Межведомственная разведка Пакистана – щит и меч официального Исламабада. Часть 3

Набор сотрудников

В ряды МР Пакистана набирают как военнослужащих контрактной службы,  выпускников военных училищ, так и выпускников гражданских высших учебных заведений, которые не отличаются особой религиозностью (или вообще не религиозны и не принадлежат ни к одному из течений ислама), не имеют записей об административных или уголовных нарушениях. Вполне естественно, что набор будущих разведчиков производится из числа действующих сотрудников правоохранительных органов Пакистана, имеющих опыт следственных действий.

 

Набор сотрудников из числа военнослужащих

В отношении военнослужащих (сержантов, прапорщиков/мичманов и офицеров) известно, что они имеют право на подачу заявления о желании проходить службу в рядах МР, однако данный документ должен получить визу старшего командира/начальника и только после этого возможно направление документов в Училище МР Пакистана. В большинстве случаев военнослужащие после окончания учебного заведения получают назначения либо в территориальные органы МР, либо в органы военной разведки видов и родов ВС страны. Перед зачислением на должность в резидентуре при посольстве Пакистана за рубежом новый сотрудник из числа военнослужащих должен проработать в территориальном подразделении не менее двух лет.

После службы на месте распределения в течение трех лет и более сотрудники вправе обращаться с рапортом о переводе в другое подразделение МР, или могут получить временное назначение в центральный аппарат. Характеристика военнослужащего является определяющим документом для отдела кадров при формулировании приказа о назначении в любое подразделение.

Старшие оперуполномоченные в звании майора и выше проходят службу в одном отделе не дольше трех лет и затем подвергаются переводу в другой отдел или даже управление. В отдельных случаях разведчики продолжают службу до достижения 60-летия – подобное возможно только в случае обладания сотрудником ценного опыта.

 

Набор сотрудников из числа гражданских

Выпускники гражданских вузов, изъявившие желание защищать родину, подают заявление и все необходимые установочные документы в Федеральную комиссию общественного обслуживания (ФКОО) и после приема документов проходят тестирование на знание современной международной военно-политической обстановки и английского языка. Также проводится тестирование на наличие и уровень развития аналитических навыков.

После успешного преодоления вступительного испытания кандидаты в спецслужбу проходят собеседование с комиссией, составленной из действующих сотрудников МР и ФКОО, которые согласованно принимают решение о направлении кандидата на военно-медицинскую комиссию, тестирование физической подготовки, а также проверку на полиграфе и беседы с психологами. Только после прохождения всех указанных мероприятий сотрудники МР проводят подробное изучение личного дела кандидата, а также осуществляют проверку его ближнего и дальнего круга общения.

По завершении всех указанных этапов (средняя продолжительность всего комплекса проверок составляет девять месяцев) кандидат получает статус военнослужащего и направление в ведомственное учебное заведение для получения первоначальной подготовки в течение одного учебного года.

Учебные занятия по страноведению проводят на нескольких зарубежных языках. Склонность и готовность изучать иностранные языки – английский, французский, немецкий, китайский, японский, а также языки (диалекты, наречия) народов Южной Азии и Ближнего Востока являются ключевыми моментами для назначения на должность за пределами Пакистана. Молодые сотрудники после выпуска из училища МР должны быть готовы к долгосрочным командировкам в Исламскую Республику Иран, Индию, Исламскую Республику Афганистан.

На промежуточных  и  итоговых контрольных мероприятиях (зачеты и экзамены) присутствуют действующие офицеры МР, по заключениям которых принимается решение о зачислении в то или иное подразделение.  По данным китайских источников, будущие специалисты МР из числа гражданских студентов охотно соглашаются на работу в этой спецслужбе, поскольку понимают, что служба в данной организации является синонимом социальной и финансовой стабильности семьи.

Предпочтение при отборе кандидатов на службу в МР отдается выпускникам гражданских вузов, обладающих степенью магистра, поскольку они обладают более живым умом и воображением в отличие от военных специалистов. В отдельных случаях наиболее предпочтительным является наличие степени кандидата наук. Практика показывает, что предельная должность сотрудника выбранного из числа гражданских кандидатов – советник начальника Управления — звание «полковник».

По оценкам иностранных специалистов, суммарная численность штатных сотрудников СМР Пакистана составляет около 10000 (по другим данным до 25000) человек, а численность «связников» и информаторов достигает около 30000 человек. В дополнение отметим, что даже после выхода в отставку сотрудники МР  достаточно охотно принимают участие в оперативных мероприятиях, а также подбирают/рекомендуют новых рекрутов или агентов.

 

Учебное заведение МР

В отношении училища МР известно, что оно находится в одном из жилых кварталов Исламабада (точный адрес установить не предоставляется возможным) и представляет собой комплекс малоэтажных строений, внутренняя территория которого разделена зелеными насаждениями и фонтанами. В целях обеспечения маскировки территория частично прикрыта тентами.

Въезд в училище охраняет один переодетый военнослужащий с личным оружием, что позволяет обеспечивать максимальную скрытность наличия такого объекта. Следует отметить, что центральные и территориальные органы МР Пакистана размещены с соблюдением самых жестких мер конспирации и маскировки, поскольку подобные места сбора сотрудников являются целями для террористов, которые действуют организованно – штурмовая группа, террорист-смертник на джихад-мобиле и группа отвлечения внимания.

        

         Проблемные моменты и имидж МР в обществе

         В дополнение к вышесказанному отметим несколько сложных моментов в деятельности  МР Пакистана. В качестве первого случая приведем вербовку бригадного генерала СВ ВС Пакистана Усмана Хамида сотрудниками ЦРУ. Данный высокопоставленный офицер предоставил американским разведчикам исчерпывающую информацию о присутствии Усамы бен Ладена в Абботтабаде.

В качестве вознаграждения правительство США предоставило Усману Хамиду и всем членам его семьи американское гражданство. Фактически, пакистанский генерал предал интересы МР, поскольку пакистанская спецслужба намеревалась извлечь из ликвидации Усамы бен Ладена большую выгоду.

В вопросе обеспечения внутренней безопасности и социальной стабильности у МР Пакистана также сохраняются пробелы, поскольку даже после нескольких резонансных террористических актов не сформирована система предупреждения о террористических атаках. Фактически, пакистанские разведчики до сих пор не выработали алгоритм анализа информации, которая позволит определить дату и время нападения, а также прием, который предпочтут террористы – одиночный террорист-смертник; смертник на мотоцикле или на автомобиле; группа со стрелковым вооружением и гранатами или же смешанный тип.

К настоящему моменту в рамках Национального плана действий по борьбе с терроризмом сформирован только список объектов, которые являются наиболее притягательными целями для террористов. По данным китайских и западных специалистов, наибольшую активность на территории Пакистана проявляют те сепаратистские и радикальные исламистские организации, которые получают поддержку от индийской RAW и афганской NDS.

Однако даже эти проблемные моменты не уменьшают привлекательности службы в МР, поскольку количество успешных проведенных операций обеспечивает положительный имидж в сознании новых рекрутов/кандидатов. Сотрудники рассматриваемой спецслужбы получают жалованье, которое значительно выше чем у офицеров ВС.

Также профессиональные разведчики получают дополнительное образование и постоянно расширяют свой кругозор, т.е. всецело соответствуют образу интеллектуального человека. В качестве крайнего довода укажем, что МР Пакистана это единственная специальная служба, сочетающая возможности осуществления деятельности, как на территории страны, так и за ее пределами.

53.54MB | MySQL:105 | 0,563sec