О ближневосточных проектах компании Royal Dutch Shell

Royal Dutch Shell  — это британо-нидерландская вертикально-интегрированная нефтегазовая компания, образованная в 1907 году в результате слияния Голландской Royal Dutch Petroleum и Британской Shell Transport & Trading. Это слияние было обусловлено необходимостью конкуренции на мировом рынке с американской компанией Standard Oil. Штаб-квартира компании находится в Нидерландах, при этом она зарегистрирована как корпорация в Великобритании. До середины 2005 структура компании носила оригинальный «двойственный»  характер: Royal Dutch Petroleum Company и Shell Transport and Trading Company Ltd являлись так называемыми «материнскими компаниями» (они не вели производственной деятельности и не входили в состав концерна), они лишь владели акциями холдинговых компаний концерна — голландской «Шелл Петролеум Н. В.» и британской «Шелл Петролеум Компани Лимитед». При этом Royal Dutch Petroleum Company принадлежало 60 %, а Shell Transport and Trading Company Ltd — 40 % акций холдинговых компаний. В свою очередь холдинговым компаниям принадлежали все акции в обслуживающих компаниях, а также — прямо или косвенно — вся доля концерна в производственных компаниях. Летом 2005 года акционеры одобрили слияние материнских компаний в одну компанию со штаб-квартирой в Нидерландах. Эта сделка превратила в 2005 году Нидерланды в крупнейшего в мире инвестора, а Великобританию — в главного получателя инвестиций в мире. В феврале 2016 Royal Dutch Shell завершила поглощение британской BG Group, о котором было объявлено в апреле 2015 года. Сумма сделки составила 70 млрд долларов США. Акционеры BG Group согласно условиям сделки получили около 19 % объединённой компании, а Royal Dutch Shell — доступ к запасам сжиженного природного газа, на добыче которого специализировалась британская компания. По итогам 2017 года концерн Royal Dutch Shell занял первое место среди нефтегазовых компаний в списке крупнейших и наиболее мощных публичных компаний Forbes Global 2000, обойдя прошлогоднего лидера Exxon Mobil Corp. Сегодня концерн работает более чем в 90 странах и имеет крупнейшую в мире сеть АЗС, насчитывающую более 44 тысяч станций. Помимо этого, он полностью или частично владеет более 30 нефтеперерабатывающими заводами, значительным количеством химических предприятий, а также производств солнечных батарей и иных альтернативных источников энергии[i]. Рыночная капитализация Royal Dutch Shell оценивается в 210 млрд долларов.

На сегодняшний день компания классифицирует свой бизнес в три основных сегмента:

  1. Upstream (Разведка и добыча)

Компания ведет геологическую разведку и добывает углеводороды более чем в 80 странах мира. Помимо этого осуществляется добыча битума из добываемых нефтяных песков и его конверсия в синтетическую сырую нефть. По состоянию на конец 2017 года доказанные запасы компании составляли 12,2 млрд барр. н.э.

  1. Integrated gas (добыча природного газа, производство и переработка СПГ, транспортировка и продажа СПГ)

Концерн активно развивает данный сегмент, делая ставку на рост спроса на сжиженный природный газ в дальнейшем, особо выделяя наметившийся прирост потребления в Китае и европейских странах. Поглощение британской компании BG в 2016 году заметно усилило позиции Shell на рынке СПГ. На Royal Dutch Shell приходится более одной пятой всего рынка сжиженного природного газа.

  1. Downstream (производство и сбыт продуктов нефтепереработки нефтехимии)

Данный сегмент является частью интегрированной цепочки по созданию продукции с добавленной стоимостью, путем переработки нефти в другое сырье и различные продукты для внутреннего промышленного и транспортного использования. В частности, компания производит бензин, дизельное топливо, мазут, авиационное топливо, морское топливо, биотопливо, смазки, битум и серу, которые реализуются по всему миру.

На Ближнем Востоке  у Shell достаточно хорошие позиции, и она успешно сотрудничает там с рядом стран.

ЕГИПЕТ

               Interfax Global Energy сообщила в  сентябре 2016 года  Shell  открыла новое газовое месторождение в Западной пустыне Египта (концессия Alam el-Shawish). Потенциальные запасы месторождения составляют 14,16 миллиардов кубометров газа или более того[ii]. Лицензия на участок принадлежит  Shell, а непосредственной разработкой, как ожидается, займется компания Badr el-Din Petroleum (BAPETCO). По словам Айдана Мерфи (Aidan Murphy), главы Shell в Египте, объем добычи на месторождении может составить 10-15% от общей добычи BAPETCO, совместного предприятия Royal Dutch Shell  и Национальной нефтяной компании Египта (EGPC).

