О военно-техническом сотрудничестве КНР и Алжира: мобильные минометы SM-4

По сообщению китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», артиллерийские подразделения легких механизированных соединений СВ ВС Алжира начали опытную войсковую эксплуатацию новейших высокомобильных самоходных минометных установок (СМУ) SM-4, которые представляют собой сочетание бронетранспортера тип WZ551A (экспортной версии присвоено обозначение WMZ) и миномета калибра 120 мм, который установлен в задней части бронемашины где традиционно размещаются военнослужащие десанта.

Появление подобных высокомобильных минометов в Алжире указывает на понимание командованием  ВС данного североафриканского государства необходимости повышения огневых возможностей легких механизированных/мотострелковых соединений, которым необходима поддержка в оперативном порядке в случае столкновения с превосходящими силами противника.

Благодаря публикации в китайском издании представляется возможным внимательно проанализировать конструкцию СМУ SM-4. Как известно, бронетранспортер (БТР) WZ551А (также известен как ZSL-92). был разработан конструкторами 201-ого НИИ корпорации НОРИНКО еще в  первой половине 80-х гг. прошлого столетия на базе грузового автомобиля «Тип 2026», который являлся основным тяжелым грузовиком для подразделений СВ НОАК.

В марте 1986 г. первый прототип БТР был выведен на испытания, а спустя два года – в 1988 г. модель была принята на вооружение НОАК под обозначением WZ551 (экспортное обозначение ZSL-90). Одновременно конструкторы работали над модифицированной версией  WZ551А» (присвоено экспортное обозначение ZSL-92), которая была представлена на испытания в 1991 г, а принятие на вооружение состоялось в 1994 г.

Единственное отличие между модификациями состояло в силовой установке и трансмиссии. В остальном БТР полностью похожи. Длина бронемашины составляет 6,7 м, ширина 2,8 м, а высота3,6 м. Максимальная масса БТР составляет 15,6 тонны. Корпус защищает экипаж и десант от обстрела из стрелкового вооружений калибром не более 12,7 мм.

В качестве силовой установки используется турбированный дизельный двигатель BF8L413F мощностью 320 л.с/235 кВт, который передает крутящий момента в автоматическую коробку переключения передач модели 6НР500 (выпуск организован по лицензии немецкой компании ZF), которая позволяет машине развивать максимальную скорость 88 (по другим данным 100) км/ч по шоссе.

При полной заправке запас хода может достигать 800 км. WZ551 способен преодолевать водные преграды со скоростью 7,2 (по другим данным 8,2) км/ч.

Следует отметить, что китайские конструкторы тщательно проанализировали не только тенденции развития колесных бронемашин за рубежом, но и собрали все случаи поражения/уничтожения экспортных БТР серии WMZ в ходе вооруженных конфликтов на африканском континенте. По результатам аналитической работы был сформулирован вывод о необходимости создания новой бронемашины с улучшенной защитой, возможностью установки дополнительной керамической защиты и большей грузоподъемностью.

Необходимо указать, что китайские инженеры не отказываются от трехосного шасси с колесной формулой 6х6, но при этом стараются активно заимствовать зарубежные разработки. Достоверно известно, что новые БТР находятся на стадии государственных испытаний.

 

В отношении самоходного миномета SM-4 достоверно известно, что китайские конструкторы установили взрывобезопасную перегородку и тем самым разделили внутренний объем корпуса на две части. В передней части расположены места для механика-водителя и командира, а в центральной части располагаются три военнослужащих минометного расчета, для которых предусмотрены независимые кресла.

Анализ фотоматериалов позволяет отметить, что для размещения миномета калибра 120 мм, который установлен на поворотной (360 градусов) платформе, обеспечивающей угол возвышения от +45 до +80 градусов, конструкторам пришлось увеличить высоту центральной и задней части корпуса БТР. Подобное решение положительно повлияло на условия для минометного расчета, а также позволило разместить необходимое количество мин в укладке (размещена с правой стороны), рассчитанной на 30 выстрелов (пять рядов по шесть ячеек с поворотными замками). Верхние крышки минометного отсека раскрываются и складываются благодаря мускульной силе военнослужащих. Максимальная снаряженная масса СМУ SM-4 составляет 17 тонн.

В качестве боеприпасов к САО SM-4 используются оперенные мины, краткое описание которых представлено в таблице ниже.

Таблица.

Характеристика боеприпасов к САО SM-4 

Модель

боеприпаса

Система наведения Предназначение Дальность

полета (м)

GP120 Н.д. Борьба с живой силой 5000
GP120 А/GP-4 Полуактивная лазерная Борьба с высокоценными стационарными объектами 7500
GP-120B/GP-9 Тепловизионная Борьба с бронетехникой на стоянке и марше 8500
GP-120C1 Спутниковая Борьба с замаскированными объектами До 10000
GP-120C2 Спутниковая с цифровым каналом обратной связи Борьба с замаскированными и укрепленными объектами высокой ценности До 13000

 

При конструировании данных мин специалисты 202-го научно-исследовательского института НОРИНКО использовали данные по американскому боеприпасу XM935APMT. По данным китайских источников, боеприпасы к SM-4 могут быть оснащены, либо дистанционным взрывателем, либо контактным в зависимости от предназначения Некоторые из моделей боеприпасов обладают высокой начальной скоростью (до 2000 м/сек), а современные системы наведения позволяют уменьшить расход мин в четыре раза.

Максимальная скорострельность достигает 12-15 выстрелов в минуту, что позволяет одной батарее или дивизиону создать высокую плотность огня – «огненный вал или заслон», который позволит своим силам отойти с занимаемых позиций, выполнить перегруппировку и другие действия в районе непосредственного соприкосновения с противником. Как показывают расчеты китайских специалистов, одна батарея SM-4 располагает суммарным боекомплектом в 432 мин, из которых 200 шт. GP120A и 232 шт. GP120B (частично боеприпасы перевозят транспортные машины), что позволяет в течение 12 минут практически полностью уничтожить мотострелковый батальон противника со всей бронетехникой.

Большая дальность полета некоторых боеприпасов обусловлена наличием парашютного тормоза, который позволяет боевой части (БЧ) медленно планировать на технику противника, движущуюся со скоростью до 36 км/ч.  Вероятность поражения первым выстрелом движущегося танка или БМП/БТР составляет 85–90%.

Подобные высокие показатели для миномета обусловлены тем, что китайские разработчики установили цифровую систему обмена тактическим данными и цифровую систему управления огнем, которая позволяет экипажу каждого отдельного миномета получать данные наведения с командного пункта батареи или дивизиона. Подобное решение обеспечивает возможность ведения распределенного высокоточного минометного огня по нескольким целям одновременно. Применение цифровой системы тактической информации призвано обеспечить каждой СМУ максимальную скрытность при ведении огня с закрытой позиции.

Для самообороны экипажа на верхней плоскости БТР установлен зенитный пулемет QJC-88 калибра 12,7 мм, а также две счетверенные пусковые установки (ПУ) дымовой завесы. В дополнение к вышесказанному отметим, что, в целом, китайские специалисты постепенно продвигают свои разработки на мировом рынке вооружений, даже в тех странах, которые имеют прочное военно-техническое сотрудничество с ЕС и РФ.

62.82MB | MySQL:102 | 1,353sec