Оценки китайских военных специалистов военно-технической политики Израиля. Часть 6

Вооружение и военная техника сухопутных войск

Обозреватели китайского военно-технического издания «Военная наука и техника» отмечают, что наземное вооружение и военная техника (ВВТ) Сухопутных войск (СВ) Израиля в значительной степени являются современными. Тенденции их развития в основном схожи с направлениями совершенствования ВВТ в ведущих в военном отношении зарубежных странах, но существуют некоторые особенности. В первую очередь – ориентированность ВВТ на ведение боевых действий с высоким насыщением поля боя противотанковыми средствами поражения. Во вторую очередь – преобладание американских комплектующих над собственными из-за дотаций США на оборонные расходы вооруженных сил (ВС) Израиля.

Бронетанковое вооружение и техника

Китайские специалисты отмечают, что в настоящее время основными образцами наземного ВВТ, состоящими на вооружении СВ Израиля, являются: танки «Магах 6/7» (Magach), «Меркава III/IV» (Merkava), боевые машины пехоты (БМП) «Намер» (Namer), бронетранспортеры (БТР) «Нагмахон» (Nagmachon) и «Ахзарит» (Achzarit), бронеавтомобили (БА) «Волф» (Wolf), «Нурикан» (Hurricane), «Навигатор» (Navigator), «Икстрим» (Xtrem). Кроме того, в резерве находятся: свыше 2000 танков М48, М60, «Центурион» (Centurion), а также более 3000 БТР М113 различных модификации. С целью повышения боевых возможностей ВС Израиля ведутся НИОКР по созданию семейства машин в рамках программы «Ракия» (Rakiya). Новая техника предназначена для перевозки личного состава и оказания огневой поддержки мотострелковым подразделениям. Основным требованием по программе «Ракия» является наличие модульной архитектуры, предусматривающей производство единого для всех типов машин унифицированного шасси (базового модуля) и соответствующей номенклатуры функциональных модулей, определяющих назначение боевой бронированной машины (ББМ: бронетранспортер, машина огневой поддержки, командно-штабная машина, инженерная машина). Обозреватели китайского издания в своих материалах пишут о том, что ожидается разработка машин как на колесном (БТР «Эйтан»), так и гусеничном шасси (ББМ «Кармель»). Сумма контракта на приобретение 2000 машин оценивается в 2 млрд. долл. Первые поставки новых машин возможны после 2020 года.

Бронетранспортер «Эйтан» представляет собой машину тяжелого класса с колесной формулой 8×8 с типичной для современных колесных ББМ компоновкой: двигатель и трансмиссия спереди, а десантный отсек с широким люком и рампой – в кормовой части. Предположительно, базой для новой техники станет корпус танка «Меркава IV» из которого уберут гусеничное шасси и комплекс вооружения. В движение бронетранспортер будет приводить дизельный двигатель мощностью около 750 л.с., трансмиссия обеспечит распределение крутящего момента на все колеса. Ходовая часть в своей основе получит независимую подвеску с упругими элементами в виде вертикальных пружин, работающих на сжатие. Для дополнительного электропитания возможно использование комплектов аккумуляторных батарей или вспомогательной силовой установки. Комплекс вооружения машины будет включать автоматическую пушку, крупнокалиберные пулеметы, пусковые контейнеры и прицельно-наблюдательные комплексы. Все системы комплекса разместятся за пределами бронекорпуса машины. Управление осуществляется при помощи пульта, установленного в боевом отделении. Все основные операции в ходе применения оружия не потребуют от экипажа покидания пределов машины. Кроме того, для ведения боевых действий в городских условиях будет предусмотрена возможность навешивания инженерного оборудования, защитных устройств пассивного типа и комплексов активной защиты нового поколения «Трофи». Противоминное оборудование и многослойное бронирование днища выполнят двойной V-образной формой, что обеспечит защиту экипажа при подрыве под передним мостом или под центром корпуса машины фугасного взрывного устройства мощностью в тротиловом эквиваленте до 16 кг (в базовом варианте – 12 кг).

