Дискуссии в ФРГ по вопросу экспорта вооружений в Турцию

Очередным поводом для конфликта в отношениях между странами-членами Европейского союза и Турции стало намерение Анкары продолжать бурение в Восточном Средиземноморье на территории, которую Республика Кипр считает своей исключительной экономической зоной. После того как турецкие власти отказались остановить геолого-разведывательные работы, Совет ЕС в минувший понедельник принял решение ввести против страны санкции, которые включают в себя ограничение контактов, приостановку переговоров по соглашению о воздушных перевозках, а также сокращение помощи Турции в рамках процесса вступления в Европейский союз на 145,8 млн евро.

Комментируя обострение отношений между Брюсселем и Анкарой, государственный министр по европейским делам в МИД ФРГ М.Рот сообщил: «Провокации Турции неприемлемы для всех нас…Сейчас мы нашли сбалансированный язык, который сохраняет все возможности доступными, включая, конечно, санкции». При этом политик подчеркнул, что Турция, провоцируя ЕС сократить ей помощь, ставит под угрозу широкий спектр проектов от реформ в политической сфере до инициатив по развитию сельского хозяйства.

Политическая позиция, выраженная на заседании Совета ЕС Германией в понедельник, весьма логично породила и вопрос о том, будет ли принято решение об ограничении экспорта вооружений в Турцию. С одной стороны, немецкий политик, представляющий страну в Партии европейских социалистов Европарламента Й.Шустер считает, что в сложившихся обстоятельствах экспорт должен быть приостановлен. С другой стороны, ответ Министерства экономического развития ФРГ на парламентский запрос депутата Бундестага от Левой партии С.Дагделен свидетельствует о том, что Турция является важнейшим импортером продукции немецкого ВПК. Так, в прошлом году поставки в страну составили почти 1/3 всего экспорта вооружений и военной техники ФРГ. За первые четыре месяца текущего года на долю Анкары пришлось 60% общего объема экспортных поставок. Более того, в 2019 году наметилась тенденция на увеличение числа вновь выданных разрешений на экспорт. По информации Spiegel на начало июня, Берлин одобрил поставки на сумму более 23 млн евро, что почти в два раза превышает показатели за весь предыдущий год. Кроме того заметно выросло количество индивидуальных лицензий. Если в 2018 г. их было 58, то за первые полгода 2019 г. их число превысило 100.

Особенно важно то, что большая часть экспорта приходится на подводный флот, что является результатом соглашений, одобренных еще в 2009 г. При этом, как полагает С.Дагделен, Германия рискует попасть в особенно щекотливую ситуацию в том случае, если Анкара будет задействовать подлодки в своем конфликте за ресурсы на шельфе Кипра, поскольку при таком раскладе, как полагает депутат, Берлин станет фактическим «соучастником» агрессии турецкого президента Р.Т.Эрдогана. Также важно, что оппозиционный политик призывает ввести запрет не только на выдачу новых экспортных лицензий, но заморозить уже ранее одобренные поставки.

Впрочем, для принятия такого рода мер есть несколько существенных препятствий. Во-первых, Турция является членом НАТО, а значит, экспорт вооружений туда не подпадает под особо проверяемую категорию т.н. «третьих стран». Как подчеркивает тот же Й.Шустер, «в НАТО экспорт оружия является обычным явлением». С другой стороны, тот факт, что основу поставок в Турцию составляют то, что немецкие СМИ окрестили «морским товаром», крайне чувствителен для ситуации в самой ФРГ. Связано это с тем, что производителем, который неизбежно пострадает от этих санкций, будет кампания ThyssenKrupp, репутация которой уже заметно ухудшилась из-за расследования по делу о коррупции при приобретении Израилем подлодок, произведенных концерном. Наконец, правительственная коалиция еще в конце июня заявила о намерение ужесточить экспорт стрелкового оружия в третьи страны. При этом новые ограничительные меры должны затронуть и дочерние кампании, работающие за рубежом, что тоже серьезно ударит по производителям вооружений, которые также вынуждены обходить аналогичные запреты на экспорт оружия  в отношении Саудовской Аравии. Таким образом, наложение эмбарго на поставки в Турцию рискует спровоцировать кризис во всей отрасли.

В целом, несмотря на активность Анкары в Восточном Средиземноморье Берлин пока склонен воздерживаться от введения жестких мер на собственном уровне, опасаясь таким образом ухудшить положение производителей вооружений, а также обострить и без того непростую ситуацию в НАТО. Позиция ФРГ  в ЕС, выраженная на текущей неделе, является главным образом свидетельством намерения поддержать консенсус в рядах организации, нежели демонстрацией намерения принять на себя более активную роль в сдерживании Турции. Вместе с тем нельзя не учитывать, что диалог между двумя  государствами не лишен и иных сложностей. В частности на текущей неделе вновь обострился спор Анкары и Берлина о выдаче последним участников попытки государственного переворота в Турции в  июле 2016 г.

62.83MB | MySQL:102 | 0,512sec