Мы продолжаем рассматривать Отчет Фонда SETAV (Фонд политических, экономических и социальных исследований), озаглавленный «Турецкие ответвления международных средств массовой информации» и рассматривающий деятельность зарубежных СМИ, ведущих свою работу на турецком языке и на турецкую аудиторию.
Напомним, что в предыдущей части мы завершили рассмотрение деятельности немецкого медиахолдинга Deutsche Welle на территории Турции. Приступим к тому, как строится работа на турецком направлении «Голоса Америки» (Voice of America или VOA).
Опять же, оставляем в стороне разные организационные моменты, связанные с основанием «Голоса Америки», а также с теми целями и задачами, которые перед ним ставились (про, пожалуй, главную цель «Голоса Америки» — борьбу с «мировым коммунизмом» — нашим соотечественникам рассказывать нет нужды – В.К.).
Вещание «Голоса Америки» на турецком языке было начато в 1942-м году. Перерыв в вещании был сделан в 1945 году, но с 1949 года оно вновь было продолжено. Цель была понятна – Турция в те году втягивалась в орбиту влияния США и необходима была, помимо всего прочего, идеологическая обработка турецкого общества, если называть вещи своими именами.
В наши дни, на интернет-странице издания предоставляются различные варианты изучения английского языка, а также публикуются специальные досье, посвященные затрагивающим Турцию вопросам. К примеру, темами таких досье стали: «Исламское государство» (ИГ, здесь и далее запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.), кризис с беженцами, уехавшие из Турции в США турки и так далее.
Время от времени, «Голос Америки» делает совместные передачи с TGRT Haber, при том, что у «Голоса Америки» своего офиса в Турции нет. Новости «американского голоса» публикуются на различных турецких интернет-порталах. Среди них можно отметить такие, как: Mynet и Sanalbasin. Кроме того, «Голос Америки» активно использует вещание на своем Youtube — аккаунте.
Отчет SETAV отдельно отмечает тот факт, что «Голос Америки» нередко представляет площадку тем обозревателям, которые известны в Турции своей оппозиционностью по отношению к действующему руководству страны. В их числе были названы такие имена, как (пишем латиницей): Mehmet Ali Alabora, Barbaros Sansal, Tolga Savaci и т.д. Акцент в вещании «Голоса Америки» сделан на рассказе историй писателей, художников и актеров, обосновавшихся в США. Заметное место в вещании уделяется критике действий турецких властей.
Специальный репортаж «Голоса Америки» был посвящен пастору Э.Брансону, задержанному в Турции и высланному в США лишь только после массированного американского давления на турецкое руководство. Напомним, что это давление, как минимум, внесло свою лепту в ослабление курса турецкой лиры по отношению к доллару и к евро в 2018-м году. А, как максимум, стало его основной причиной.
Переходим непосредственно к тому, как «Голос Америки» реагировал на различные, критичные для Турции события, начав, разумеется, с попытки военного переворота, предпринятой в ночь с 15 на 16 июля 2016 года.
Как указывает Отчет SETAV, в ночь 15-го июля «Голос Америки» «не оказал полной поддержки Турции». На первый план в своем вещании «Голос Америки» вывел такие вопросы, как расправы, пытки и увольнения с работы. Первые часы попытки военного переворота со стороны «Голоса Америки» сопровождались нейтральной подачей новостей с места событий, без каких-либо собственных комментариев и оценок.
Важным моментом, на котором «Голос Америки» заострил свое внимание стало внесение президентом страны Р.Т.Эрдоганом в повестку дня вопроса о возвращении в стране смертной казни (сразу отметим, что, будучи введен в повестку, «смертный вопрос» в Турции не сразу, но со временем сошел на нет; хотя определенные слои Турции, в особенности, из числа сторонников правящей Партии справедливости и развития, возврат к практике смертной казни в Турции поддержали – В.К.). Этот вопрос многие недели громко звучал в Турции с самых высоких трибун. Также, «Голос Америки» публиковал мнения известных политиков и обозревателей по данному вопросу.
Вот примеры заголовков материалов «Голоса Америки» тех дней: «Эрдоган дал зеленый свет смертной казни» (18 июля 2016 года), «Предупреждение от Ассоциации по правам человека касательно пыток после попытки переворота» (21 июля 2016 года).
Через два дня после попытки военного переворота «Голос Америки» опубликовал видео с беглым проповедником Фетхуллахом Гюленом, который себя защищает (от обвинений в организации попытки переворота – В.К.), а также выдвигает определенные требования. Вот заголовок той публикации: «Фетхуллах Гюлен: Обвинения – клевета, пусть утверждения о перевороте (точнее о причастности Ф.Г. к попытке переворота – В.К.) рассмотрит международная комиссия».
Аналогичным образом, не поддержал «Голос Америки» турецкое руководство в вопросе введения в масштабе всей страны режима чрезвычайного положения. Отчет SETAV характеризует оценки американского медиахолдинга как «странную демократическую рефлексию».
