Иран: введение квотирования на горючее

В последние дни в Иране заметно осложнилась социально-экономическая ситуация. Это напрямую связано с мерами правительства по нормированию потребления горючего. 5 июня истек очередной срок, определенный для введения в Иране системы квотирования отпуска бензина владельцам автотранспорта. Квотирование предполагалось начать в первый день последнего иранского весеннего месяца хордада, то есть 22 мая, затем оно было перенесено на две недели. Но и этот срок оказался нереальным. Спикер Собрания исламского совета (парламента) Голам-Реза Хаддад Адель объяснил это в интервью прессе 5 июня наличием серьезных трудностей, выразив, тем не менее, надежду, что они будут преодолены. Теперь начала проведения этой акции ожидают в начале лета по иранскому календарю, то есть с 22 июня. Как считают аналитики, задержки с введением квотирования бензина отражают тревожные ожидания иранского правительства, обусловленные прогнозируемыми последствиями введения лимитирования потребления нефтепродуктов в этой второй по запасам нефти стране мира и неизбежного повышения цен на энергоносители. Это косвенно подтвердил и глава иранского МВД Мустафа Пур-Мохаммади, который заявил в тот же день, что государство не спешит с введением нового закона, отрабатывая постепенно все его этапы с тем, чтобы потребитель не впадал в панику.

На первом этапе квотирования введены в обращение магнитные карточки на бензин (иранские СМИ называют их КАРТЭ ХУШМАНД – «умные карточки»). Они начали действовать 22 мая. Отныне для получения бензина на заправочной станции каждый владелец автомобиля или мотоцикла должен предъявить специальную карточку, куда внесена его личная информация. Тем, кто их не получил, разрешено до 9 июня получать бензин по техническому талону владельца транспортного средства. Еще до официального введения в обращение карточки появились и начали широко циркулировать на черном рынке, где на них наблюдался ажиотажный спрос, так как по ним можно было купить бензин по относительно низкой цене 100 туманов за литр, то есть примерно по 10 центов. «Те, у кого нет талонов, вынуждены будут приобретать бензин в пять раз дороже», – писала 26 мая газета «Джомхурийе эслами». После введения карточек цена нормированного бензина поднялась с 80 до 100 туманов.

Что касается бензина, приобретаемого сверх нормы, то в течение 2-3 недель, пишет иранская пресса, государство определит его цену и она стабилизируется. Месячная норма каждого владельца транспортного средства составляет 60 литров. Все, что сверх нормы, будет продаваться по ценам в несколько раз выше. Уже в первые дни называлась цифра от 400 до 630 туманов. Последнюю цифру назвал член комиссии меджлиса по энергетике Мохсен Яхьяви. Камал Данешйар, председатель этой же парламентской комиссии, заявил в день введения карточек, что ее цена не должна превышать 500 туманов. К концу первой недели после введения карточек выяснилось, что около 3 млн владельцев автомашин и мотоциклов еще не успели их получить. В последние дни в иранской прессе пишут о том, что до сих пор карточки не получили примерно 1 млн владельцев транспорта. По данным газеты «Афтабэ Йазд» от 6 июня, эта цифра в два-три раза больше.

Введение в обращение магнитных карточек сразу же отразилось на тарифах такси: в Тегеране они поднялись на 40-50%. Из провинций поступает информация о том, что там цены на такси выросли еще больше – до 70%. Вопреки реальности, Всеиранский союз кооперативов такси сообщил, что не только сейчас, но и в ближайшей перспективе повышения цен на проезд в такси не ожидается. Лидер этого союза, находящегося, видимо, под прессингом властей, дал понять, что полностью поддерживает политику правительства ИРИ, направленную на развитие общественного транспорта страны [1].

В последние дни мая на 20% повысились цены на маршрутные такси в Тегеране. Новые цены были введены решением столичного Городского совета 29 мая. Там такое повышение объяснили тем, что в течение последнего года тарифы на этот очень популярный в Тегеране вид общественного транспорта не повышался, хотя цены на потребительские товары и услуги возрастали неоднократно. На очереди – повышение цен на проезд в столичном метро.

Вместе с тем сбылись мрачные прогнозы экономистов, которые предрекали резкий рост цен и на основные продукты питания. Незадолго до этого Генеральный директор Государственного банка Ирана Ибрагим Шейбани в интервью прессе поспешил успокоить общественность, сказав, что, на его взгляд, введение квотирования бензина и рост цен на топливо не окажут какого бы то ни было серьезного влияния на рост потребительских цен и на темпы инфляции. В другом интервью, опубликованном 26 мая информационным агентством «Фарс», Шейбани вновь подтвердил, что политика квотирования бензина не будет иметь никаких отрицательных последствий. Впрочем, в другом материале этого же агентства — экономическом комментарии утверждается, что последствия новой политики в вопросе обеспечения населения бензином могут иметь весьма разрушительные последствия для национальной экономики. Это же подтвердила 30 мая авторитетная центральная газета «Эттэмадэ мелли».

