О новых союзниках Израиля в Германии

Правая партия «Альтернатива для Германии» (AfD) была создана сравнительно недавно – в феврале 2013 года. На выборах в Бундестаг, состоявшихся в 2014 году, она получила 4,7% всех голосов и не смогла преодолеть электорального барьера, составлявшего тогда в Германии 5% от всех поданных на выборах голосов. Однако на состоявшихся в том же году выборах в Европейский парламент AfD набрала уже 7,1% голосов и, таким образом, сумела получить 7 из 96 мест, предназначенных для представителей Германии. А на следующих федеральных выборах, состоявшихся  2017 году, AfD прошла в Бундестаг, получив 13% всех голосов, и стала крупнейшей оппозиционной фракцией в Бундестаге (ей принадлежит 95 депутатских мандатов из 631) и третьей по величине фракцией в целом, уступая лишь входящим в правящую коалицию блоку Христианско-демократический союз – Христианско-социальный союз Баварии (ХДС-ХСС, 246 мандатов) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ, 152 мандата).

С самого начала в адрес «Альтернативы для Германии» высказывалась самая резкая критика. Ее называли «популистской» и «ультраправой» партией. Официальное руководство еврейской общины Германии (Центральный совет евреев в Германии) призвало к бойкоту AfD, обвиняя эту партию в связях с неонацистами и антисемитизме. Вслед за ним крайне настороженную позицию по отношению к новой германской партии заняло и высшее политическое руководство Израиля.

Однако руководство AfD упорно подчеркивало произраильские позиции этой партии и неприятие ею антисемитизма. В октябре 2018 года в AfD была создана еврейская секция, в связи с чем была проведена пресс-конференция. Нет сомнения в том, что данная акция имела в первую очередь пропагандистский характер, и не изменила отношения официального руководства еврейской общины к «Альтернативе для Германии» – руководство Центрального совета евреев в Германии выступило с осуждением деятелей, вошедших в состав еврейской секции AfD (значительная их часть была уроженцами бывшего СССР, что не удивительно на фоне абсолютного численного доминирования русскоязычных евреев в современном еврейском населении Германии). Однако израильские СМИ достаточно широко осветили в свое время эту акцию, и их тон по отношению к AfD после этого заметно смягчился.

Теперь партия «Альтернатива для Германии» предприняла еще одну акцию, которая может быть истолкована как наглядная демонстрация ее произраильских позиций. Она выдвинула в среду на голосование в Бундестаге проект закона о полном запрете деятельности «Хизбаллы» в Германии. Он был подан в секретариат Бундестага заместительницей председателя фракции AfD в Бундестаге депутатом Беатрикс фон Шторх. Следует пояснить, что до сих пор федеральное правительство Германии отказывается пойти по пути таких западных государств, как США, Великобритания, Канада и Нидерланды, которые объявили «Хизбаллу» в целом (а не только военное крыло этой шиитской ливанской организации) террористической организацией.

Представляется уместным напомнить, что после террористического акта, совершенного террористом-самоубийцей, подготовленным военным крылом «Хизбаллы», против израильских туристов в аэропорту болгарского курортного города Бургас летом 2012 года, в результате которого 6 израильтян были убиты, а более 30 получили ранения различной степени тяжести, Европейский союз объявил военное крыло «Хизбаллы» террористической организацией, однако на политическое крыло «Хизбаллы2 это определение распространено не было. Названные выше государства, два из которых (Великобритания и Нидерланды) являются членами ЕС, пошли дальше и объявили террористической организацией «Хизбаллу» в целом. Однако Германия отказалась присоединиться к ним.

При этом противники объявления «Хизбаллы» в целом в правительстве Германии официально объясняют свою позицию тем, что, как известно, в Ливане «Хизбалла» действует и в качестве политической партии и как таковая участвует в ливанском правительстве. Однако не секрет, что в реальности причина данной позиции германских властей состоит в том, что их представители, в частности Федеральная разведывательная служба Германии (BND), поддерживают контакты с «Хизбаллой». В прошлом эти контакты не раз служили среди прочего при осуществлении Германией посредничества между Израилем и «Хизбаллой» – главных образом в сделках по обмену пленными и телами убитых. Помимо этого, Бундесвер принимает с момента окончания Второй ливанской войны (лето 2006 года) участие в расширенном контингенте войск ООН в Южном Ливане (ЮНИФИЛ), и германские власти не без оснований опасаются, что принятие подобного закона Бундестагом может превратить германских военнослужащих в Ливане в объект террористических актов со стороны той же «Хизбаллы».

Такая позиция германского правительства позволяет «Хизбалле» продолжать собирать в Германии «пожертвования на нужды благотворительности», которые фактических идут на нужды военного крыла «Хизбаллы». Известно, что у «Хизбаллы» есть сотни активистов в Германии. Эта ливанская организация задействует на германской территории широкую сеть по сбору денежных пожертвований, прежде всего среди работающих в Германии ливанских иммигрантов-шиитов.

На таком фоне в ходе проведенной в начале текущей недели в Берлине пресс-конференции депутата Беатрикс фон Шторх в частности сказала журналистам по поводу «Хизбаллы»: «Эта организация является террористической организацией. Центральный довод правительства, состоящий в том, что есть разница между легитимным политическим крылом «Хизбаллы» и ее террористическим крылом, деятельность которого следует запретить, нелеп. Цель «Хизбаллы» – уничтожение Израиля, и мы не можем позволить себе, чтобы на земле Германии предоставлялось поле для деятельности и денежные источники, благодаря которым из Германии будет направляться финансирование на ведение вооруженной борьбы против Израиля с территории Ливана».

Такая постановка вопроса относительно необходимости запрета деятельности «Хизбаллы» в целом на территории Германии поставила правительство, состоящее из представителей ХДС-ХСС и СДПГ, в крайне неудобное положение, поскольку она поставила под сомнение искренность заявлений германского правительства относительно его приверженности существованию Израиля в безопасности, несмотря на то, что голосованию по предложенному депутатом Беатрикс фон Шторх законопроекты еще не состоялось и неясно, когда состоится. Наряду с внутриполитическим аспектом данной ситуации, существует и аспект внешнеполитический. Правительство Израиля, все еще относящее достаточно сдержанно к партии AfD, будет вынужденно в итоге так или иначе отреагировать на этот жест доброй воли со стороны крупнейшей (но все еще отчасти бойкотируемой) оппозиционной партии современной Германии в отношении еврейского государств.

52.21MB | MySQL:103 | 0,654sec