Один из ярких заголовков «Голоса Америки» тех дней: «Будет ли в Турции арламент оставлен за бортом (политической жизни – В.К.)?».
В той публикации отмечается, в частности, что Парламент «был предан». Кроме того, указывается антидемократичность того подхода, при котором законы принимаются без ведома Великого национального собрания (Меджлиса) Турции. Почву для публикаций «Голоса Америки» с тезисом о «диктатуре» в Турции, по сути, подготовил своими выступлениями председатель главной оппозиционной Народно-республиканской партии Турции Кемаль Кылычдароглу. Вот один из заголовков «Голоса Америки»: «Кылычдароглу: ни переворота, ни диктатуры!» (24 июля 2016 года).
Следующим пунктом «обязательной программы» проверки зарубежного СМИ на «лояльность и правильность» является отношение к борьбе в Турции с терроризмом, в т.ч. с Рабочей партией Курдистана, а также задержания депутатов прокурдской Партии демократии народов (по причине их, установленной силовыми структурами Турции, связи с РПК – В.К.).
Силовые акции на востоке страны, возобновленные в 2015-м году, были охарактеризованы «Голосом Америки» в качестве «гражданской (внутренней) войны и разрушений». Подача при этом была сделана аудитории так, как будто руководство страны не борется с терроризмом, а осуществляет «акт насилия» в отношении населения, проживающего в регионе Восточной и Юго-Восточной Анатолии.
Вот характерные заголовки «Голоса Америки», посвященные тем событиям: «Они нас убьют, также как нашего старшего брата?» (21 декабря 2015 года) и «С одной стороны – запрет, с другой стороны – смерть» (13 ноября 2015 года).
Внутригородские операции, начавшиеся против РПК были охарактеризованы «Голосом Америки» в качестве «гражданской войны» и «кризиса, который провоцирует миграцию». Также указывалось на то, что в регионе осуществляются «чистки». Такие оценки сопровождались цитированием высказываний представителей прокурдской Партии демократии народов о том, что осуществляется «геноцид». Разумеется, никакой поддержки со стороны «Голоса Америки» не получили задержания депутатов ПДН.
Отдельная претензия со стороны Отчета SETAV заключалась в том, что «Голос Америки» формирует у своих читателей мнение о том, что Партия демократии народов является представителем курдского народа. Вот – характерный заголовок тех дней от 4 октября 2016 года: «Устраняется ли курдская политика из ВНСТ (Великое национальное собрание /Меджлис/ Турции – В.К.)?».
Еще одним пунктом турецкой повестки дня является политика страны на сирийском направлении.
Вот какую позицию по этому вопросу занял «Голос Америки». Поначалу американский медиахолдинг сконцентрировался на публикации технических деталей операций, проводимых турецкой стороной, к примеру, в отношении «Исламского государства».
Со временем, этот вопрос, в публикациях VOA, был уведен от приграничной безопасности Турецкой Республики в сторону «напряженности» в отношениях между Турцией и США. Заметное место в публикациях «Голоса Америки» было уделено реакции на действия турецкой стороны от различных сирийских и международных организаций.
В частности, «Голос Америки» опубликовал комментарий одного из руководителей Партии демократический союз Салиха Муслима, который указал, что «Турция много что потеряет (из-за своих действий в Сирии – В.К.)». Если вначале американское издание демонстрировало поддержку Турции в мерах обеспечения безопасности своей границы, а также в борьбе с ИГ, то впоследствии оно сконцентрировалось на публикации обвинений Турцией Вашингтона в поддержке сирийской Партии демократический союз. Трансграничные операции, проведенные Турцией («Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь»), были поданы «Голосом Америки» не в контексте борьбы с терроризмом, а через призму тех разногласий, которые наблюдаются между Турцией и США на сирийском направлении.
В своих публикациях «Голос Америки» упоминал о борьбе Турции именно с курдами, а не с террористическими группами. В их новостях упоминается, что прокурдская Партия демократии народов выступила против операции, начатой руководством страны и «давшей старт войне на Ближнем Востоке», что и привело, в итоге, к задержанию депутатов ПДН.
Иными словами, «Голос Америки» освещает действия Турции в Сирии не в контексте обеспечения своей национальной безопасности, а именно с точки зрения текущих отношений между Турцией и США. При этом в их публикациях не указывается на террористический характер «Сил народной самообороны». Критика Турции в этом вопросе, как указывает Отчет SETAV, может рассматриваться в качестве опосредованной поддержки террористической организации.
Другой темой, на которой Отчет SETAV постоянно тестирует зарубежные СМИ, является отношение к крупным строительным проектам, реализуемым турецким руководством.
Напомним, что до сих пор, как мы видели на примерах английского ВВС и немецкого DW, о турецких стройках доброго слова не было. Посмотрим, как, в этом смысле, выступило американское издание.
Отчет SETAV начинает с того, что говорит об определенном подходе зарубежных СМИ к турецким инициативам и о том, что американское издание не выбилось из общего хора голосов на Западе.
