О развитии ситуации в Алжире

2 июня стало известно о решении конституционного совета Алжира перенести запланированные на июль общенациональные выборы, которые предполагали избрать нового руководителя страны после сенсационной отставки в апреле нынешнего года президента Абдельазиза Бутефлика. Решение довольно неоднозначное, но предсказуемое. Под напором общественного настроения и социальных протестов захватившая власть военная верхушка решила пойти на уступки, понимая прекрасно все политические риски. Напомним, идущие с февраля с г митинги и акции протеста в Алжире, ставшие первым сюжетом в новой серии «арабской весны» (которая затем охватила Судан и Ливию), не прекращаются до сих пор. Оппозиция требует отставки военного истеблишмента, который держит под полным контролем зависимый от военных переходный орган власти — так называемый переходный совет. Полагая не без основания что военная верхушка намерена использовать назначенные на 4 июля выборы в качестве удобной возможности для легитимизации власти, демократическая оппозиция пыталась всеми способами сорвать их проведение в назначенные даты и перенести на неопределенный срок. В последние недели протестующие только усилили накал и давление —  они массово вышли на улицы столицы и других крупных городов. Их главное намерение — сорвать выборы в принципе, чтобы не допустить манипуляций и заодно пока оппозиция не подготовит достойных кандидатов.

Что в конечном счете и произошло: военная верхушка страны опасаясь растущего недовольства перенесла выборы на более поздний, неопределенный срок. Напомним, в ходе предвыборной кампании серьезных кандидатов на занятие поста президента Алжира представлено не было. На политическое наследие Бутефлика рассчитывать было бы наивно: члены его правительства настолько дискредитировали себя в плане коррупции и некомпетентности, что едва ли могли бы стать достойной альтернативой на новых выборах. Пришедшая к власти военная верхушка также достаточно серьезно себя дискредитировала: представители высшего генералитета все до единого были отвергнуты алжирской народной оппозицией в качестве вероятных политических лидеров и приемников власти. В частности, оппозиционеры продолжают настаивать на смещении с поста временного президента А.Бенсалаха. Опасения демократических сил понятны: любые связи со старой авторитарной властной системой вызывают автоматически недоверие и отторжение.

Ведущие бизнес-элиты Алжира также не пользуются народным доверием: их считают тесно аффилированными с прежними властями и интегрированными в коррупционные структуры, особенно в энергетическом секторе. Соответственно, рассчитывать на интегрирующую или посредническую роль бизнеса в нынешнем политическом противостоянии также не приходится.

Таким образом, понимая бесперспективность нынешних лидеров получить всеобщую поддержку на выборах, конституционный совет принял решение о переносе их сроков на неопределенный срок. Расчет прост – попытаться в этот переходный период сбить накал сопротивления и взрастить новых лояльных военному командованию политических лидеров, способных взять на себя управление страной. Также такое решение позволяет армейскому командованию под руководством влиятельного начальника штаба Национальной народной армии Ахмеда Гаида Салаха сохранить лицо и выиграть время для определения дальнейшей стратегии.

С другой стороны, примечательно, что и в оппозиционной среде пока не прорисовывается явного лидера, способного консолидировать общество и повести за собой политические силы страны. На эту роль отчасти претендует Абдельахаб Ферсауи, руководитель ведущей организации гражданского общества, так называемого «Союза действий молодежи2. Последний полагает, что решение военных о переносе президентских выборов с июля на неопределенный срок можно считать важной победой гражданских сил. В то же время, он полагает, что военные намерены продолжить навязывать свою политическую волю и повестку, и будут тянуть с выборами столько, сколько понадобиться для наступления благоприятного момента. В этой ситуации алжирская оппозиция должна предпринять более решительные шаги, которые в условиях отсутствия единства и консолидации трудно достижимы.

Слабым звеном алжирской оппозиции, как отмечалось, является аморфность и наличие серьезных внутренних разногласий между политическими движениями. Ни одна из оппозиционных партий и их лидеров не способна взять на себя в столь ответственный момент общее руководство и координацию и возглавить пока довольно хаотичное протестное движение.

Помимо активных лидеров оппозиционного движения, большой репутацией в стране пользуются также и правозащитники и диссиденты, которые исторически на протяжении многих лет выступали против авторитарной правящей верхушки Алжира. Вероятно, их лидерство на нынешнем турбулентном этапе было бы критически важным для консолидации общества. Это помогло бы обеспечить необходимые условия для организации транспарентных и свободных национальных выборов.

Во второй половине 2019 года следует ожидать сохранения политической нестабильности и социальной напряженности в Алжире: перенос президентских выборов лишь усиливает эту напряженность. Очевидно, что новый баланс политических сил после отставки президента Бутефлики пока окончательно не сформирован, и «арабская весна2 в этом североафриканском государстве продолжается. Реальная власть в стране пока сосредоточена в руках представителей правящего режима – лояльных бывшему президенту политиков, военных и бизнесменов. Народная оппозиция не считает возможным пойти на какой-либо диалог либо компромисс с представителями старого режима, но одновременно не способна предложить стране новых политических лидеров, которые смогли бы консолидировать общество. Такая ситуация усугубляет политический кризис, но ее дальнейшее затягивание играет на руку правящей верхушки, стремящейся любыми способами удержаться у власти.

52.17MB | MySQL:103 | 0,610sec