Ситуация в Марокко: май 2007 года

Большинство заметных событий, происшедших в Марокко в мае, было тем или иным образом связано с западносахарской проблемой. Все они произошли после того, как 30 апреля Совет Безопасности ООН призвал Рабат и сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО (ФПОЛИСАРИО) без выдвижения каких-либо предварительных условий сесть под эгидой ООН за стол переговоров с тем, чтобы обсудить пути урегулирования западносахарского конфликта. Резолюция СБ ООН № 1754 была единогласно принята 15 членами Совета. Ее авторы предложили сторонам конфликта «вступить в переговоры без выдвижения предварительных условий с тем, чтобы, с учетом событий последних месяцев, достичь справедливого, прочного и взаимоприемлемого политического соглашения, которое позволит гарантировать самоопределение народа Западной Сахары». СБ предложил генсеку ООН Пан Ги Муну «организовать эти переговоры». Одновременно СБ в очередной раз продлил на шесть месяцев мандат Миссии ООН в Западной Сахаре (МИНУРСО).

Примечательно, что СБ ООН не принял предложения как одной, так и другой стороны конфликта, представленные ранее Рабатом и ФПОЛИСАРИО.

Как уже бывало не один раз, каждая из сторон конфликта после публикации резолюции СБ ООН прочитала ее по-разному и представила дело так, что ее принятие — большой успех Рабата (ФПОЛИСАРИО).

Как заявил министр-делегат при МИДе Марокко Тайеб Фасси Фихри, Рабат «очень положительно воспринял резолюцию СБ ООН». По его словам, речь идет «о базовой резолюции, которая учитывает усилия Марокко в части, касающейся его плана по предоставлению автономии сахарским провинциям». Со своей стороны, представитель Марокко в ООН Мустафа Сахель заявил, что его страна «готова к диалогу со сторонами конфликта (ФПОЛИСАРИО и Алжир. — Авт.) на базе наших предложений». Проблема только в том, что обе упомянутые стороны категорически не согласны с марокканской инициативой предоставления сахарским провинциям автономии при сохранении над ними суверенитета королевства. Это означает, что даже если переговоры состоятся, это будет диалог слепого с глухим.

Со своей стороны, ФПОЛИСАРИО заявил, что резолюция СБ ООН — «очевидное поражение» Рабата и его дипломатии, «которая ранее в течение целого года кричала о своей победе». Появление резолюции — «провал всей пропаганды Марокко, поскольку она предусматривает прямые переговоры между сторонами (конфликта. – Авт.)». ФПОЛИСАРИО заявил о своей готовности к «прямым переговорам» с Рабатом под эгидой ООН. Уже позднее станет известно, что эти переговоры начнутся 18 июня в неопределенном пока месте. Известно также, что в ближайшие дни ООН направит сторонам конфликта письма-приглашения на участие в переговорах, в которых будут указаны дата и точное место их проведения.

Тем временем в студенческом городке Рабатского университета произошло событие, показавшее, что марокканская официальная пропаганда, мягко говоря, лукавит, утверждая, что все марокканцы как один выступают за марокканскую принадлежность сахарских провинций. 10 мая группа студентов — выходцев из сахарских провинций начала сидячую забастовку под лозунгами в поддержку независимости Западной Сахары. Эта акция была разогнана 17 мая полицией с применением силы. Аналогичные акции студентов прошли также в университетах Агадира, Марракеша и Касабланки. В частности, по итогам событий в Марракеше семеро студентов были приговорены к различным срокам тюремного заключения — от восьми месяцев до года.

Среди событий на антитеррористическом «фронте» следует отметить заявление марокканских спецслужб от 6 мая о нейтрализации вербовочной сети, рекрутировавшей боевиков для «Аль-Каиды» в странах исламского Магриба (АКМ). В общей сложности были арестованы 20 человек, все — марокканцы. Участники ячейки, кроме вербовки для действующей главным образом в Алжире АКМ, занимались подбором джихадистов для Ирака.

2 мая базирующийся в Нью-Йорке Комитет в защиту журналистов (КЗЖ) назвал десять стран, в которых за последние пять лет произошло самое серьезное ухудшение состояния дел со свободой прессы. В этот список попали, в частности, Марокко и Россия. В отношении Марокко авторы доклада отмечают, что эта страна была относительно открытой ранее, однако она все больше и больше прибегает к подавлению свободы прессы. В докладе не учитывается положение дел со свободой прессы в странах, где полыхают войны (Ирак, Сомали).

