напряженной. В различных районах страны произошло большое число терактов, вооруженных нападений, похищений и убийств, других насильственных действий.
Внутриполитическая обстановка в Ираке в феврале 2007 года характеризовалась значительной сложностью. По оценке американского разведсообщества, «отсутствие среди суннитов и шиитов лидеров, способных говорить от имени или контролировать свои конфессиональные группы, ограничивают перспективы примирения».
Острой остается проблема Киркука. Причем «курды действуют систематично в усилении своего контроля» над этим городом, «чтобы обеспечить присоединение всего или большей части города или провинции к Курдистану после предусмотренного конституцией референдума», который должен быть проведен не позже 31 декабря 2007 года. Арабы и туркоманы, со своей стороны, продолжают «яростно сопротивляться», рассматривая действия курдов не иначе как «вторжение».
9 февраля иракский парламент утвердил государственный бюджет на новый финансовый год в размере 41 млрд долларов. Его доходная часть предусмотрена в 33,3 млрд долларов, причем она в основном должна быть получена за счет нефтяного сектора.
Кабинет министров Ирака в конце февраля завершил работу над законопроектом об основах деятельности в нефтяной отрасли, который вскоре должен быть передан на рассмотрение парламента. Документ предполагает, что доходы от продажи нефти станут направляться на единый счет, после чего их будут распределять между всеми 18 провинциями страны в зависимости от численности населения в каждой из них. Также планируется создать Федеральный совет по нефти и газу, который станет разрабатывать политику в сфере топливно-энергетического комплекса. В совете «будут представлены все провинции и регионы». В то же время, по сообщениям зарубежной печати, проект нового закона предполагает передачу крупнейших иракских нефтяных месторождений в «полное и эксклюзивное управление» ведущим западным нефтяным компаниям сроком на 32 года. Учитывая особую значимость, остроту и сложность нефтяного вопроса в современном Ираке, можно говорить о том, что обсуждение правительственного законопроекта в парламенте будет проходить весьма трудно и займет много времени.
По информации СМИ, последние исследования усиливают предположения о наличии крупных запасов нефти и природного газа в суннитских районах к востоку и северу от Багдада и в некоторых местах на западе Ирака.
В Вашингтоне считают, что вслед за законом о нефти иракскому правительству следует в первоочередном порядке заняться конституционной и избирательной реформами, а также вовлечением арабского суннитского населения в политическое урегулирование.
Значительные трудности продолжают иметь место в экономике и социальной сфере Ирака. До настоящего времени не удается преодолеть дефицит топлива и электроэнергии, что негативно отражается на жизни населения, функционировании промышленности и транспорта. Высоким остается уровень безработицы, в первую очередь среди молодежи. Серьезные трудности переживают национальное здравоохранение и образование. Низким остается уровень жизни большинства иракцев.
В целом на сегодняшний день пока не просматриваются отчетливые перспективы нормализации внутриполитической обстановки в Ираке, перехода ситуации от ожесточенной конфронтации на путь реального и эффективного диалога с равноправным участием всех политических сил страны с целью достижения национального примирения.
Внешнеполитическая деятельность иракского руководства в феврале 2007 года характеризовалась высокой степенью активности, а иракская тематика продолжала занимать одно из ведущих мест в межгосударственных отношениях на Ближнем Востоке, да и на международной арене в целом.
Комплекс проблем, связанных с Ираком, оставался в центре внимания исполнительной и законодательной ветвей власти США. Президент Дж. Буш признал, что следующий глава Белого дома унаследует проблемы в сфере безопасности в Ираке, т. к. ко времени появления в Вашингтоне нового руководителя (начало 2009 г.) в этой стране все еще «будет насилие».
Помощник американского президента по национальной безопасности С. Хэдли считает, что нынешняя стратегия США в Ираке «не дает гарантий успеха», но альтернативные варианты, включая вывод иностранных войск из этой страны – верный путь к политическому фиаско с тяжелейшими последствиями.
Руководитель национальной разведки США М. Макконелл признал, что Америка идет в Ираке по «ложному пути», а для изменения ситуации необходимо принимать «решительные меры». Макконелл, считая, что «нынешние тенденции развития ситуации в сфере безопасности и политики в Ираке имеют негативную направленность», одновременно выступил против поспешного вывода оттуда американских войск, т. к. это, по его мнению, «приведет к еще более тяжелым последствиям».
Вашингтон оказывал постоянное давление на багдадские власти с целью заставить их действовать более решительно и последовательно в вопросах улучшения ситуации в сфере безопасности, принятии мер по снижению уровня противостояния между суннитами и шиитами, более широкому привлечению суннитов к участию в управлении страной. Говоря о поддержке правительства Н. аль-Малики, высокопоставленные представители вашингтонской администрации одновременно подчеркивали, что у США «есть предел терпения» и «американский народ не может ждать вечно».