Пресса приводит и данные последних исследований потребительского рынка крупных иранских городов. Цены на картофель – один из основных продуктов питания – выросли в провинции более чем вдвое – с 350 до 800 туманов. В Тегеране в последние дни они поднялись до 1000 туманов и продолжают расти. Поднялись цены на хлеб и курятину. Даже близкая к президенту газета «Иран» находит причину такого скачка цен в экономической политике нынешнего правительства. Она написала 30 мая, что последние нововведения в области распределения бензина уже привели к тому, что цены на некоторые продукты питания поднялись настолько, что достигли среднеевропейского уровня, «…тогда как зарплаты в Иране вовсе не европейские». Ожидают рост цен и на различные крупы, пользующиеся большим спросом у малообеспеченных слоев населения. Государственный банк ИРИ уже объявил о повышении цен на растительное масло и некоторые виды мяса [2].

Аналитики считают, что, введя карточную систему на горючее, власти Ирана преследуют вполне определенную цель – приучить население к жесткому режиму экономии. Это необходимо на тот случай, если страна вдруг окажется в состоянии внешней экономической блокады и не сможет импортировать бензин в необходимых количествах. Власти предполагали, что введение карточек на бензин и поэтапный переход на его квотирование немедленно приведут к экономии в расходе нефтепродуктов. Поначалу так и случилось. В первые же дни после введения карточек пресса ИРИ с удовлетворением отмечала, что потребление бензина в стране упало на 20-30% [3]. Однако уже через несколько дней ситуация вернулась к той, что была до введения карточек, и продолжала изменяться. В интервью прессе 3 июня директор по менеджменту Государственной компании по распределению нефтепродуктов сказал, что заметна даже противоположная реакция – потребление бензина увеличилось. Так, с 29 мая по 1 июня ежедневное потребление бензина в стране составило 75 млн литров, что почти на 7% превысило его расход в период до введения карточек [4]. Кроме того, как, вероятно, полагает правительство, привычка к талонам позволит снизить протестные настроения на случай чрезвычайной ситуации, вызванной, например, проведением военной операции против Ирана, о которой в стране в последнее время говорят много и повсеместно.

Через несколько дней после введения карточек на приобретение бензина стало ясно, что это открывает дорогу различным махинациям для владельцев и работников АЗС. По сообщениям из разных городов, нередки случаи, когда владельцам транспорта, не имеющим карточек, продают бензин по цене, в 5-6 раз превышающей установленную. Поступает информация о том, что во многих провинциях Ирана бензин просто становится дефицитом. При этом, по данным тегеранской городской газеты «Хамшахри» от 30 мая, более миллиона владельцев личного транспорта все еще не получили причитающиеся им карточки. Иранские СМИ, однако, в последние дни не раз писали о том, что на черном рынке уже появились и циркулируют сотни тысяч талонов, которые можно свободно приобрести. Продают их даже в центре Тегерана, причем по вполне сходной цене. Как написала в последний день мая газета «Хорасан», выпускаемые государством талоны не обладают должной степенью защиты, и все мало-мальски знакомые с современными компьютерными технологиями могут их легко подделать. Что и происходит, причем с каждым днем принимает угрожающие размеры. Введенные в обращение карточки были изготовлены по специальному заказу в Китае. Количество автомобилей, работающих на бензине, составляет в Иране 8 млн 300 тысяч единиц, в том числе более 6 млн частных автомобилей [5]. В Китае было изготовлено примерно 9 млн таких карточек. На одном из предприятий иранского хай-тека они подверглись технической доводке. Там же, как утверждают в эти дни в Тегеране, изготавливаются и фальшивые карточки, продающиеся по цене от 100 до 250 тысяч туманов. На черном рынке можно купить и настоящие карточки, причем по цене с большим разбросом – от 55 до 350 тысяч туманов.