В середине февраля 2019 года агентство Bloomberg сообщило о том, что Shell, ExxonMobil, Eni, DEA, BP и другие компании победили в тендерах на пять газовых и семь нефтяных блоков в Египте. Больше всего участков купила  Shell. Компания является оператором египетского завода по производству СПГ — Idku LNG. Shell самостоятельно купила за 108 млн долларов три нефтяных участка в районе с уже построенной инфраструктурой, что позволит ей быстро приступить к их разработке[iii]. Кроме того, Shell в партнерстве с Petronas купила еще два участка за 82 млн долларов.

ИРАК

В 2018 году Royal Dutch Shell прекратила добычу нефти в Ираке (которая длилась уже около ста лет —  авт.), отказавшись от двух флагманских месторождений арабского государства, чтобы сосредоточиться на более выгодном развитии добычи газа. В середине марта 2018 года стало известно о том, что Royal Dutch Shell согласилась продать всю свою 19,6 % долю в иракском нефтяном месторождении West Qurna 1 («Западная Курна-1»)  японской Itochu Corporation за 406 млн долларов[iv]. Кроме того, японская корпорация в рамках сделки возьмет на себя задолженность в размере 144 млн долларов. Затем в июне 2018 года Shell покинула еще один иракский проект по разработке — Majnoon («Меджнун»), передав его в эксплуатацию иракской государственной нефтяной компании Basra Oil Co. (BOC)[v]. Причиной этому стали неблагоприятные изменения в бюджетных условиях правительства страны, которые сделали добычу нефти для  Shell низкорентабельной. Сама британо-нидерландская компания заявила, что по-прежнему намерена добывать газ в Ираке, и будет сосредоточена на разработке и расширении газовой компании Basra Gas Company, которая обрабатывает газ с месторождений Rumaila, West Qurna и Zubair[vi]. Она имеет 44% акций совместного предприятия.

 

ИРАН

                 В декабре 2016 года Иранская национальная нефтяная компания (ИННК) и  Shell подписали в Тегеране меморандум о взаимопонимании по проведению исследований трех иранских месторождений[vii].  Согласно подписанному документу, Shell проведет исследовательские работы в двух нефтеносных районах — «Азадеган» и «Ядаваран» на юго-западе Ирана, а также в газоносном районе Киш в Персидском заливе.

 

КАТАР

                Основным проектом Shell в Катаре является Qatargas 4, который является полностью интегрированным проектом по сжиженному природному газу (СПГ). Он включает в себя морские производственные платформы и трубопроводы, наземные установки по переработке, переработке и сжижению газа (известные как поезд СПГ), а также флот перевозчиков СПГ[viii]. Он на 70% принадлежит Qatar Petroleum и 30% Shell. Первая партия сжиженного природного газа (СПГ) с проекта Qatargas 4 был загружена в танкер в начале 2011 года[ix]. Также компания Shell является оператором проекта Pearl GTL, созданного для переработки добываемого на шельфе по Соглашению о разделе продукции с QP природного газа. Pearl GTL является крупнейшим энергетическим проектом, когда-либо запускавшимся в Катаре, с точки зрения общего объема инвестиций. Проект состоит из 2-х морских платформ, расположенных в 60 километрах от побережья Катара, связанных трубопроводом с крупнейшим заводом по преобразования природного газа в высококачественные, не содержащие серу моторные топлива и другие, более тяжёлые, углеводородные продукты, расположенного в Ras Laffan[x].

В июне 2017 года Qatar Petroleum и Shell будут развивать бункеровочные установки СПГ в различных точках в Европе, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии. Рамочное соглашение по разработке морских заправочных станций сжиженного природного газа в стратегических точках судоходства по всему миру подписала с Shell и государственная катарская корпорация Qatar Petroleum[xi]. В размещенном на сайте Shell пресс-релизе отмечается, что эта договоренность последовала за двумя подписанными годом ранее меморандумами о взаимопонимании между Shell и Qatargas – катарской компанией, занимающейся производством и продажей сжиженного природного газа. Тогда меморандумы преследовали цель изучения возможностей бункеровки СПГ на Ближнем Востоке. В соответствии же с нынешним соглашением Qatar Petroleum и Shell будут «оценивать и прогрессировать развитие бункеровочных установок СПГ» в различных точках в Европе, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии.

 

КУВЕЙТ

                В декабре 2017 года Кувейтская государственная нефтяная компания KPC заключила долгосрочное соглашение о поставках СПГ с компанией Shell[xii]. Импортируемый газ будет использоваться на электростанциях. Контракт рассчитан на 15 лет с объемом поставок от двух до 3 млн куб. м в год.

