Иранские эксперты о внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Ираке

Ирак является важнейшим в геополитическом плане соседом и стратегическим партнером Ирана. Важность Ирака для Ирана определяется несколькими факторами. Во-первых, безопасность Ирана напрямую зависит от ситуации на западном фланге, что наглядно демонстрирует вся история двадцатого века. Примером этому может служить ирано-иракская война 1980-1988 годов, когда неуемные политические амбиции Саддама Хусейна и его режима вызвали гибель миллиона иранцев, нанесли колоссальный ущерб иранской экономике. Отсюда естественное стремление иранцев иметь на западной границе стратегического партнера и проверенного союзника.

Вторым фактором исключительной важности Ирака для Тегерана является наличие на территории Ирака шиитских святынь – городов Неджефа и Кербелы, имеющих огромное символическое значение для коллективного сознания шиитов. На территории Неджефа расположена гробница Имама Али, в Кербеле похоронен третий Имам шиитов Хусейн, являющийся средоточием культа мученичества. Особое внимание иранцев к этим культовым местам проявилось летом 2014 года во время наступления «Исламского государства» (запрещено в России), когда иранцы были готовы ввести свои вооруженные силы на иракскую территорию для защиты этих сакральных центров.

В-третьих, Ирак имеет большое значение для Ирана как нефтедобывающая страна и потенциальный конкурент на рынке нефти. В 2018 году в Ираке было добыто 4520 млн баррелей нефти (в среднем 4 мдн баррелей в сутки), что вновь превратило это государство в одного из крупнейших экспортеров «черного золота» в мире. В-четвертых, Ирак занимает важное место во внешнеэкономических отношениях Ирана. Объем торговли между двумя государствами составил 12 млрд долларов США. В условиях внешнеполитической изоляции Ирана, инспирируемой США и их союзниками, доверительные, партнерские отношения с любым соседом приобретают для ИРИ  чрезвычайно важное значение.

Исходя из этого, становится понятным пристальное внимание, уделяемое иранским экспертным сообществом обстановке в Ираке и прогнозам внутриполитических и внешнеполитических шагов иракского правительства. Особое внимание уделяется стабильности существующей в Ираке политической системы. Согласно квалификации иранских политологов Ирак после падения диктатуры Саддама Хусейна является «неустойчивой демократией». В этом они усматривают близость иракской политической системы к ливанской. И в том и в другом случае наряду с демократическим институтами имеет место распределение власти и финансовых ресурсов между религиозными и этническим общинами, что порождает частые кризисы. Иранский эксперт по делам Ближнего Востока Саид Мусави Хальхали опубликовал на портале «Дипломасийе ирани» статью под названием «Два вызова правительства Абдель Махди». По его мнению, перед кабинетом министров Аделя Абдель Махди стоят две основные угрозы. Первая носит внутриполитический, вторая – внешнеполитический характер(1).

Хальхали констатирует, что основными силами, участвующим  в нынешнем иракском правительстве являются блок «Саирун» Муктады ас-Садра, блок «Аль-Фатах» Хади аль-Амири, выражающий интересы вооруженных формирований «Аль-Хашед аш-Шааби», а также Демократическая партия Курдистана (ДПК) во главе с кланом Барзани. Автор особо подчеркивает политическое влияние «Аль-Хашед аш-Шааби» на ситуацию в этой ближневосточной стране. При этом Хальхали подчеркивает, что, несмотря на официальные заявления о том, что нынешнее правительство в Багдаде является кабинетом технократов, правительство Абдель Махди по-прежнему составлено на партийной основе и интересы своих партий, регионов и кланов для многих министров являются преобладающими. Главным вызовом для нынешнего иракского правительства иранский политолог считает деятельность Муктады ас-Садра и его сторонников. Он пишет об «удивительной» политической тактике Муктады ас-Садра, Она заключается в том, что этот политический деятель вначале поддерживает какое-либо правительство в Ираке и участвует в нем, а затем начинает против него выступать. Так было в период правительства Нури аль-Малики (2010-2014 годы), в котором участвовали министры от движения садристов, что не помешало его лидеру затем стать злейшим врагом Нури аль-Малики и заняться его резкой критикой. В августе 2014 года Муктада ас-Садр поддержал создание правительства Хайдера аль-Абади, но уже в 2016 году его сторонники возглавили массовые выступления протеста против этого кабинета министров. Причину таких «безответственных» действий Муктады ас-Садра и его сторонников иранский эксперт видит в присущем им популизме и стремлении сделать политический капитал на ошибках иракских лидеров.