Еще 21 мая, когда было опубликовано совместное заявление МВД и Министерства нефти о введении карточек, было сообщено, что квотирование продажи бензина в зависимости от вида транспортного средства откладывается на неопределенный срок, скорее всего – на несколько недель. Потом СМИ уточнили, что квотирование начнется 15 хордада, то есть 5 июня. Одновременно с этим в стране обострилась дискуссия о том, надо ли вообще вслед за введением карточек переходить к квотированию бензина. Министр нефти страны Сейед Казем Вазири Хаманэ убежден в необходимости такого шага, причем, на его взгляд, это следует сделать как можно быстрее. Именно нефтяное лобби парламента давно уже выступало за повышение цен на горючее. Это позволило бы уменьшить дотации государства для субсидирования непомерно низких цен на бензин, который в Иране «дешевле питьевой воды» [6]. Позиции министра нефти противостоит председатель профильной комиссии меджлиса Камал Данешйар. Неоднократно за последние дни Данкешйар высказывался за то, чтобы квотирование не вводилось, а бензин в необходимых количествах поступал в распоряжение потребителей. Другой парламентарий, член комиссии по планированию и бюджету Адел Азар, поддерживая своего коллегу, озвучил в прессе мнение о том, что цена бензина в свободной продаже должна быть не больше 150 туманов (примерно 15 центов). Высказавшийся на эту же тему заместитель министра нефти Мохаммад-Реза Немат-заде заявил, что на бензин должна быть установлена единая цена. При этом, по его словам, хотя у квотирования много оппонентов, оно будет введено, потому что этому шагу правительства нет разумной альтернативы. Впрочем, даже небольшое повышение цен на бензин, считают иранские аналитики, вызовет дальнейшее подорожание на потребительском рынке и парализует экономическую жизнь страны.

В эти дни в стране появилось много заметных признаков осложнения экономической ситуации. Из только что опубликованных данных о темпах инфляции следует, что в нынешнем году она составит 16% против 12% в 2006 г. [7]. Из-за падения цен на нефть на мировых рынках прогнозируется сокращение доходов от ее реализации в ближайшее время примерно на 5% [8]. В стране растет безработица. О ее размахе среди выпускников иранских вузов высказался в минувшую субботу на заседании Совета по определению целесообразности принимаемых решений его глава, бывший президент страны Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, назвав это национальным бедствием. Каждый день приносит все новые сведения о забастовках и закрытии предприятий. Вот лишь несколько фактов. На днях закрылся электроламповый завод в провинции Фарс на юге Ирана, и все его работники оказались на улице. Продолжается забастовка 5 тысяч рабочих сахарного завода в провинции Хузестан, выдвигающих, среди прочего, и политические лозунги. Пресса сообщила о нескольких предприятиях в северной провинции Мазандеран, где рабочие более четырех месяцев не получают зарплату. Озабоченность ситуацией высказывают и представители высшего религиозного истеблишмента. 4 июня личный представитель аятоллы Хаменеи в одном из самых депрессивных регионов страны – провинции Кохкилуйе и Баерахмад — аятолла Караматолла Малеки-Хоссейни выразил тревогу по поводу экономических и социальных тягот населения, которые он связал с такими реалиями политики президента Ахмадинежада, как введение квотирования бензина и реализация ядерной программы, требующей непомерного для страны финансирования. Выступая с речью по случаю 18-й годовщины кончины основателя Исламской республики Иран аятоллы Рухоллы Хомейни, он сказал, что, несмотря на то что является одним из сторонников нынешнего президента, вынужден прямо заявить, что его политика несет стране много негативного, в том числе невиданную инфляцию, колоссальное обнищание, рост населения, живущего ниже черты бедности. Таких людей в стране, по оценкам Малеки-Хоссейни, насчитывается более 7 млн человек. «Как можно в такой экономической ситуации говорить о ядерной программе и ассигновать на ее реализацию непомерные финансовые ресурсы?»

В эти дни, как и ожидалось, на иранских АЗС наблюдаются громадные очереди. В стране рассматривают это как зловещий симптом накануне субботы, 9 июня, когда заправиться можно будет только по карточке. Тегеранская газета «Сармайе» написала 6 июня: «Есть вероятность того, что в самые ближайшие дни ситуация выйдет из-под контроля». Такое же мнение высказала в тот же день газета «Эттемад»: «Уже в субботу могут начаться беспорядки». Экономическая газета «Донйайе эктесад» обратила внимание на то, что даже депутаты меджлиса, которые проголосовали за переход на квотирование, все более пессимистично говорят о том, что может произойти в ближайшие дни. Газета «Хайате ноу» написала 6 июня: «Правительство в эти дни все чаще выражает тревогу относительно последствий предпринятых шагов в нормировании бензина. Очереди на бензозаправочных станциях делают эту тревогу все более ощутимой». Реалии ближайших дней покажут, насколько объективны такие прогнозы.

1. iran.ru, 29 мая 2007 г.

2. «Кудс», 31 мая 2007 г.

3. ИРНА, 26 мая 2007 г.

4. «Эттемадэ мелли», 3 июня 2007 г.

5. iran.ru, 23 мая 2007 г.

6. http://www.vestnik.co.il, 29 мая 2007 г

7. http://www.aftabnews.ir/vdcg3yak79q3.html

8. Там же.

52.36MB | MySQL:103 | 0,684sec