О роли эмирата Фуджейра в экономике ОАЭ

Эмират Фуджейра нередко называют «западными воротами ОАЭ» по причине географического расположения. Вместе с Шарджей, они являются единственными эмиратами, имеющими выход к Оманскому заливу и Индийскому океану.

В связи с этим отметим, что именно благодаря Фуджейре ОАЭ вместе с Султанатом Оман — единственные страны ССАГПЗ, имеющие непосредственный доступ к мировому океану, тогда как в случаях Саудовской Аравии, Катара, Бахрейна, Кувейта и Ирака (последний не входит в ССАГПЗ, но расположена в Персидском Заливе) их логистические возможности могут быть ограничены в случае осложнения обстановки в районе Ормузского или Баб-эль-Мандебского (в случае с КСА) проливов. Излишне обосновывать, что это очень весомое преимущество по сравнению с соседними странами.

Еще одна особенность — наличие горных массивов и менее засушливый по сравнению с остальной территорией ОАЭ климат.

Но при этом крупных эксплуатируемых нефтяных месторождений в эмирате не имеется, что определяет высокую экономическую зависимость Фуджейры от дотаций со стороны Абу-Даби как в форме финансирования расходов, так и в форме инвестиций.

Объемы ВВП, произведенного в Фуджейре, по итогам 2017 года достигали 4,1 млрд долл. США – менее 10 % от общего показателя ОАЭ. Основными источниками доходов эмирата являются эксплуатация порта, туризм, небольшую долю в развитие вносят агропромышленный комплекс, предприятия по производстве стройматериалов, горная промышленность.

Численность населения 230 – 240 тыс. человек, из которых около 130 тыс. – трудовые мигранты из Бангладеш, Пакистана, Индии, Филиппин. Египта и других стран.

Свежие морепродукты являются одним из преимуществ эмирата, однако, серьезного развития этот сектор не получил: отрасль работает главным образом на обслуживание туристического сектора и удовлетворение местного спроса. В окрестностях Фуджейры также эксплуатируются плантации по выращиванию овощей и фруктов, фиников, однако объемы производства незначительны даже для удовлетворения внутренних потребностей.

Как и в других эмиратах, активно реализуется ряд строительных проектов, хотя их масштабы несопоставимы с Абу-Даби и Дубаем. Основным инвестором выступает государство, а сами инвестиции можно разделить на два направления: сооружение коммерческой недвижимости и развитие инфраструктуры, связанной с портом. Строительный сектор является одним из главных источников рабочих мест, главным образом для трудовых мигрантов. Основным предназначением строящейся недвижимости является обеспечение роста туристического сектора, на который возлагаются большие надежды. В 2019 году было объявлено о строительстве стадиона в городе Эль-Фуджейра.

В эмирате функционируют крупные торговые центры и рынки.

Крайне важным является туристический сектор, который обеспечивает спрос на большую часть услуг, стимулирует торговлю, способствует поступлению иностранной валюты. Преимуществами Фуджейры являются наличие океана (многие туристы ценят эмират именно за это), горные пейзажи, климат (возможность предоставления пляжного отдыха в зимние месяцы), более доступные по сравнению с Дубаем и Абу-Даби цены на проживание и на услуги. Недостатками являются относительно низкий уровень развития инфраструктуры (дефицит оборудованных пляжей, заведений для молодежного и детского отдыха), наличие нефтяного терминала, который загрязняет прибрежные воды, немногочисленность достопримечательностей. Согласно утверждениям властей, по итогам 2017 года эмират посетили около миллиона человек, имеются амбициозные планы по увеличению числа зарубежных гостей. Основными потребителями туристических услуг являются граждане России и стран СНГ, в меньшей степени – ЕС. В последние годы усилия по привлечению иностранных, в том числе российских туристов, активизированы, что можно связать с экономическими проблемами последних лет. В-частности, в период экономического кризиса 2014 – 2015 гг. в России снижение туристического потока из стран СНГ негативно отразилось на экономическом развитии эмирата.

Главным экономическим активом является порт Фуджейра, который определяет роль эмирата в стране, а при определенном стечении обстоятельств может стать ключевым элементом для поддержки экономики ОАЭ. Он введен в эксплуатацию в 1983 году и в течение первого десятилетия использовался для обслуживания грузовых перевозок общего назначения и балкерных грузов. Однако в 1991 году в связи с угрозой судоходству в Персидском заливе из-за военных действий руководство ОАЭ обратило внимание на возможность бункеровки судов на берегу Оманского залива. В то время нефтеналивные терминалы ОАЭ дислоцировались только в Персидском заливе, и Фуджейра выглядела безопасным местом по сравнению с ними. Первая бункеровка в Фуджейре состоялась в 1992 году, однако, из-за ограниченного развития инфраструктуры эти операции не носили регулярного характера.

Хотя сооружение нефтеналивного терминала на берегу Оманского залива, помимо аспектов безопасности, могло поспособствовать снижению себестоимости транспортировки нефти, руководство ОАЭ не спешило инвестировать в развитие инфраструктуры. Возможно, имело место нежелание центральных властей в Абу-Даби ставить себя в зависимость от правящей семьи эмирата Фуджейра в таком исключительно важном вопросе, как экспорт нефти.