 

ЛИВИЯ

                         В середине августа 2017 года Royal Dutch Shell загрузила свою первую нефть из Ливии, впервые за пять лет. Согласно конфиденциальной информации, груз составил 600 000 баррелей сырой нефти и отправлен из порта Zueitina. Пресс-секретарь Shell отказался комментировать отгрузку, но сказал, что «Shell International Trading & Shipping имеет богатую историю по маркетингу ливийской нефти. Мы приветствуем новые возможности для бизнеса с Национальной нефтяной корпорацией Ливии (NOC)»[xiii]. Напомним, что в 2005 году Shell подписала сделку по разведке в Ливии, а пять лет спустя газ не был обнаружен в достаточном количестве для коммерческой реализации. В 2011 году выпуск и экспорт рухнули после восстания против бывшего лидера Moammar Al Qaddafi.

ОМАН

В июле 2015 года стало известно о том, что, поскольку для добычи в пустыне тяжелых сортов нефти Оману уже много лет требуется использовать особые технологии, он планирует  осуществлять это с помощью солнечной энергии, хотя последняя и мало ассоциируется с нефтедобычей. Для этого на месторождении Amal West на юге страны строится одна из крупнейших в мире гелиотермальных станций, получившая название Miraah, что означает «зеркало» на арабском языке, мощностью 1021 МВт[xiv]. Строительством занимаются Petroleum Development Oman, совместное предприятие правительства Омана, Royal Dutch Shell, Total и американской GlassPoint Solar[xv]. С помощью возведения гигантской гелиотермальной станции власти Омана стремятся не допустить снижение производственных мощностей в стране. «Использование солнечной энергии для извлечения нефти является долгосрочным решением», — заявил Рауль Рестуччи, управляющий директор Petroleum Development Oman. Первоначально планировалось завершить проект к 2017 году, но сроки передвинулись.

 

ОАЭ

В январе 2016 года руководство компании Royal Dutch Shell объявило об отказе от реализации многомиллиардного проекта по разработке газового месторождения «Баб сур» в Объединенных Арабских Эмиратах. В  Shell объяснили такой шаг падением цен на нефтяном рынке, заметив, что они «тщательно проанализировали все технические проблемы, стоимость проекта и приняли решение прекратить сотрудничество с эмиратской компанией АDNOC(Abu-Dhabi National Oil Company)». Министр энергетики ОАЭ Сухейль Мухаммед Фарадж аль-Мазруи добавил, что «причиной выхода компании (Royal Dutch Shell —  авт.) являются, скорее всего, низкие цены на газ, которые упали более чем на 50%. В нынешних условиях этот дорогостоящий проект стал нежизнеспособным. В то же время это хорошие новости для нас (ОАЭ —  авт.), так как мы не нуждаемся в импорте газа по высоким ценам, которые мы не можем себе позволить»[xvi]. Напомним, что компания Royal Dutch Shell выиграла в 2013 году тендер на разработку газового месторождения «Баб сур». Общая стоимость проекта оценивается в 10 млрд долларов. Доля  Shell в реализации долгосрочной программы составляла 40%, остальные 60% принадлежали эмиратской компании АDNOC.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

В августе 2017 года нефтегазовая компания Royal Dutch Shell завершила сделку по продаже 50%-ой доли нефтехимического совместного предприятия (СП) Saudi Petrochemical Co (SADAF) саудовской Saudi Basic Industries Corporation (SABIC), стоимость сделки составила 820 млн долларов, говорится в пресс-релизе Shell[xvii]. Это приобретение позволит SABIC оптимизировать операции в SADAF, уточняется в сообщении. Shell, в свою очередь, получит возможность сосредоточить свою деятельность на транспортировке и переработке, а также осуществлять инвестиции для поддержания роста их глобального химического бизнеса. Таким образом, SABIC получила полный контроль над SADAF. Ранее сделку одобрили антимонопольные органы относящихся к сделке стран, было также получено одобрение Саудовской Аравии. Напомним, что SABIC является одной из крупнейших в мире нефтехимических компаний. Основана в 1976 году. Осуществляет деятельность в более чем 50 странах мира, штат компании составляет более 35 тысяч человек.

В апреле 2019 года Saudi Aramco сообщила СМИ о том, что она полностью интегрирует предприятие Sasref в свой нефтехимический портфель. С этой целью саудовская компания выкупит долю Shell, составляющую 50%, в совместном предприятии Sasref в городе Эль-Джубайле. Сумма сделки составила 631 млн долларов[xviii]. Saudi Aramco отметила, что рассчитывает также оптимизировать производственные характеристики предприятия, что даст возможность Shell сосредоточиться на собственных проектах по переработке, интегрированных с логистическими хабами компании. Сделка, как ожидается, будет закрыта к концу этого года после получения соответствующих разрешений регуляторов. Мощность завода Sasref, который производит СПГ, нафту, керосин, дизельное топливо, другие нефтепродукты, — 305 тыс. б/с. Строительство его было завершено в 1984 году, а Saudi Aramco являлась партнером Shell в данном проекте с 1993 года.

