О новых проектах компании Saudi Aramco в сферах нефтепереработки и нефтехимии

В рамках масштабного плана преобразования саудовской экономики, выдвинутого в 2016 году наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом в экономической программе «Саудовское видение – 2030» большое место уделяется развитию компании Saudi Aramco. Компания Saudi Aramco, полностью контролирующая нефтяную промышленность страны, является не только «кормилицей» Саудовской Аравии, но и своего рода символом национального суверенитета.

В апреле 2016 года наследный принц Мухаммед бен Сальман выдвинул проект продажи 5% акций компании Saudi Aramco для финансирования больших экономический проектов. Однако позже эти планы подверглись ревизии. 17 марта 2018 года было объявлено о том, что правительство Саудовской Аравии приняло решение отложить выставление на продажу (IPO) 5% акций государственной нефтяной компании Saudi Aramco. Саудовское правительство оценивает капитализацию компанию в два триллиона долларов США. Продав 5% акций компании, руководство КСА рассчитывает получить за них 100 млрд долларов. Эти деньги планируется направить на различные инвестиционные проекты и создание новых рабочих мест в Саудовской Аравии. Мнения королевской семьи и руководства Saudi Aramco по поводу того, на какой фондовой площадке проводить IPO, разошлись. Король Сальман и наследный принц Мухаммед бен Сальман выступали за то, чтобы размещать акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Руководство Saudi Aramco, а также министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии, председатель совета директоров Saudi Aramco Халед аль-Фалих предпочитали Лондонскую фондовую биржу. Однако целый ряд факторов воспрепятствовали проведению IPO акций    Saudi Aramco. Во-первых, Saudi Aramco является государствообразующим предприятием. Ее нормальное функционирование обеспечивает экономическую безопасность КСА. Решение о приватизации компании было с тревогой воспринято в саудовском обществе и среди части членов королевской семьи. Во-вторых, уменьшился энтузиазм американских инвесторов перед покупкой пакета акций компании. Это связано с общей волатильностью глобального рынка нефти.

16 июня с.г. в интервью газете «Аш-Шарк аль-Аусат» наследный принц Мухаммед бен Сальман подтвердил свою приверженность приватизации части Saudi Aramco, но отметил, что это произойдет не раньше конца 2020 – начала 2021 года. Он сказал, что для успешной приватизации компании необходимы два фактора: рыночные условия, которые позволят продать пакет акций по максимальной цене и окончание сделки по приобретению самой компанией Saudi Aramco нефтехимической компании SABIC у Общественного инвестиционного Фонда КСА. До этого принц считает проведение IPO преждевременным. Они выдвигает ряд предварительных условий, необходимых для продажи акций компании: принятие национального углеводородного законодательства; разработка эксклюзивного франчайзингового соглашения; назначение нового совета директоров и издание отчета компании по финансовому и нефтяному аудиту. По мнению Мухаммеда бен Сальмана Saudi Aramco должна превратиться в нефтяную компанию глобального уровня с развитым сектором downstream (нефтепереработка и нефтехимия).

Большое внимание саудовское руководство  в последнее время уделяет реструктуризации энергетического баланса страны и повышению в нем роли природного газа. В настоящее время значительное количество нефти в КСА уходит на генерацию электроэнергии, то есть попросту сжигается. В общем балансе энергопотребления Саудовской Аравии нефть составляет 60%. По оценкам организации JODI  (Joint Organizations Data Intiative), в июне 2018 года на производство электроэнергии в королевстве расходовалось 0,9 млн баррелей в день. Этот показатель существенно выше, чем у Кувейта и Ирака, которые также расходуют нефть на генерацию электроэнергии. Переход саудовской электроэнергетики на местный газ пока связан с целым рядом проблем. Во-первых, саудовский газ имеет высокое содержание серы и использовать его неудобно. Во-вторых,  в связи низкими ценами на природный газ на саудовском рынке, его добыча не привлечет иностранных инвесторов.

