Что стоит за очередными ракетными обстрелами территории Израиля из сектора Газа

Пресс-служба Армии обороны Израиля объявила в понедельник 5 мая о снятии ограничений в области безопасности для жителей районов в 40-километровой зоне вокруг сектора Газа. Таким образом, армия фактически подтвердила действие достигнутого ночью палестинскими группировками соглашения о прекращении огня. «С 07:00 утра понедельника (время совпадает с московским — прим. ТАСС) все защитные меры в отношении тыла отменяются», — говорится в распространенном военными коммюнике. Израиль после начала очередного витка противостояния 4 мая ввел в действие специальные инструкции по безопасности для жителей 40-километровой зоны вокруг сектора Газа. В частности, были отменены занятия в школах и запрещены собрания более 300 человек в одном месте. При посредничестве Египта в понедельник ночью было достигнуто соглашение о прекращении огня в секторе Газа, сообщило ранее агентство Рейтер со ссылкой на палестинского чиновника. Оно начало действовать в понедельник в 04:30. Это перемирие было предсказуемым: Израилю надо проводить «Евровидение-2019» и праздновать 8-9 мая День Независимости Израиля., а у палестинцев начинается сегодня рамадан. В общем-то эта вспышка насилия, несмотря на все алармические сообщения информагентств, была хорошо контролируемой с двух сторон с самого начала: они решали свои локальные задачи., в основе которых опять же лежат деньги. В частности, нынешняя демонстрация палестинцами своих возможностей была связана именно с фактом того, что Израиль задерживает перевод катарских пожертвований на сумму в несколько миллионов долларов.  В этой связи руководство ХАМАСа решило сознательно пойти на обострение с учетом именно временного и событийных факторов, что просто вынудило израильтян отвечать по нарастающей. И, судя по всему, ХАМАСовцы пошли на перемирие в большей степени на своих условиях: получение катарских траншей (пусть и частично) и открытие КПП на границе с Израилем. Израильтяне просто были вынуждены пойти на такой размен с учетом «Евровидения-2019». К тому же широкомасштабный конфликт в Газе безусловно осложнил бы попытки Израиля выйти на устойчивые дипломатические отношения с арабскими государствами Персидского залива и усилил бы критику политики Вашингтона в отношении Израиля в самих Соединенных Штатах.
Каковы предварительные итоги этой новой вспышки боевых действий, которая с самого начала не имела никаких шансов перерасти в новое широкомасштабное противостояние, несмотря на все прогнозы многих экспертов? Это было ясно практически с самого начала кризиса, поскольку, как мы уже отметили, стороны были заинтересованные продемонстрировать свою решимость исключительно в строго лимитированные сроки, а не воевать по серьезному. В частности, главным индикатором серьезности намерений израильского руководства в этой ситуации является  мобилизация резервистов, чего не произошло. Стороны ограничились бесконтактным обменом ударами. По подсчетам израильских военных, за почти двое суток противостояния палестинские радикалы из сектора Газа выпустили по Израилю семь сотен ракет. «С момента начала обстрелов 690 ракет были запущены по израильской территории. Система ПВО «Железный купол» перехватила 240 из них», — сообщила в понедельник пресс-служба Армии обороны Израиля. В ответ танки, самолеты и вертолеты израильской армии поразили 350 военных объектов радикальных движений ХАМАС и «Исламский джихад» в секторе Газа, добавили в пресс-службе. В результате ракетных обстрелов за двое суток погибли четверо израильтян, еще несколько получили тяжелые ранения, пострадали десятки человек. По данным телеканала «Аль-Хадас», в результате израильских ударов за два дня не менее 14 палестинцев погибли, десятки были ранены. Отметим, что при поражении более трехсот «военных целей» потери палестинцев выглядят с военной точки зрения мизерными. Это означает, что ЦАХАЛ не наносил удары по густонаселенным кварталам, и мы вообще не удивимся, если за какое-то время в ряде случаев палестинцы получали соответствующие сигналы о том, что надо уходить с той или иной территории. Эта тактика понятна: получить накануне «Евровидения-2019» международную обструкцию со стороны европейских НПО в планы Израиля не входило. В этой связи Брюссель вполне мог и отказаться от приведения этого фестиваля. По нашему мнению, между сторонами действовала негласная договоренность о том, что израильтяне не бьют по густонаселенным населенным пунктам, а палестинцы не запускают свои «Фаджр 4 и 5» по крупным израильским городам.
Во время кризиса погибло 4 израильтянина, а это для такой страны много. В этой связи те же американские эксперты говорят о том, что командование ЦАХАЛа видимо все-таки недостаточно оценило ракетный арсенал противника. Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) объявила о развертывании подразделений противовоздушной обороны «Железный купол» 30 апреля по всей стране в ожидании возможных ракетных обстрелов из Газы в начале мае. ЦАХАЛ также предупредил, что палестинский «Исламский джихад», вторая по мощи группировка боевиков в Газе, может обстрелять Израиль ракетами, чтобы сорвать мероприятия, связанные с музыкальным конкурсом «Евровидение-2019», который проходит 14-18 мая в Тель-Авиве, и/или празднование 8-9 мая Дня Независимости Израиля. То есть, о том, что кризис начнет разворачиваться, заранее знали и в Израиле, и  естественно в секторе Газа. Американцы указывают, что несмотря на то, что системы противоракетной обороны «Железный купол» сыграли свою позитивную роль в последнем по вре ени противостоянии, их эксплуатационные ограничения означают, что они не дают достаточной степени защиты против ракетного огня. Отдельные подразделения могут защищать лишь ограниченный район (а это в основном важнейшие объекты социальной инфраструктуры типа крупных городов, опреснительных станций, топливных терминалов, и т.п.), а Израиль располагает очень ограниченным числом систем, которые он может развернуть. Например, ракетной удар 25 марта по Центральному Израилю показал, что изолированный ракетный обстрел может затронуть гражданские цели в районах, не охваченных «Железным куполом», в то время как последующие обстрелы, включая нынешние, не говоря уже о предыдущих конфликтах в 2012 и 2014 годах, показали, что массированные ракетные удары приносят результат: система ПРО не в состоянии перехватить все ракеты. При этом процент перехвата составляет около 60%, хотя должен составлять в идеале около 80-90%. Но в любом случае, констатируем, что нынешний конфликт явился демонстрацией сил двух сторон, которая видимо изначально была строго лимитирована по времени, средствам и целям поражения.

52.21MB | MySQL:103 | 0,488sec