В июльском номере издания «Военная наука и техника» сообщается, что над созданием гусеничной боевой бронированной машины «Кармель» работают три оборонные компании Израиля – IAI, «Рафаэль» и «Элбит системс» (Rafael, Elbit Systems). Каждая из них отвечает за определенное исследовательское направление. Анализ требований военно-политического руководства к новому образцу показывает, что машина «Кармель» разрабатывается как полуавтономный роботизированный комплекс. Предположительно, машина будет иметь корпус в форме клина с сильно скошенным лобовым листом. В задней части корпуса расположится комплекс вооружения в необитаемой башне. В состав комплекса войдут: автоматическая пушка, пулемет, пусковые контейнеры и прицельно-наблюдательный комплекс. Боевая масса машины составит около 40 т, экипаж – два человека. Возможно наличие третьего места для оператора беспилотного летательного аппарата или наземной безэкипажной машины, приданной подразделению. Кроме того, ББМ «Кармель» оснастят комплексом активной защиты нового поколения «Трофи», автоматизированным комплексом навигации, целеуказания и управления огнем. Круговой обзор экипажу обеспечит бортовой радар и внешние камеры, проецирующие изображения на интерактивные экраны. Команды системе управления будут отдаваться с помощью нашлемной системы целеуказания и отображения информации. В дальнейшем ожидается перевод машины в безэкипажный режим управления. Первые поставки ББМ «Кармель» возможны не ранее 2027 года.

Китайские военные специалисты приходят к выводу, что основные боевые бронированные машины подразделений СВ Израиля преимущественно разработаны на базе танков «Меркава I/II», «Центурион», М60, Т-55, которые являются устаревшими или выведенными из эксплуатации. К настоящему времени эти машины частично израсходовали свой ресурс и обладают более низким техническим уровнем по сравнению с ББМ ведущих зарубежных стран. С целью продления срока их эксплуатации и повышения технического уровня проводятся программы их модернизации. Как правило, акцент в этих программах сделан на повышении огневой мощи благодаря совершенствованию дистанционно управляемых модулей вооружения (ДУМВ) и/или установке безэкипажных башен с 30/40-мм автоматическими пушками. Безэкипажная башня имеет противопульное и осколочное бронирование. В пределах защищенного объема размещено основное вооружение, ящики для боекомплекта, аппаратура наведения и прицельные системы. В центральной части башни монтируется стабилизированная в двух плоскостях установка для основного вооружения. Башня может комплектоваться различным вооружением калибра 25–50 мм. На маске основного вооружения башни устанавливается крепление для пулемета. В качестве спаренного оружия может использоваться любой пулемет калибра 5,56 или 7,62 мм. В случае использования внешних креплений оружия, установленных на маске пушки, корпус пулемета располагается за пределами башни, при этом ящики для патронов укрыты броней. Питание пулемета – ленточное, с левой стороны. В правой лобовой части башни предусматривается блок аппаратуры для наблюдения и управления вооружением. На общей стабилизированной платформе монтируются видеокамера, тепловизор и лазерный дальномер. Информация с этого оборудования передается на пульт управления, расположенный на рабочем месте наводчика-оператора. При необходимости на крыше башни может устанавливаться дополнительная платформа с приборами для наблюдения. В корме башни размещены пусковые контейнеры с противотанковыми управляемыми ракетами «Спайк» (Spike,), в будущем это крепление может использоваться и для размещения одноразового малоразмерного БПЛА. Использование БПЛА предоставит командиру подразделения оперативно разворачиваемый независимый источник получения разведывательной информации. С этой целью ведутся НИОКР по созданию малоразмерных аппаратов. Предположительно, на первом этапе эксплуатации возможности БПЛА будут ограничены ведением оптико-электронной разведки, в последующем ожидается оснащение БПЛА средством лазерного целеуказания, что позволит применять управляемые боеприпасы с лазерной головкой самонаведения.