Однако события в середине 2000-х гг. в Персидском заливе и политические осложнения в отношениях Ирана и США обозначили четкую угрозу военного конфликта в регионе. Для стран ССАПГЗ (кроме Омана и Саудовской Аравии) это могло означать осложнение торгового судоходства вплоть до полного прекращения доступа к мировому океану, а, следовательно, угрозу экспорту. Это обусловило начало строительства в ОАЭ в 2007 году нефтяного трубопровода «Хабсхан-Фуджейра», который также известен под названием Abu Dhabi Crude Oil Pipeline. Ввод в эксплуатацию состоялся в 2012 году, стоимость реализации проекта 4,2 млрд долл. США (без учета портовой инфраструктуры)[i], протяженность – 360 км (по другим данным – 380 км), а мощность – 1,5 млн баррелей в сутки. Основным подрядчиком была The China Petroleum Engineering and Construction Corporation, а также ряд западных компаний на вспомогательных направлениях. Инвестором и владельцем является правительственная компания The International Petroleum Investment Company (Абу-Даби). Одновременно стартовало строительство инфраструктуры для хранения и бункеровки нефти в Фуджейре, для чего в 2011 году в районе порта основана свободная экономическая зона, сооружен нефтеналивной терминал, который способен перекачивать до 1,5 млн барр. нефти в сутки, построено 14 резервуаров общей вместимостью более 400 тыс. куб. м (в настоящее время реализуется проект по расширению хранилища до 1 млн куб. м). Владельцем терминала и связанной с ним инфраструктуры является Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC). Утверждается, что трубопровод и терминал в Фуджейре способны обеспечить 70 % экспорта сырой нефти ОАЭ, а по своей мощности он является вторым в мире, уступая только Сингапурскому[ii].

Первые операции по бункеровке нефти состоялись в 2012 году, что было предметом особой гордости для руководства ОАЭ, которые позиционировали это как открытие экспортного маршрута, безопасность которого не зависит от осложнений обстановки в Персидском заливе. Повторимся, что это исключительная возможность, которой не обладают соседние нефтедобывающие страны, имеющие выход к Персидскому заливу. Это также способствовало укреплению позиций ОАЭ как более надежного поставщика нефти по сравнению с региональными соседями.

Нефтяной терминал является одним из важнейших стратегических предприятий страны, имеются серьезные предпосылки к тому, что его роль возрастет. Так, в феврале в ходе визита наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна в Республику Корея был анонсирован старт проекта по строительству трех подземных нефтяных хранилищ в районе порта Фуджейра общей мощностью 14 млн барр. Стоимость проекта оценивается в 4, 4 млрд долл. США, срок завершения – 2022 год. Отмечается, что идея соорудить инфраструктуру под землей обусловлена целями обезопасить хранилища в случае возможной войны. Основным подрядчиком является корейская SKEC. Ряд подготовительных работ уже завершен[iii]. Помимо этого, в эмиратских СМИ указывается о планах по строительству нефтеперерабатывающих мощностей в Фуджейре и инфраструктуры по приему и переработке сжиженного природного газа  (СПГ). Официального запуска проектов пока не состоялось. Однако отметим, что вероятность того, что ОАЭ будут вынуждены прибегнуть к импорту СПГ, высокая. В этом случае самым логичным шагом представляется, что строительство обслуживающей инфраструктуры будет осуществлено именно на берегу Оманского залива, а не в Персидском заливе из соображений безопасности.

В заключение отметим, что психологический эффект от таинственных атак на суда, имевших место в мае и в июне в Оманском заливе, в значительной степени перечеркнул усилия и дорогостоящие инвестиции ОАЭ в создание стабильного и надежного экспортного маршрута. В-частности, доверие многих перевозчиков к Фуджейре, а значит и к ОАЭ, подверглось глубокому сомнению, возросла стоимость страховых услуг. Многие логистические компании отказываются связываться с этим направлением[iv]. Взаимные же обвинения между Ираном и США только усугубили инвестиционный климат в виде его морально-психологической составляющей. Вероятно, что выбор в качестве цели атаки Фуджейры как уникального и самого надежного экспортного маршрута имел цель послать отчетливый сигнал властям в ОАЭ, что в случае дальнейшей эскалации географическое преимущество им не поможет, а обезопасить экспорт нефти будет непросто.

[i] https://www.hydrocarbons-technology.com/uncategorised/newsuae-42bn-habshan-fujairah-pipeline/

[ii] https://gulfnews.com/business/energy/fujairahs-oil-storage-status-is-getting-a-major-upgrade-1.61185823

[iii] https://www.khaleejtimes.com/news/general/worlds-largest-crude-oil-storage-facility-to-be-built-in-uae—12

[iv] https://oilprice.com/Latest-Energy-News/World-News/Oil-Tankers-Avoid-Fujairah-In-Wake-Of-Attacks.html

53.25MB | MySQL:103 | 0,437sec