Еще одно событие правозащитной тематики произошло уже 23 мая, когда суд первой инстанции города Ксар-эль-Кебир приговорил пятерых активистов Марокканской ассоциации по правам человека (МАПЧ) к трем годам тюремного заключения каждого. Все они обвинялись в «покушении на священные ценности» страны в ходе демонстрации 1 мая. Под «священными ценностями» в Марокко понимаются личность монарха, ислам и марокканская принадлежность Западной Сахары. Какая-либо критика этих «священных ценностей» запрещена конституцией и влечет за собой уголовное преследование. По имеющейся информации, осужденные в ходе первомайской демонстрации «покусились» на неких «членов монаршей семьи», скандируя соответствующие лозунги.

31 мая король Мохаммед VI назначил на пост главы провластной правозащитной организации — Консультативного совета по правам человека (КСПЧ) — бывшего политзаключенного 59-летнего Ахмеда Херзенни. Он сменил на этом посту Дриса Бензекри, скончавшегося 20 мая. А. Херзенни до ареста в 1972 г. был активистом одной из марксистских организаций. Он попал в тюрьму Кенитры, откуда вышел в 1984 г.

10 мая Марокко выдало два разрешения на ведение разведки на углеводороды в регионах Эссувейры (атлантическое побережье) и Тадлы (центральная часть страны). Разрешения получили пакистанская компания Petroleum Exploration Limited (PEL) и американская Hunt Overseas Oil Company (HOOC). В районе Эссувейры на площади 5 тыс. кв. км будут работать пакистанцы, американская компания займется обширным районом площадью 28 тыс. кв. км близ Тадлы. На проведение геологоразведочных работ им отведено 12 месяцев. До настоящего времени Марокко практически полностью удовлетворяет свой спрос на углеводороды на счет импорта, расходуя на их закупку свыше 2,2 млрд долларов ежегодно. Стремясь снизить зависимость от поставок нефтепродуктов, Марокко за последние годы активизировало работу по ведению разведки на углеводороды, выдав иностранным компаниям 90 разрешений на ведение разведки (65 офшорных и 25 оншорных).

Другой важной экономической новостью стало объявление о том, что новый порт Танжер-Мед 1, построенный на средиземноморском побережье в 35 км к востоку от Танжера (его официальное открытие запланировано на июль с.г.), будет быстро развиваться. Если первоначально планировалось, что он к 2015 г. будет способен обрабатывать 3,5 млн морских контейнеров, теперь ему поставлена новая «планка» в 8,5 млн контейнеров. Прибавление 5 млн контейнеров будет сделано за счет строительства дополнительных причалов, уже получивших название Танжер-Мед 2. Марокко уже объявило тендер на право управления фактически новым портом.

Строительство Танжер Мед 1 обошлось в 3,5 млрд долларов. Эти средства были выделены арабскими и европейскими инвесторами, а также государством. Для строительства второй очереди порта потребуется еще 3 млрд долларов. В ближайшее время район строительства портов-близнецов будет связан скоростной дорогой с автомагистралью Танжер–Марракеш протяженностью 600 км, будет также построена железная дорога между Танжером и портами. Развитие портов и связанной с ними инфраструктуры позволит создать 156 тыс. рабочих мест, что значительно облегчит социально-экономическую ситуацию в северных провинциях Марокко, длительное время находившихся на положении пасынков у центральных властей.

С приближением назначенных на 7 сентября парламентских выборов в Марокко растет число всевозможных опросов общественного мнения о возможных результатах голосования. При всей их «разнокалиберности» итог один — они предрекают победу исламистской Партии справедливости и развития (ПСР). Как заявил 11 мая депутат палаты представителей (нижней палаты марокканского парламента) от ПСР Лахсен Дауди со ссылкой на данные одного из опросов, на выборах за исламистов проголосуют около 40% избирателей, что неминуемо приведет их к победе. Это случится, несмотря на то, что благодаря специфичной нарезке избирательных округов число поданных голосов существенно не отразится на числе завоеванных депутатских мандатов. По словам Дауди, в одних округах для получения депутатского мандата необходимо получить 60 тысяч голосов, в то время как в других — всего 10 тысяч. Дауди назвал «катастрофическими и хаотичными» итоги работы действующего кабинета министров. «Не следует еще больше разочаровывать марокканцев, которые ожидают дел, а не слов», — подчеркнул он.

По итогам выборов 2002 г. ПСР стала третьей по значимости политической силой страны, получив в палате представителей 42 из 325 депутатских мандатов. На предстоящих выборах она рассчитывает получить относительное большинство, что чревато политической нестабильностью в Марокко.

52.28MB | MySQL:103 | 0,482sec