С целью повышения технического уровня танков «Меркава IV Марк» (Mark) утверждена программа модернизации до уровня «Меркава IVМ Барак» (Barak). Программа модернизации включает оснащение танков нашлемной системой целеуказания и отображения информации «Айрон Вижион» (Iron Vision) от компании «Элбит системс» (Elbit Systems). Система обеспечивает сбор информации как от электрических, оптических датчиков, так и систем танка, навигационного оборудования, а при помощи интегрированной в систему управления огнем боевой информационно-управляющей системы – и от внешних источников, анализирует и представляет ее командиру танка в реальном масштабе времени в порядке важности. Таким образом ускоряется процесс поиска, обнаружения цели и подготовки стрельбы происходит быстрее. После идентификации источника опасности компьютер по полученным координатам цели решает баллистическую задачу и передает выработанные для стрельбы данные приводам наведения оружия. Командир не только получает достоверные данные, но еще и рекомендации по оптимальному алгоритму действий: на экране нашлемной системы высвечивается изображение объекта, от которого исходит опасность, даются рекомендации по оптимальному выбору типа оружия. Кроме этого, бортовой компьютер автоматически собирает данные о состоянии техники, параллельно осуществляет обмен данных с другими боевыми машинами и системами данного типа, тем самым предлагая экипажу оптимальные варианты для решения поставленных задач.

С целью увеличения дальности и точности стрельбы разрабатывается управляемый танковый боеприпас, способный поражать цели на удалении до 12 км. Применение данного снаряда возможно на новых танках «Меркава V» для поражения, в первую очередь, танков, укрытых в капонирах и естественных складках местности. Высокую боевую эффективность указанного боеприпаса обеспечит усовершенствованная система управления огнем танка, встроенная в автоматизированную систему управления тактического звена. Интеграция позволит получать целеуказание от различных источников единой сети боевого управления и вырабатывать данные стрельбы одновременно по нескольким целям. Предположительно, наведение снаряда на конечном участке траектории полета будет реализовано за счет разведывательных средств, преимущественно с использованием беспилотных летательных аппаратов.

С целью повышения защищенности на боевые бронированные машины могут устанавливаться различные варианты комплекса активной защиты «Трофи»: для тяжелых машин – «Трофи HV» (Heavy Vehicle); для средних машин – «Трофи MV» (Medium Vehicle); для легких машин – «Трофи LV» (Light Vehicle). В настоящее время ведутся НИОКР, направленные на расширение их возможностей в области противодействия снарядам кинетического действия, так как комплексы способны эффективно бороться только с кумулятивными средствами поражения. Для сил специальных операций компанией «Кармор» разрабатывается бронеавтомобиль многоцелевого назначения повышенной проходимости и с высоким уровнем защиты. Опытный образец получил наименование «Мантис», который представляет собой двухдверное изделие клиновидной формы массой 9 т с центральным расположением водительского сиденья, с задним расположением шестицилиндрового дизельного двигателя мощностью 360 л.с., позволяющим достигать скорости 120 км/ч и перевозить до пяти человек.

Одновременно с работами по созданию экипажных образцов бронетанковой техники продолжаются НИОКР по разработке безэкипажных наземных машин с автономным процессом принятия решений в ходе ведения боевых действий. По китайской оценке, машины будут оборудованы усовершенствованными системами управления огнем с комбинированными оптико-электронными прицельно-наблюдательными комплексами с независимой стабилизацией поля зрения прицелов, двухплоскостными стабилизаторами вооружения, лазерными дальномерами, автоматами сопровождения цели, цифровыми баллистическими вычислителями и различными датчиками условий стрельбы, сопряженными с автоматизированными системами автономного принятия решений в ходе ведения боевых действий, обеспечивающими автоматическое обнаружение и селекцию целей, определение наиболее опасных из них, с осуществлением выбора оружия и способа поражения.