Третий мост через Босфор (имени Султана Селима Явуза – В.К.) не заслужил большого внимания со стороны «Голоса Америки». В то же самое время, освещение строительства нового аэропорта г. Стамбул активизировалось ближе к концу реализации проекта. На первый план «Голосом Америки» были, впрочем достаточно предсказуемо, выведены жалобы и протесты против условий труда со стороны рабочих строительной площадки. Разумеется, никакого анализа положительного экономического эффекта от реализации крупных инфраструктурных проектов изданием проделано не было.
Вот заголовки «Голоса Америки», которые сопровождали завершающую фазу строительства нового аэропорта в г. Стамбул: «Проблемы в третьем аэропорту продолжаются» (29 сентября 2018 года, ровно за месяц до церемонии официального открытия, которая состоялась в День Турецкой Республики 29 октября 2018 года) и «Третий аэропорт в Стамбуле открылся, однако, возражения продолжают поступать» (30 октября 2018 года).
От себя заметим, что, действительно, стройка третьего аэропорта в Стамбуле сопровождалась целым ворохом разного рода проблем, включая: административные, финансовые, технические, природоохранные и проч.
Стройка была отмечена кризисом неплатежей со стороны инвесторов своим подрядчикам, поставившим последних в трудное финансовое положение, а то и вовсе — на грань банкротства. Наблюдались и технические проблемы при проектировании и строительстве здания аэропорта из серии подтопления нижних фундаментных помещений. Про природоохранные моменты мы уже также писали – про вырубку лесов региона. Также оказались затронуты пути миграции птиц, последствия чего могут быть, а могут не быть заметными для экологии. Здесь — вопрос к специалистам.
Можно ещё долго перечислять все проблемы на строительстве, включая разного рода несчастные случаи с рабочими, однако, зададим «правильный вопрос»: на какой, более-менее крупной стройке всего этого не было? При том, что третий аэропорта – одна из крупнейших строек в турецкой истории, в принципе.
Отвечая на приведенный выше вопрос, сообщаем, что любая стройка всем этим сопровождается в том или ином объеме, чтобы в итоге увенчаться торжественным пуском объекта в эксплуатацию. Так бывает всегда, если речь не идет о разного рода схемах «обмана вкладчиков и дольщиков». Вот там действительно проблем не бывает, потому что никто ничего изначально строить не собирается и по факту не строит.
Иными словами, про любой проект, хоть про Статую Свободы, можно написать в таких черных красках, что будешь обливаться холодным потом при взгляде на это сооружение.
Поэтому люди адекватные и опытные концентрируются, в первую очередь, на анализе экономического эффекта от строительства. То есть, что конкретно он принесет стране. И ни у кого нет сомнений, что третий аэропорт, построенный действующим турецким руководством в г. Стамбул, — это не «переукладка плитки и бордюрного камня», а именно, что создание источника крупного дохода для страны. Отметим, что третий аэропорт реализовывался в рамках исключительно выгодной для госбюджета схемы государственно – частного партнёрства. Тратились не бюджетные деньги, а деньги частных инвесторов. И за рамками экономического эффекта есть ещё фактор закрепления положения Турции в качестве одного из важнейших логистических хабов региона при воздушных поездках и перевозках по осям Запад – Восток и Север – Юг.
Разумеется, подобного квалифицированного подхода ждать от тиражного СМИ, тем более, заангажированного по полной программе, было бы, как минимум, наивным. Такого, в частности, как «Голос Америки», который по турецким крупным проектам занял отчетливо критическую позицию – выводя на первый план проблемы текущего свойства и не говоря ни слова о стратегической значимости строек.
Вместе с Отчетом SETAV продолжаем анализ вещательной политики «Голоса Америки» на вопросе, который впрямую затрагивает отношения между Турецкой Республикой и Соединенными Штатами Америки. Речь идет, разумеется, о тех «экономических колебаниях», которые «накрыли» страну в середине прошлого года и чьи последствия страна ощущает на себе до сих пор.
Итак, что же пишет по этому поводу «Голос Америки»?
Прежде всего, отметим, что дело пастора Э.Брансона, которое впрямую связано с экономическими проблемами Турции, отслеживалось американским изданием самым пристальным образом. В заголовки часто выносились цитаты Р.Т.Эрдогана и других официальных лиц страны из их обращений в адрес США. В публикуемых новостях немало говорилось о том, что «Москва поддерживает Анкару» и о том, что Турция постепенно дрейфует от Запада в сторону России.
Не приводя никакой информации о попытках двух сторон, турецкой и американской, нормализовать свои отношения, «Голос Америки» сконцентрировался на двусторонней напряженности, виновником которой был провозглашен лично президент Турции Р.Т.Эрдоган. Вот — один из характерных заголовков тех дней: «Эрдоган, для того, чтобы не потерять козырь Брансона, приносит в жертву турецкую экономику».