В качестве основного внешнеполитического вызова правительству Абдель Махди иранский аналитик видит разворачивающуюся конфронтацию между США и Ираном и враждебную антииранскую деятельность администрации Трампа. Иракскому правительству, тесно связанному как с Ираном, так и с Америкой, чрезвычайно сложно выбрать какую-либо сторону в этом конфликте. Ирак поддерживает чрезвычайно тесные и выгодные экономические отношения с ИРИ, поэтому его правительство сопротивляется планам США навязать ему участие в антииранских санкциях после выхода американской администрации из СВПД. Автор видит в этом основную причину того, почему до сих пор откладывается официальный визит Аделя Абдель Махди в Вашингтон.

Иранский эксперт по международным отношениям, профессор Тегеранского университета Джалал Хош Чахрэ с удовлетворением отмечает стойкость иракского правительства в отстаивании партнерства с Тегераном в статье «Ирак не готов стать площадкой Америки для игры против Ирана» (2). По его мнению, «основной проблемой команды Трампа в ее необъявленной войне, развязанной против Ирана, является недостаток региональных союзников. На сегодняшний день такими безусловно являются только Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн. Скорее дружественную позицию по отношению к Ирану занимают Катар, Султанат Оман, Алжир. Иордания, Египет, Кувейт не проявляют никакого энтузиазма присоединяться к враждебным действиям против Ирана. И, конечно, стоит поблагодарить иракский народ за его принципиальную позицию по этому вопросу». По его словам, иракская политическая элита не желает, чтобы США превращали иракскую территорию в площадку для враждебных действий против Ирана. Противодействие премьера Аделя Абдель Махди этим планам привело к тому, что до сих пор не согласован визит главы иракского правительства в Вашингтон. Одновременно новый министр обороны Ирака Наджах аль-Шаммари в беседе со специальным представителем Госдепартамента США Джеймсом Джеффри выразил крайнюю озабоченность нарастающей конфронтацией в отношениях между Ираком и США. Одновременно о дружественной политике иракского правительства по отношению к ИРИ свидетельствует, по мнению эксперта, подписанный иракским премьером закон №107 о включении «Аль-Хашед аш-Шааби» в состав иракских вооруженных сил. Это будет способствовать расширению иранского влияния на иракскую армию.

Иранские эксперты часто возвращаются к внутриполитической ситуации в Ираке. На сайте «Дипломасийе ирани» была опубликована статья под названием «Оппозиция в Ираке демонстрирует политическую зрелость» (3). Статья касается взаимоотношений премьер-министра Ирака Аделя Абдель Махди и лидера Партии национальной мудрости («Аль-Хикма») Аммара аль-Хакима. Напомним, что аятолла Аммар аль-Хаким является представителем влиятельного клана шиитского духовенства Хакимов. Его отец Абдель Азиз аль-Хаким наряду с Али ас-Систани и Мухаммедом Бакиром ас-Садром считался одним из главных шиитских религиозных авторитетов в Ираке. Интересно, что в свое время нынешний премьер Абдель Махди был членом партии Аммара аль-Хаким Высший совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ). В прошлом году Партия «Аль-Хикма», созданная А.аль-Хакимом после распада ВСИРИ, впервые не вошла в иракское правительство, оказавшись в оппозиции. 19 июля с.г. в южных провинциях Ирака партия возглавила демонстрации протеста против пренебрежения федеральным правительством нуждами регионов и отсутствия доступа рядовых иракцев к основным удобствам (питьевой воде, электричеству и т.д.). Однако уже в начале августа Аммар аль-Хаким встретился с премьер-министром Аделем Абдель Махди и договорился о создании своего рода «комитета народного контроля», который будет направлять в правительство жалобы рядовых иракцев и следить за их исполнением. Иранские эксперты приветствуют этот шаг, констатируя, что впервые иракская оппозиция проявляет ответственность, отказываясь от массовых уличных выступлений, ведущих к беспорядкам в пользу конструктивной повседневной работы. По их мнению, главными недостатками политической системы Ирака являются безответственность политических лидеров и коррупция.

  1. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1984582
  2. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1984730
  3. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1985644

 

52.26MB | MySQL:103 | 0,458sec