Китайские военные специалисты прогнозируют, что до 2030 года безэкипажные наземные машины будут выполнять функции боевого обеспечения. Основным их назначением будут: ведение разведки, поиск мин и самодельных взрывных устройств, обеспечение непрерывного подвоза боеприпасов и прочего снаряжения на передовую. В последующем при решении проблемы в области автоматизации движения в условиях заранее неизвестной пересеченной местности, функции безэкипажных наземных машин могут быть расширены до выполнения самостоятельных боевых задач. В частности, в подразделения осуществляется поставка одной из последних моделей семейства машин «Гардиум» с максимально допустимой массой до 4 т. Дистанционно управляемые машины семейства «Гардиум» разрабатываются компаниями «Израэль эркрафт индастриз» и «Элбит» при участии специалистов США. Ожидается, что данная техника будет использоваться в составе передовых частей (отряды обеспечения движения, группы разграждения и др.) и спецподразделений СВ, в первую очередь, в районах со сложными свойствами местности и тактической обстановкой, в том числе в городских условиях, особенно в местах сплошных разрушений и с высокой степенью минной опасности. Управление машинами осуществляется оператором с подвижного командного пункта или с использованием малогабаритного пульта ранцевого типа на удалении до 3 км. Войсковые испытания опытных образцов проводятся в подразделениях, осуществляющих боевое патрулирование в приграничных с Ливаном районах. Основу разведывательного оборудования машин составляют: оптико-электронный блок с инфракрасными, телевизионными камерами и лазерным дальномером-целеуказателем; многофункциональная радиолокационная станция СВЧ-диапазона; универсальная программируемая радиостанция и аппаратура автоматизированной системы управления тактического звена СВ «Такдис». В качестве основного вооружения может применяться дистанционно управляемый модуль вооружения ORCWS компании «Элбит» (7,62-мм пулемет с эффективной дальностью стрельбы 800 м, масса модуля – 95 кг). В состав возимого оборудования могут входить радиотехнические средства различного назначения, например, звукометрическая станция обнаружения огневых позиций противника или комплекс радиоэлектронного подавления радиоуправляемых взрывных устройств.

Таким образом, китайские военные обозреватели приходят к выводу, что техническое переоснащение сухопутных войск Израиля позволит расширить возможности и повысить эффективность их боевого применения за счет поступления новых образцов наземного ВВТ. Кроме того, представляется возможным выделить некоторые аспекты, определяющие актуальность непрерывного изучения китайскими военными специалистами достижений израильских коллег в области совершенствования ВВТ сухопутных войск:

  1. Предприятия ВПК Китая в настоящее время работают над совершенствованием бронетанковой техники сухопутных войск, которая, в основном, представлена семейством боевых бронированных машин, разработанных китайской компанией НОРИНКО. Политическим руководством страны поставлена задача предприятиям военно-промышленного комплекса найти наиболее оптимальную платформу для танков и боевых бронированных машин, на которую в дальнейшем могут быть установлены различные модули.
  2. Начальник Бронетанкового института Народно-освободительной армии Китая (НОАК) ежегодно отчитывается о проделанной работе в сфере модернизации гусеничной и колесной техники на проводимых в летний период учениях как в пределах национальной территории, так и за рубежом. Наличие единой универсальной платформы позволит снизить себестоимость каждого конкретного образца китайской сухопутной техники.
  3. Боевые бронированные машины китайских сухопутных войск характеризуются достаточно широкой номенклатурой (ZBL-08, Type-08A (ZBL-08 A) и Type-08B (ZBL-08B). Приведение ее к единому стандарту также приведет в конечном счете к экономии на обслуживании колесной техники, что в современных условиях соответствует тенденции сокращения ассигнований на китайские сухопутные войска.
  4. Другим важным для китайских военных специалистов моментом является изучение противоминной защиты израильских боевых бронированных машин. Это обусловлено тем, что в 2015 и 2017 годах участились случаи подрыва патрулей из состава китайских миротворческих батальонов ООН  в Судане, что стало причиной гибели и тяжелых ранений китайских военнослужащих. Эти события стали катализатором разработки усовершенствованной противоминной защиты китайской бронетехники и новой боевой экипировки военнослужащих НОАК.
52.28MB | MySQL:103 | 0,599sec