К итогам трехсторонней встречи министров иностранных дел Ирака, Иордании и Египта

5 августа МИД Ирака обнародовал информацию о создании совместных рабочих комитетов для реализации заключенных соглашений между Ираком, Иорданией и Египтом.

Пресс-секретарь ведомства, Ахмед ас-Сахаф, заявил в интервью газете «Аль-Сабах аль-Джадид», что на встрече министров иностранных дел Ирака, Иордании и Египта, состоявшейся в воскресенье, 4 августа, в Багдаде, «были обсуждены все арабские проблемы, с тем, чтобы найти для них решения и сохранить безопасность в регионе».

А.ас-Сахаф добавил: «Эти переговоры дополняют трехсторонние встречи на высшем уровне, состоявшиеся ранее в Каире с участием премьер-министра Аделя Абделя Махди, короля Иордании Абдаллы II и президента Египта Абделя Фаттаха ас-Сиси».

Спикер МИД Ирака отметил, что «встречи в Багдаде привели к необходимости открывать совместные инвестиционные компании в Ираке, Египте и Иордании для обслуживания общественных интересов, особенно в вопросах энергетики, промышленности и сельского хозяйства».

Он также подчеркнул, что «переговоры на уровне министров существенно продвинулись, и было согласовано политическое видение общих кризисов в регионе, особенно эскалации между Соединенными Штатами и Исламской Республикой Иран». Кроме того, во главе консультаций и повестки дня находились «способы борьбы с терроризмом и его источниками, а также, средствами массовой информации, пропагандирующими экстремистские высказывания».

Представитель МИДа заявил, что «участники встречи поддержали позицию Ирака, который стремится к безопасности и стабильности и поддерживает мир в регионе и старается удержать его от военных столкновений».

Переговоры также касались сирийского кризиса и продемонстрировали поддержку позиции Ирака, направленную на то, чтобы направить стороны кризиса к поиску политических и мирных решений для народа Сирии, с тем, чтобы избавиться от тяжелого положения, которое они переживают после девяти лет эскалации конфликта».

В ходе встречи было озвучено, что «Ирак подтверждает право палестинского народа на создание своего государства на своей национальной земле со столицей в Иерусалиме. Также были проведены консультации по йеменским и ливийским документам и по необходимости взять на себя обязательства по поиску мирных решений политического характера и поддержанию государственных институтов в этих странах».

На встрече получило поддержку соглашение о учреждении комитетов, сформированных Ираком, Иорданией и Египтом с целью облегчения работы их отраслевых ведомств.

А.ас-Сахаф пояснил: «Наше видение трехсторонней встречи заключается в двух моментах. Во-первых, необходимо диверсифицировать стратегическое партнерство между различными экономическими кругами, чтобы Ирак имел возможность обеспечить выполнение правительственной программы и выразить интересы иракского общества».

«Другая тенденция связана с идеей географической связи между Ираком, Иорданией и Египтом, которая нацелена на экономическую и политическую интеграцию, чтобы сформировать новый климат для наиболее важных событий в арабском регионе», — указал пресс-секретарь МИДа.

Местные эксперты и СМИ указывают на важность этой встречи, поскольку она поддерживает статус Ирака на международном уровне и обеспечивает важные экономические выгоды, которые могут принести пользу иракцам, в целом.

В основной массе комментариев отмечается, что министры иностранных дел Ирака, Иордании и Египта обсудили на трехсторонней встрече в Багдаде ряд политических вопросов и документов, в первую очередь вопросы  по борьбе с терроризмом и о поддержке Ирака в период после поражения «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), при этом, по мнению некоторых политических обозревателей,  «весовые коэффициенты» участников совещания, как экономистов, так и политиков колеблются между двумя вещами: возвратом к совместному  сотрудничеству в «широком арабском формате» и экономической интеграцией между тремя сторонами.

«Визит министров иностранных дел Египта и Иордании в Багдад является кульминацией предыдущего саммита в Каире между президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси и королем Иордании Абдаллой II, а также премьер-министром Ирака», — заявил «Радио Спутник» политолог Сахер Орайби. Для Аделя Абдель Махди, этот визит стал продолжением встречи, на которой три лидера подчеркнули «необходимость укрепления совместного арабского сотрудничества с целью поддержания безопасности и стабильности в регионе, а также урегулирования многих кризисов в этом регионе, будь то в Ливии, Йемене или Сирии. В дополнение к состоянию с водными ресурсами в регионе и кризисной обстановкой, которая преобладает в регионе Персидского залива в эти дни».

«Эти встречи пока еще нельзя рассматривать как возвращение к совместному арабскому сотрудничеству между Ираком, Египтом и Иорданией как было в 1989 году, но они являются шагом в этом контексте, поскольку Ирак начинает восстанавливать свою роль в регионе, особенно после побед в борьбе с терроризмом», — считает эксперт «Это очередной шаг к началу совместного арабского сотрудничества, как краеугольного камня для формирования базы, которая будет играть активную роль в продолжающихся кризисах и в напряженности в регионе», —  отметил он.

Хотя эти три страны подчеркнули необходимость найти мирное решение в Сирии и прекратить продолжающуюся там войну и восстановить безопасность и стабильность в этой стране, прибегая к политическому решению, а не к военному решению, С.Орайби подчеркнул: «Я думаю, что главной проблемой на этих встречах являлись общие для трех стран, экономические проблемы».

Стоит напомнить, что напряженная атмосфера в Персидском заливе и Ормузском проливе в настоящее время оказывает большое влияние на все страны региона, особенно на вопрос экспорта нефти. «Присутствовал ли этот вопрос в дискуссиях трех министров», — спросили эксперта журналисты.

« Все, что было объявлено, носило общий характер и не затрагивало эту важную часть, хотя в Каире была достигнута договоренность между лидерами трех стран о продлении нефтепровода, которая была согласована между Ираком и Иорданией еще до визита премьер-министра Аделя Абдель Махди в Египет», — полагает С.Орайби.

Проект, на экономическую осуществимость которого полагаются чиновники, идет через Зарку в южную часть Иордании и заканчивается в порту Акаба, который уже давно стал западными воротами для иракского импорта и экспорта. Общая длина нефтепровода, который начинается из иракского города Басра, оценивается в 1700 километров, из них, около 690 километров, пройдут по территории Иордании.

Стоимость стройки, за которую, как утверждается, полностью отвечает Ирак, оценивается, примерно, в 17 млрд долларов США.  А ее продолжительность, включая часть в Иордании, как планируется, составит до восьми – десяти лет. (Скептики проекта, полагают, что все двадцать).

Будущий нефтепровод, к сооружению которого живой интерес проявил и Египет, вполне способен стать своеобразной экономической осью для формируемой «центристской» группы: Египет–Иордания–Ирак. Оформление по этой линии экономических, политических, а, в перспективе, военно-технических соглашений контрастирует с традиционным представлением региона в виде агломерата Саудовской Аравии и ее сателлитов и пресловутой «шиитской дуги» — Ирана, Ирака и Сирии и имеет четко выраженный уравновешивающий характер по отношению к этим разнонаправленным векторам. Судя по повестке международного раздела встречи, руководство трех стран вынашивает некоторые планы по влиянию на региональные проблемы, видя свой союз как некую центристскую коалицию, равноудаленную от тех же Эр-Рияда и Тегерана. По нашей оценке, этот процесс вполне может встретить поддержку со стороны ОАЭ, опосредованно реализующих собственную модель лидерства в арабском мире, отличную от саудовской и катарской.

52.19MB | MySQL:103 | 0,554sec