Об отношениях Китая со странами, не входящими в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива

Политические обозреватели ежедневного гонконгского издания South China Morning Post опубликовали исследование, в котором рассмотрели состояние отношений Китайской Народной Республики с государствами, не входящими в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В предисловии к исследованию политологи отмечают, что необходимость его проведения обусловлена достаточно большой степенью неоднозначности отношений КНР с такими странами как Иран, Турция, Египет и Израиль. С одной стороны, Китай нуждается в развитии отношений с данной группой стран, поскольку их участие необходимо для проекта «Шелковый путь». С другой стороны, Поднебесная может легко потерять доверие государств ССАГПЗ.

По данным гонконгского информационного издания, отношения Поднебесной с Ираном характеризуются как неравномерные: Китай нужен Ирану гораздо больше, чем Иран Китаю. Эта асимметрия проблематична для Ирана, но никакое другое государство не может предложить такую же материальную поддержку, как Китай. Например, в 2017 году китайская государственная инвестиционная компания China International Trust and Investment Corporation (CITIC) предоставила правительству Ирана кредитную линию в размере 10 млрд долларов, зная, что она может снова столкнуться с санкциями со стороны США. То, что Иран геостратегически расположен на маршрутах «Шелкового пути», дает определенные рычаги, но отношения остаются очень односторонними.

Отмечается, что Турция – еще одно государство БВСА, которое может извлечь выгоду из китайского присутствия в регионе. Ее отношения с Европой и Соединенными Штатами постепенно ухудшились, и при президенте Р.Т.Эрдогане Турция взяла ориентацию на Восток. Турция начала делать шаги навстречу Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), возглавляемой Китаем, когда Эрдоган отметил «общие ценности», которые Турция разделяет со странами ШОС, заявив: «Если мы вступим в ШОС, мы попрощаемся с европейцами. «Шанхайская пятерка» [прежнее название ШОС – Р.А.] лучше и гораздо мощнее». При сложном наборе отношений со своими союзниками по НАТО и ослаблении позиций на Ближнем Востоке Турция может выиграть от улучшения отношений с Китаем через сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

Гонконгские политологи обращают внимание, что Египет также особенно заинтересован в Китае. Президент Абдель Фаттах ас-Сиси посетил Китай шесть раз с момента вступления в должность в 2014 году, и китайские прямые иностранные инвестиции в Египет за тот же период резко возросли, собрав более 15 млрд долларов США. Это можно отчасти трактовать как политику диверсификации, проводимую Египтом, поскольку Соединенные Штаты и Европа стали более открыто критиковать Каир после того, как за переворотом А.Ф.ас-Сиси последовало подавление протестов. Для сравнения, приверженность Китая невмешательству во внутреннюю политику других стран представляет собой привлекательную альтернативу. Один египетский чиновник описал отношение к Китаю следующими словами: «Есть экономические державы, у которых есть возможность помочь нам, но нет желания, и другие, у которых есть желание, но нет способности. Китай возглавляет список тех, у кого есть и способности, и желание». Китайские портовые проекты в Египте, составляющие часть инициативы «Шелковый путь», являются существенными, но представляют собой только часть китайских прямых иностранных инвестиций в Египет. Ожидается, что китайские девелоперы вложат 20 млрд долларов в проект «Новый административный капитал»; в то же время китайские банки согласились предоставить большую часть 3 млрд долларов, необходимых для строительства центрального делового района. Выражая озабоченность по поводу поддержки Западом правительства А.Ф.ас-Сиси, Египет эффективно извлек выгоду из щедрости Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Независимо от того, является ли это попыткой привлечь внимание Вашингтона или представляет собой разумную стратегию хеджирования (открытие сделок на одном рынке для компенсации ценовых рисков позиций на другом) для более глубокого вовлечения Китая в один из стратегических объектов – железную дорогу между Красным и Средиземном морями, представляется, что между Каиром и Пекином существует существенное сближение интересов, что указывает на углубление двусторонних отношений.

Отмечается, что Израиль быстро развивает свои экономические отношения с Китаем, но у него есть причины не желать углубления связей. Руководитель Службы общей безопасности Надав Аргаман недавно охарактеризовал китайские инфраструктурные проекты в Израиле как потенциальную угрозу безопасности и призвал к более тщательному надзору за соблюдением законодательства. Еще более усложняют отношения тесные связи Израиля с Соединенными Штатами, которые, как сообщается, оказали давление на Израиль с целью ухудшить его отношения с Пекином. С учетом того, что США неизменно привержены безопасности Израиля, практически нет необходимости привлекать Китай в качестве альтернативного гаранта безопасности, а опасения Вашингтона по поводу вовлечения Китая в судьбу Израиля могут ограничить эти отношения.

  1. В целом, в странах, не входящих в ССАГПЗ, наблюдается тенденция к более глубокому взаимодействию с Китаем, что объясняется экономической выгодой. Кроме того, это связано с восприятием того, что относительная власть, влияние и приверженность Соединенных Штатов к Ближнему Востоку находятся в упадке.
  2. Важной частью развития отношений Китая и стран, не входящих в ССАГПЗ, является то, что они имеют относительно низкую стоимость, а именно: выстроенная Соединенными Штатами архитектура безопасности обеспечила среду, в которой руководство Китая понимает, что его активы и граждане будут в безопасности в ближневосточном регионе.
  3. Помимо стратегических и экономических соображений, еще один момент подчеркивает привлекательность участия Китая в интересах стран, не входящих в ССАГПЗ: инициатива «Один пояс, один путь» представляет позитивное видение Ближнего Востока. В то время как западные дискуссии о регионе, как правило, описывают Ближний Восток как проблему, которую предстоит решить, Китай рассматривает его как важный регион в проекте, соединяющем государства и общества по всей Евразии. Инициатива «Один пояс, один путь» помогла Китаю сформулировать ясное будущее для Евразии с положительной ролью для Ближнего Востока. Контраст кажется очевидным: западные столицы, похоже, страдают от усталости на Ближнем Востоке, в то время как Пекин все еще с оптимизмом смотрит на его будущее.
62.95MB | MySQL:102 | 0,536sec