В то же время в королевстве растет потребление электроэнергии. С 2000 года оно выросло более чем в два раза, достигнув в 2014 году 232 млрд  киловатт-часов. К 2032 году КСА планирует более чем вдвое увеличить генерирующие мощности электроэнергии ( с 58 до 120 гигаватт). Немалую долю вырабатываемой электроэнергии должны обеспечить атомные и солнечные электростанции. Например, в программе «Саудовское видение-2030» предусматривается, что на долю атомной энергетики будет приходиться до 25% вырабатываемой электроэнергии.

В то же время возрастает и роль природного газа в саудовском энергетическом балансе. В качестве одной из мер здесь рассматривается рост импорта сжиженного природного газа (СПГ). В мае 2019 года компания Saudi Aramco подписала с базирующейся в Сан-Диего американской компанией Sempra Energy соглашение о покупке 5 млн тонн СПГ в месяц в течение года. Поставки будут проходить из терминала в Порт-Артуре (штат Техас). Та же компания Sempra Energy заключила двадцатилетнее соглашение с Польшей о поставках американского СПГ объемом в 11 млн тонн СПГ в год. Кроме того, саудовская национальная нефтяная компания заключила соглашение о покупке 25% акций данного терминала СПГ. Saudi Aramco уже принадлежит 60% акций нефтеперерабатывающего завода в Порт-Артуре, одного из крупнейших в США  и являющегося потребителем саудовской нефти. В прошлом году Саудовская Аравия и ОАЭ сформировали газовый альянс, предназначенный для того, чтобы достойно реагировать на растущую потребность в СПГ. В этой связи наблюдатели отмечают растущий интерес Эр-Рияда к российскому проекту строительства  завода по производству СПГ «Арктика СПГ-2», общая стоимость которого оценивается в 22-23 млрд долларов.

Одновременно возрастает интерес Saudi Aramco к downstream-проектам, связанным с нефтехимией и нефтепереработкой. В уже упомянутый НПЗ в Порт-Артуре компания намерена вложить 6,6 млрд долларов. Недавно Saudi Aramco приобрела  70% акций саудовской компании SABIC, занимающей сильные позиции в нефтехимическом секторе США. Общая сумма сделки составила 70 млрд долларов. В 2007 году SABIC приобрела компанию General Electric Plastics и провела строительства комплекса по производству завода по производству этана в Сан-Патрисио мощностью 1,8 млн тонн в год.

Одновременно саудовцы вынашивают и реализуют совместные проекты в сферах нефтепереработки и нефтехимии с Индией и Китаем. 10 апреля 2018 года было объявлено о намерении компании Saudi Aramco вложить 11 млрд долларов в строительство грандиозного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в индийском городе Ратнагири (штат Махараштра), общая стоимость которого оценивается в 44 млрд долларов. Партнерами КСА в данном проекте выступают индийские компании Indian Oil Corpоration, Hindustan Petroleum Corporation, Bharat Petroleum Corporation. Одновременно наблюдатели отмечают складывающиеся личные отношения между элитами двух стран. Так в декабре 2018 года министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалих присутствовал на свадьбе дочери индийского магната Мукеша Амбани, президента нефтяной компании Reliance Industries.

Растет и саудовское присутствие на китайском рынке. 3 апреля с.г. Saudi Aramco объявила о своем участии в строительстве нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода в китайской провинции Ляонин (северо-восток КНР) совместно с китайскими компаниями Norinco Group и  Panjin Sincen. Завод рассчитан на переработку 300 тысяч баррелей нефти в сутки. По словам генерального директора Saudi Aramco Амина Насера, «Это является явной демонстрацией компании перейти от отношений продавец-покупатель к стратегии инвестиций для того, чтобы способствовать экономическому росту и развитию Китая». Были также анонсированы планы по приобретению 9% акций нефтехимического комплекса в провинции Чжэцзян с мощностью переработки 800 тысяч баррелей в сутки. Владельцем данного комплекса является частная китайская компания Zhejiang Rongsheng Holding Group.

Таким образом, Saudi Aramco все более трансформируется из компании, добывающей и продающей сырую нефть в корпорацию, владеющую полным циклом переработки нефти и производства продуктов с добавленной стоимостью. Просматривается также намерение нынешнего саудовского руководства превратить ее в транснациональную компанию (ТНК), осуществляющую экспансию на зарубежных рынках.

52.28MB | MySQL:103 | 0,447sec