Анализ китайско-пакистанских учений ВВС «Героический орел 8». Часть 3

Первое привлечение истребителей-бомбардировщиков «Цзянь-16» ВВС НОАК

По сообщениям СМИ КНР, в настоящее время в выделенных воздушных районах северо-западной части Китая проходят двусторонние учения ВВС Пакистана и НОАК под обозначением «Героический орел 8», которые являются системными мероприятиями учебного периода, однако даты проведения учений подлежат корректировке каждый раз с учетом военно-политической обстановки в регионе.

Китайские наблюдатели отмечают, что впервые ВВС НОАК привлекли на данные учения эскадрилью тяжелых двухмоторных истребителей-бомбардировщиков «Цзянь-16», которые по своему внешнему виду похожи на российские Су-30СМ. По заявлениям представителей ВВС НОАК новые самолеты начали поступать на вооружение бригад оперативно-тактической авиации около трех лет назад и рассматриваемые международные учения позволят пилотам «Цзянь-16» получить опыт условных воздушных боев с опытными летчиками ВВС Пакистана.

Китайские специалисты в области тактики ВВС присвоили «Цзянь-16» условное обозначение «бомбовый грузовик», поскольку  повышенная мощность двигателей данного самолета позволяет ему поднимать до 10 (по другим данным до 12) тонн боевой нагрузки.

Кроме «Цзянь-16» в учениях «Героический орел 8» принимает участие эскадрилья истребителей морской авиации ВМС НОАК  «Цзянь-11ВН/BSH» (BSH-двухместная модификация). Две эскадрильи тяжелых боевых самолетов, обладающих возможностью дозаправки в воздухе позволяют специалистам ВВС НОАК имитировать для пилотов ВВС Пакистана активные действия индийских визави. Фактически, китайские пилоты на тяжелых «Цзянь-11 и 16» выступают в роли противника, тогда как пакистанские летчики на более легких машинах должны противодействовать им.

Вполне вероятно, что после завершения рассматриваемых учений пилоты «Цзянь-16» ВВС НОАК впервые примут участие в квалификационных испытаниях «Золотой шлем» ВВС НОАК, по результатам которых будет определен лучший пилот истребителя-бомбардировщика данной модели.

 

Тестирование новых систем

По данным китайских источников, в рамках рассматриваемых учений специалисты ВВС НОАК провели испытания новой внешней оптико-электронной системы (ОЭС) инфракрасного обнаружения под обозначением «Орлиный глаз 4». Анализ фото и видеоматериалов позволяет утверждать, что данная оптико-электронная система является достаточно компактной и для установки используется свободное пространство под воздухозаборником.

Необходимо обратить внимание, что данная система при компактных размерах и небольшой массе не требует изготовления специального крепежного элемента или выделения внешней точки подвески.  Кроме того, компактные внешние размеры не приводят к увеличению эффективной площади рассеивания истребителя-бомбардировщика «Цзянь-16».

Некоторые обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий полагают, что «Орлиный глаз 4» первоначально был разработан конструкторами национального оборонно-промышленного комплекса с целью повысить безопасность полетов на предельно малых высотах, в плохих метеоусловиях, а также в ночное время при полном отсутствии звездного или отраженного солнечного света. По данным из некоторых источников, система «Орлиный глаз 4» позволяет пилотам отчетливо определять горные массивы и отдельные здания на фоне земной поверхности.

Вероятно «Орлиный глаз 4» состоит из широкоугольной тепловизонной  камеры высокого разрешения и большой дальности действия, пульта управления и проводной линии, позволяющей подключить рассматриваемую дополнительную внешнюю систему к комплексу бортового радиоэлектронного оборудования. В настоящее время данную ОЭС подключают к бортовым системам через шину обмена  данных типа 1553В.

Однако, уже сейчас китайские специалисты признают необходимость перевода бортовой электроники на оптико-волоконное подключение – позволит радикально ускорить передачу данных от датчиков к процессорам и далее до летного шлема с функцией дополненной реальности. Как уже было сказано выше, основное предназначение «Орлиного глаза 4» — обеспечение безопасного полета в ночное время и прокладка наиболее безопасных маршрутов в горной местности.

В ходе проводимых учений «Героический орел 8» китайские и пакистанские пилоты получили возможность проверить возможности данной системы по обнаружению наземных стационарных и подвижных целей на мишенных полигонах в сумеречное и ночное время, а также в условиях применения оптической маскировки в дневное время. Китайские технические специалисты откровенно сообщают, что систему «Орлиный глаз» можно внедрить в состав бортового радиоэлектронного оборудования практически любого летательного аппарата, а также адаптировать к наземной и морской технике.

Необходимо отметить еще два положительных свойства системы «Орлиный глаз 4». Во-первых, при размещении в нижней плоскости данная ОЭС позволяет обнаруживать возникающие наземные/надводные цели, которые «упустила» оптико-локационная система, установленная перед кабиной пилотов. Во-вторых, рассматриваемая ОЭС позволяет пилотам отключить основную радиолокационную станцию и тем самым серьезно снизить вероятность обнаружения силами ПВО вероятного противника.

 

Некоторые общие моменты

Суммарная численность боевых самолетов ВВС двух стран на рассматриваемых учениях, позволяет отработать совместную операцию, характерную для современной авиационной бригады смешанного состава ВВС НОАК, которая включает не менее 36 боевых самолетов нескольких типов. Подобное соединение способно выполнить несколько стандартных задач, которые и отрабатывают пилоты ВВС двух стран.

По данным китайских источников, пилоты ВВС двух государств последовательно отрабатывают задачи учений в составе смешанных экипажей на истребителях «Цзянь-11BS/BSH» и истребителях-бомбардировщиках «Цзянь-16» (по оценкам китайских специалистов идеально подходят для противодействия Су-30МКИ и «Рафаль»). Программой учений предусмотрена систематическая смена членов экипажа двухместных самолетов, т.е. пакистанские летчики и штурманы получают возможность выполнять как собственные задачи, так и второго члена экипажа именно на боевых машинах ВВС и ВМС НОАК.

Подобный подход указывает, как на высокое доверие пакистанским военным со стороны ВВС и ВМС НОАК, так и на то, что китайские партнеры в реальности оказывают поддержку ВВС Пакистана в вопросе подготовки летчиков к встрече с Су-30МКИ в воздушном пространстве.

Необходимо учитывать еще один аспект таких совместных полетов со сменой членов экипажа – фактически ВВС НОАК подготавливают пилотов ВВС Пакистана к возможным внезапным самостоятельным полетам на тяжелых истребителях. «Цзянь-16» или «Цзянь-11» в любой момент могут быть переданы официальному Исламабаду в рамках военно-технического сотрудничества как жест поддержки в условиях сложной военно-политической обстановки в отношениях с Индией.

Китайские наблюдатели отмечают, следующие тенденции. ВВС НОАК и Пакистана постепенно увеличивают общее количество боевых самолетов в поисках оптимального числа для отработки совместного массированного мероприятия. Вторая тенденция – постепенная замена устаревших самолетов, на более современные машины, тактико-технические характеристики позволяют выполнять больший круг задач. Также увеличивается и количество мишеней на воздушных и наземных полигонах.

52.52MB | MySQL:104 | 3,001sec