Ситуация в Судане и Южном Судане: июль 2019 г.

1 июля стало известно, что накануне 7 человек погибли в ходе манифестаций в Хартуме, участники которых требовали от военных передачи власти гражданским. 180 человек получили ранения, в том числе около 30 – пулевые. По данным официального информационного агентства САНА, ссылавшегося на Министерство здравоохранения, среди раненых были 10 силовиков.

Манифестации 30 июня были самыми массовыми с 3 июня, когда были рассеяны участники сидячей забастовки у комплекса зданий генерального штаба суданской армии и когда погибли по меньшей мере 128 человек. 30 июня полиция применила слезоточивый газ в момент, когда участники шествия находились в 700 метрах от президентского дворца, где заседает Военный переходный совет (ВПС), пришедший к власти после удаления от нее 11 апреля бывшего президента Омара аль-Башира. На помощь полицейским подоспели 25 машин с бойцами полувоенных «Сил быстрой поддержки» (СБП). Массовость шествий в основных городах Судана была обеспечена несмотря на то, что к тому времени уже многие недели в Судане по приказу ВПС был отключен интернет.

Глава СБП и заместитель руководителя ВПС генерал Мухаммед Хамдан Дагло заговорил в тот день о неких «снайперах», которые вели огонь возле военного госпиталя в Омдурмане, огнем которых были ранены 3 бойца СБП.

Участники манифестаций, неправительственные организации и эксперты обвиняют СБП в том, что именно они стояли за убийствами участников шествий 3 июня.

Со своей стороны ВПС 1 июля возложил ответственность за гибель людей накануне на организатора манифестаций – «Альянс за свободу и изменения» (АСИ). В тот же день АСИ призвал суданцев провести 14 июля по всей стране день гражданского неповиновения и всеобщую политическую забастовку.

2 июля посредники из Эфиопии и Африканского союза объявили, что пригласили лидеров ВПС и АСИ на следующий день на переговоры с целью определить основные контуры переходного процесса. 3 июля в Хартум прибыла делегация Лиги арабских государств (ЛАГ) с целью содействия возобновлению диалога между ВПС и АСИ.

3 июля АСИ заявил о своей готовности к возобновлению «прямых переговоров» с военными. Как заявил один из лидеров АСИ Мадани Аббас Мадани, единственным условием возобновления переговоров со стороны  АСИ является достижение конкретных результатов в течение 72 часов.

Встреча между военными и делегацией АСИ состоялась вечером 3 июля. Военных на ней представляли три генерала, включая командующего СБП, гражданских – 5 представителей АСИ. 4 июля переговоры продолжились. 5 июля посредники сообщили, что участники переговоров пришли к согласию относительно состава Суверенного совета, который должен руководить Суданом в переходный период продолжительностью 39 месяцев. Предполагалось, что первые 21 месяц руководить советом будет военный, затем на 18 месяцев его возглавит гражданский. Обе стороны также договорились о проведении «тщательного, гласного, национального и независимого  расследования по всем случаям насилия, совершенным за последние недели». До этого дня участники протестов требовали проведения независимого и международного расследования случаев применения силы против манифестантов, против чего выступали генералы.

Суверенный совет будет состоять из 11 человек – 5 военных и 6 гражданских, среди последних 5 будут представлять АСИ. В последовавшие дни стороны внутрисуданского конфликта занимались уточнением деталей достигнутого соглашения, причем их встречи несколько раз переносились.

6 июля АСИ аннулировал свой призыв о проведении 14 июля дня гражданского неповиновения. Одним из итогов встречи между военными и гражданскими стало разблокирование мобильного интернета.

Очередной инцидент с участием бойцов СБП имел место 14 июля в городе Ас-Сук (штат Сеннар) к юго-востоку от Хартума. Там местные жители выступили против присутствия в городе этих полувоенных формирований, снискавших не очень хорошую репутацию по событиям в Дарфуре. Итог столкновений с бойцами СБП – 1 гражданский был убит, 7 получили ранения. Как следствие этой расправы – 15 июля в центре Хартума была организована манифестация протеста. Для ее разгона полиция применила слезоточивый газ.