16 февраля Палата представителей американского конгресса выразила вотум недоверия иракской политике Дж. Буша, однако в Сенате сторонникам главы Белого дома удалось заблокировать принятие аналогичной резолюции. В целом итоги голосования в конгрессе наглядно продемонстрировали глубокие разногласия среди американской политической элиты по иракской проблеме.
Особое внимание иракское руководство уделяло отношениями с арабскими государствами. Высокопоставленные политики из Багдада посетили в феврале ряд арабских столиц для разъяснения политики иракского правительства, получения поддержки и помощи. В первую очередь, это относится к аравийским монархиям – Кувейту, ОАЭ и Саудовской Аравии. При этом иракские политики утверждали, что «захлестнувшее Ирак насилие может распространиться на другие страны, поэтому необходимо, чтобы все государства региона помогли нам исправить сложившуюся в стране ситуацию».
Руководство ОАЭ подтвердило свою позицию поддержки стабильности, безопасности и национального единства Ирака и призвало всех иракских политических деятелей «предпринять совместные усилия, направленные на прекращение насилия».
В ходе визита министра иностранных дел Ирака Х. Зибари в Саудовскую Аравию было открыто иракское посольство в Эр-Рияде, закрытое после саддамовского вторжения в Кувейт в 1990 году. Со своей стороны, саудовское правительство не торопиться открывать свое диппредставительство в Багдаде, заявляя, что направление туда королевского посла «будет зависеть от хода развития обстановки в сфере безопасности в стране».
Сложно развивались сирийско-иракские отношения. Официальный Багдад обвинял Дамаск в поддержке суннитского сопротивления и слабой охране границы с Ираком. Сирийская сторона категорически отвергала эти обвинения. Президент Сирии Б. Асад заявил, что переговоры между САР и США могут стать «последним шансом» в деле предотвращения полномасштабной гражданской войны в Ираке. В Вашингтоне же считают, что Дамаск может сыграть позитивную роль в прекращении насилия в Ираке, но при этом сирийцы не должны добиваться уступок от американцев.
Турецко-иракские отношения продолжали концентрироваться на проблеме нахождения боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) на территории Ирака и проблеме Киркука. В Анкаре по-прежнему не отказываются от идеи проведения войсковой операции против отрядов и баз КРП на иракской территории, против чего категорически возражают в Вашингтоне и Багдаде. Турция также обвиняет правящие в Иракском Курдистане Демократическую партию Курдистана и Патриотический союз Курдистана в «полной поддержке» КРП. В частности, командование ВС Турции считает, что из примерно 5 тыс. боевиков сепаратистской группировки 3,5 тыс. находятся на севере Ирака.
Правительство Турции полагает, что проведение референдума о возможном включении Киркука в состав курдской автономии «способно привести лишь к росту насилия на межэтнической почве в соседней стране». В Анкаре призывают американскую администрацию добиться от иракских властей «аннулировать эти планы» или, по крайней мере, отложить сроки проведения референдума.
Канцлер Германии А. Меркель высказалась за сохранение территориальной целостности Ирака, но одновременно твердо заявила, что в этой стране «нет, и не будет германских войск».
Премьер-министр Франции Д. де Вильпен полагает, что присутствие в Ираке иностранных войск лишь усиливает там нестабильность и насилие. По его мнению, необходимы «ясные перспективы вывода иностранных войск и полной передачи суверенитета Ираку». Решение же об увеличении иракского контингента ВС США де Вильпен назвал «абсурдной идеей».
Россия считает важным «не допустить катастрофы в Ираке, дезинтеграции этой страны, которая повлечет за собой цепную реакцию» во всем регионе.
Правительство Ирака в конце февраля сообщило о созыве в Багдаде 10 марта с. г. международной конференции по вопросам стабилизации обстановки в стране. Для участия в конференции приглашены представители пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, соседних с Ираком ближневосточных стран, ЛАГ и ОИК. Первый этап конференции намечено провести на уровне послов и, если он пройдет успешно, то второй этап форума планируется организовать в апреле, но уже на уровне министров иностранных дел. На сегодняшний день США, Иран и Сирия подтвердили свою готовность участвовать в багдадской конференции. Таким образом, Вашингтон фактически согласился на участие Тегерана и Дамаска в решении проблем иракского урегулирования, чему он прежде всячески препятствовал.
Таким образом, в Ираке в феврале 2007 года сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Меры, принимаемые Соединенными Штатами и иракскими властями по укреплению безопасности в Багдаде и стабилизации обстановки в стране в целом пока не привели к существенным результатам.