О растущем интересе Израиля к Ираку на фоне региональной напряженности

В начале текущей недели министр финансов Израиля М.Кахлон подписал официальное распоряжение об исключении Ирака из числа государств, в отношении которых распространяется принцип «запрета на торговлю с врагом». Таким образом Ирак перестал стоять в одном ряду с такими израильскими противниками, как Иран или Ливан. Несмотря на то, что решение носит характер экономического, т.к. торговые отношения между сторонами давно поддерживаются, но неофициально, а через третьи страны, такие как Кипр или Иордания, оно имеет явный политический подтекст и мотивировку, основанную на региональных реалиях.

Израильское издание Maariv, сообщившее об изменении подхода к Ираку, отметило, что причиной такого шага является главным образом сотрудничество Иерусалима с иракскими курдами. Израиль, как известно, поддерживает их национальные устремления, за что нередко обвиняется в попытке искусственного создания регионального союзника для себя по своему собственному образцу. Правительство ближневосточной страны поддержало идею референдума о независимости в Иракском Курдистане в 2017 г., а ряд израильских экспертов выступили с критикой Запада за недостаточное содействие иракским курдам, в результате чего попытка получить независимость потерпела неудачу. Помимо этого в рамках усилий по поддержанию связей с иракскими курдами организовывались разного рода неофициальные визиты, помимо этого даже в прессе публиковались сведения о контактах курдов с Моссадом и закупке Израилем курдской нефти.

Осенью нынешнего года Университет Курдистана-Хавлер планирует проведение международной конференции по вопросу обеспечения стабильности Ирака и будущего региона, куда планирует привлечь экспертов из США и Европы. В связи с этим многие специалисты по курдской проблеме в основном из Соединенных Штатов считают, что попытка получить независимость для иракских курдов, несмотря на предыдущие неудачи, по-прежнему актуальна. В этой связи вполне можно считать справедливой версию Maariv.

Впрочем, это далеко не единственный фактор, способствующий интересу Израиля к Ираку. Его также можно объяснить соображениями безопасности в связи с ростом ирано-американской напряженности в Персидском заливе. Так, Вашингтон обвинил Тегеран в причастности к атакам на саудовские танкеры, а сама Саудовская Аравия заявила о том, что ИРИ стоит за атакой дронов на ее насосные станции. С другой стороны, представители КСИР распространяют информацию о победе над США  в информационной войне, связанной с названными инцидентами, т.к. по их мнению, американцы теперь боятся направлять в Персидский залив свои военные корабли.

В связи с этим в израильских военно-политических и экспертных кругах все чаще стала обсуждаться возможность вовлечения Израиля в данный конфликт на том основании, что он является союзником США. В частности, как сообщила газета Yedioth Ahronoth еще в середине месяца, в мае на совещаниях Генштаба ЦАХАЛа и военной разведки Израиля обсуждались возможные сценарии такого конфликта. Там, одним из наиболее опасных называется вариант, при котором территория государства будет атакована ракетами радиуса действия от 700 до 1000 км, которые будут запускаться с территории Западного Ирака. При этом, как указывает издание, Израиль осведомлен об этой угрозе уже около полутора лет, когда вопрос о наличии у проиранских ополченцев ракет класса «земля-земля» стал беспокоить Иерусалим, опасающийся, что они будут применены как контрмера в ответ на уничтожение объектов, связанных с Ираном и «Хизбаллой» в Сирии.

Лидер Иракского национального альянса А.Алави, по данным курдских источников, оповестил США о том, что на юге Ирака дислоцированы пусковые установки баллистических ракет, направленные в сторону государств Персидского залива и Израиля. Эта информация была передана американским представителям во время встречи в Иордании и именно данными соображениями объясняется неожиданная отмена визита госсекретаря США М.Помпео в Берлин, запланированного на 7 мая и замененного на поездку в Багдад. Не исключает фактор неожиданности в действиях ИРИ под давлением санкций и министр энергетики Израиля Ю.Штайниц, однако, он все же полагает, что основной сферой приложения иранских усилий станет сектор Газа и Сирия.

Сам Израиль, как считают в Вашингтоне, пристально следит за ситуацией в Ираке и иранской враждебной активностью в целом. Более того, 13-й канал израильского телевидения сообщал, что Израиль даже передал США сведения о готовящейся иранской атаке на нефтяные объекты, принадлежащие саудовцам. Вместе с тем на официальном уровне Иерусалим как никогда молчалив как в отношении ситуации в Персидском заливе, так и в том, что касается сообщений Ирана об увеличении объемов обогащения урана. Это, по мнению эксперта Института исследования национальной безопасности (INSS) Й.Гузанского, объясняется нежеланием Израиля взять на себя ответственность за непосредственное противодействие ИРИ в регионе.

В целом же динамика развития событий показывает растущее стратегическое значение Ирака и иракских курдов для интересов Израиля, что связано главным образом с враждебной активностью Тегерана не только в отношении Иерусалима, но и Вашингтона. По этой причине решения в сфере торговли выходят далеко за рамки экономической целесообразности. Однако если все же говорить о последней, то стоит учесть, что статус «враждебного государства», который был снят с Ирака, в целом не прописан. Это обстоятельство, по сути, роднит такую практику с той, что применяется Израилем в отношении Китая, когда часть проектов не проходят согласительные процедуры без четкого понимания фактических причин. Таким образом, Иерусалим идет по пути использования экономических механизмов в политических целях, не только методом наказания враждебных государств и поощрения дружественных, но также и посредством отказа от обнародования информации, на каком основании та или иная практика применяется к определенному государству, дабы обеспечить себе возможность маневрировать.

62.83MB | MySQL:102 | 0,608sec