16 июля в ходе продолжавшихся переговоров между военными и гражданскими АСИ выступил против предоставления «абсолютного иммунитета» для генералов, которые могли быть причастны к расправам над манифестантами. Понятно, кто мог быть заинтересован в предоставлении подобного иммунитета. Генералы потребовали для себя включения этого положения в окончательный текст соглашения уже после 5 июля, причем оно было включено в проект документа, подготовленного Африканским союзом.

Тем не менее соглашение под названием «Политическая декларация» между генералами и гражданскими о разделении власти между ними было подписано 17 июля. Тем самым был сделан первый шаг на пути передачи власти от военных к гражданским. Разногласия по отдельным спорным пунктам было решено урегулировать в ходе дальнейших переговоров. Кроме иммунитета генералов другими спорными вопросами были формирование переходного парламента и вывод формирований СБП из Хартума и других городов. Понятно, что дискуссия по спорным моментам может и скорее всего будет продолжаться очень долго.

В заявлении по завершении церемонии подписания «исторического» соглашения генерал Мухаммед Хамдан Дагло впервые по сути обозначил три стороны внутрисуданского конфликта. По его оценке, подписание соглашения означает открытие «новой многообещающей эры сотрудничества между армией, СБП и руководителями славной суданской революции». Показательно, что бывшие опорой прежнего режима СБП сначала способствовали его падению, а затем захватили по всей стране здания, в которых ранее находились местные отделения ранее правившей Партии национальный конгресс (ПНК).

Три повстанческих группировки, которые формально участвовали в движении протеста, высказали свои оговорки в связи с подписанием «Политической декларации». По их оценке, в этот документ забыли включить ключевые вопросы, такие как необходимость достижения мира в зонах конфликтов, оказание помощи проживающему в этих зонах населению.

В итоге планировавшиеся на 19 июля переговоры между АСИ и ВПС по оставшимся неурегулированными вопросам были перенесены по инициативе первого с тем, чтобы выработать единые позиции протестного движения по ним.

24 июля ВПС объявил об аресте бывшего начальника Генштаба суданской армии генерала Хашима Абдель Мотталиба, нескольких высокопоставленных сотрудников Национальной службы разведки и безопасности (NISS), а также нескольких видных политиков из числа исламистов и руководства правившей при О.аль-Башире ПНК по обвинению в попытке совершить 11 июля «государственный переворот». Одновременно ВПС объявил о пресечении «попытки госпереворота» 11 июля. Среди военных в общей сложности были арестованы 12 офицеров, в том числе 5 отставных. Все они обвинялись в попытке «содействовать возвращению к власти прежнего режима во главе с ПНК».

Недавно назначенный на пост начальника Генштаба генерал Мухаммед Осман аль-Хусейн в заявлении по национальному телевидению подтвердил эти аресты. Вслед за этим было даже показано записанное заранее заявление генерала Мотталиба, которое должно было прозвучать в случае, если бы заговорщики пришли к власти. В нем, в частности, говорилось о назначении премьер-министра, который должен был управлять страной в переходный период продолжительностью не более двух лет.

25 июля лидеры протестного движения заявили о завершении диалога с повстанцами, пообещав при этом вместе работать для достижения мира. Ранее повстанцы отвергли соглашение о разделении власти, достигнутое 17 июля между военными и гражданскими. Вслед за этим лидеры протестного движения и повстанцев провели переговоры в Аддис-Абебе, после чего 25 июля было объявлено о достижении соглашения между ними. Таким образом, три группировки из состава Суданского революционного фронта и АСИ договорились по вопросам формирования будущего переходного правительства и поддержания мира на переходный период.

27 июля в Джубе начались переговоры между делегацией ВПС во главе с генералом Мухаммедом Хамданом Дагло, лидерами протестного движения и представителями повстанческих групп. Среди последних были замечены, в частности главы повстанцев из штатов Южный Кордофан и Голубой Нил  Абдельазиз аль-Хилу и Малик Агар соответственно. В тот же день было объявлено, что переговоры в Джубе носят предварительный характер. Тем не менее были достигнуты договоренности о принципах открытия гуманитарных коридоров в штате Голубой Нил и об освобождении политзаключенных и военнопленных.