СЕКТОР ГАЗА

В апреле 2018 года Royal Dutch Shell, в последние 20 лет владевшая правами на разработку газового месторождения у берегов сектора Газы, объявила о своем уходе. Права на месторождение, полученные Royal Dutch Shell вместе с приобретением компании British Gas, проданы Палестинскому национальному фонду и ливанской компании CCC (принадлежит палестино-ливанской семье Хури) на условиях, детали которых не публикуются[xix]. Сообщается, что ПНФ и CCC уступят 45% прав на месторождение иностранной энергетической компании. В месторождении Gaza Marine, открытом в 2000 году, содержится около 30 млрд куб. м природного газа. Напомним, что права на месторождение были уступлены Палестинской национальной администрации Израилем по решению премьер-министра Эхуда Барака, однако попытки достичь соглашения, позволяющего заняться разработкой месторождения, оказались безуспешными.

ТУРЦИЯ

В мае 2015 года Royal Dutch Shell и турецкая ТПАО сообщили о том, что ведут буровые работы в западной части турецкого глубоководья — бурится разведочная скважина на блоке 3920. Изучение проводится недалеко от болгарского сектора — одного из блоков, который будет разыгран на предстоящем тендере[xx]. Детали работ не разглашаются. Известно только, что бурится скважина в 100 км от берега при глубине воды в 2000 метров. Бурение ведет современное буровое судно, которое обслуживает три судна обеспечения и два вертолета. Общее количество обслуживающего персонала — 240 человек. Ранее на блоке были проведены сейсморазведочные работы.

[i]                      https://bf.arsagera.ru/royal_dutch_shell_plc_rds/itogi_9_mes_2018_goda/

[ii]                     http://neftianka.ru/otkrytie-kompanii-shell-v-zapadnoj-pustyne-egipta/

[iii]                   https://nangs.org/news/world/shell-exxonmobil-eni-dea-i-drugie-kompanii-pobedili-v-tenderah-na-12-neftegazovyh-blokov-v-egipte

[iv]                    https://nangs.org/news/world/shell-prodast-svoyu-dolyu-v-proekte-zapadnaya-kurna-1-za-406-mln-yaponskoj-itochu

[v]                     https://oilprice.com/Latest-Energy-News/World-News/Shell-Exits-Majnoon-Oil-Field-In-Iraq.html#

[vi]                    https://www.oilexp.ru/news/world/shell-namerena-podvesti-chertu-pod-stoletiem-dobychi-irakskoj-nefti/128582/

[vii]                  https://nangs.org/news/world/iran-i-shell-podpisali-memorandum-o-vzaimoponimanii-po-issledovaniyu-trekh-mestorozhdenij

[viii]                 https://www.shell.com/about-us/major-projects/qatargas-four.html

[ix]                    http://topneftegaz.ru/news/view/98338

[x]                     https://neftegaz.ru/news/politics/266506-qatar-petroleum-qp-i-shell-obyavili-o-podache-pervogo-dobytogo-na-shelfe-gaza-na-zavod-gtl-raspolozh/

[xi]                    https://nangs.org/news/world/qatar-petroleum-i-shell-podpisali-ramochnoe-soglashenie-o-razrabotke-stantsij-bunkerovki-spg

[xii]                  http://www.ngv.ru/news/kuveyt_zaklyuchil_dolgosrochnoe_soglashenie_s_kompaniey_shell_na_import_spg/?sphrase_id=1027528

[xiii]                 https://www.oilexp.ru/news/russia/shell-zagruzhaet-neft-iz-livii-vpervye-za-pyat-let/125751/

[xiv]                 https://fortune.com/2015/07/08/a-massive-solar-farm-will-help-produce-oil-in-oman/

[xv]                   https://www.pdo.co.om/en/technical-expertise/solar-project-miraah/Pages/default.aspx

[xvi]                 https://oilcapital.ru/news/companies/18-01-2016/royal-dutch-shell-otkazalas-ot-realizatsii-proekta-v-oae-iz-za-padeniya-tsen-na-gaz

[xvii]                https://nangs.org/news/world/shell-prodala-saudovskoj-sabic-dolyu-v-neftekhimicheskom-sp-za-820-mln

[xviii]              https://oilcapital.ru/news/downstream/22-04-2019/saudi-aramco-vykupaet-dolyu-shell-v-npz-v-el-dzhubayle

[xix]                 https://nangs.org/news/world/royal-dutch-shell-ob-yavila-ob-ukhode-iz-mestorozhdeniya-u-beregov-gazy

[xx]                   https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=903127109730343&id=520349051341486

52.27MB | MySQL:103 | 0,584sec