Также 27 июля глава комиссии по расследованию трагических событий 3 июня Фарах ар-Рахман Саид заявил, что приказ о разгоне участников сидячей забастовки исходил от ВПС, его исполнителями были формирования СБП.

29 июля 5 участников манифестации были убиты в результате применения огнестрельного оружия в городе Аль-Обейд в центральной части Судана. Участники акции протестовали против нехватки бензина и хлеба в городе. В убийствах сразу же были обвинены бойцы СБП. Этот инцидент сорвал планировавшиеся на 30 июля переговоры между генералами и АСИ. Со своей стороны глава ВПС генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан осудил применение силы в Аль-Обейде. «Убийство мирных гражданских лиц – это неприемлемое преступление, которое не должно остаться безнаказанным», — заявил он.

Также 29 июля в Каире президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси принял генерала Дагло, формирования которого были обвинены в массовых убийствах манифестантов 3 июня в Хартуме. Как было объявлено в Каире, в ходе переговоров А.Ф.ас-Сиси подтвердил «стратегическую позицию» своей страны, «поддерживающей стабильность и безопасность» ее южного соседа.

В целом, участники переговоров с военными со стороны АСИ по итогам июля сделали ряд уступок генералам. В этой связи они практически не оставили для себя свободу маневра в ходе последующих переговоров по уточнению ряда положений соглашения от 17 июля, поскольку могли оказаться без поддержки «улицы». Одновременно стало очевидно, что военные не хотят нести ответственность за действия параллельной армии в лице формирований СБП.

 

В Южном Судане тем временем 19 июля южносуданская армия и формирования повстанцев получили приказы не покидать места их дислокации, что рассматривалось как первый шаг на пути формирования новой национальной армии, как это было предусмотрено мирным соглашением от сентября 2018 г. Соответствующие приказы отдала Совместная комиссия по вопросам обороны (Joint Defense Board, JDB), в работе которой участвуют представители двух сторон южносуданского конфликта. Предполагалось, что эти приказы должны быть выполнены до 30 июля.

Мирным соглашением предполагалось, что переходное правительство национального единства должно быть сформировано еще 12 мая. Этого однако не произошло, так как до формирования правительства предполагалось сконцентрировать силы сторон на их базах с последующим формированием единой армии. Теперь планируется, что правительство будет сформировано в ноябре.

22 июля президент Южного Судана Сальва Киир запретил исполнение и/или пение национального гимна в его отсутствие, мотивируя этот запрет тем, что гимн самовольно стали использовать некоторые государственные чиновники в своих интересах. Соответствующее заявление огласил министр Южного Судана Майкл Макей. В новом правиле были сделаны два исключения – для школ, где учащиеся должны учиться пению гимна, и для посольств Южного Судана за рубежом. Еще один достаточно странный указ – С.Киир запретил высокопоставленным военным делать публичные заявления в военной форме одежды.

23 июля недалеко от Джубы в районе Лобонок начались бои между правительственными войсками и повстанцами из группировки Национальный фронт спасения (НФС), отказавшейся соблюдать мирное соглашение с Джубой, подписанное в сентябре 2018 г. НФС заявил, что в тот день его позиции были атакованы правительственными войсками. По данным НФС, при отражении атаки были убиты 8 «вражеских солдат».

О создании НФС во главе с бывшим генералом Томасом Кирилло Свака было объявлено в 2017 г. Его задекларированная цель – свержение режима С.Киира.

Лобонок находится близ места рождения экс-генерала Сваки. Этот город долгое время был бастионом повстанцев. Последние по времени бои в этом районе имели место в июне 2018 г.

В целом, запретительные решения С.Киира очевидно показывают, что он опасается кого-то, кто может воспользоваться символами государства и власти в своих интересах.

62.84MB | MySQL:102 | 0,437sec