Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23 — 29 июля 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и в Ираке. Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт предложил палестинскому руководству провести переговоры по «Соглашению о принципах», которые предусматривают создание палестинского государства на большей части Западного берега реки Иордан (ЗБРИ) и в секторе Газа. В Ираке усиливается внутриполитический кризис — пять министров суннитского блока приостановили свое членство в правительстве страны.

25 июля делегация Лиги арабских государств в составе руководителей внешнеполитических ведомств Египта А. Абу Гейта и Иордании А. И. Хатыба впервые посетила Израиль, где представила его руководству арабскую мирную инициативу, принятую в 2007 г. Глава израильского правительства Э. Ольмерт на встрече с делегацией ЛАГ подтвердил свою готовность вести переговоры с председателем ПНА М. Аббасом и способствовать созданию суверенного палестинского государства.

На минувшей неделе Т. Блэр — специальный посредник международного «квартета» по ближневосточному урегулированию (РФ, США, ЕС, ООН) совершил первую поездку в регион, посетив Иорданию, Израиль и палестинские территории. По итогам своих переговоров с руководством этих стран Блэр оптимистически оценил перспективы продвижения палестино-израильского мирного процесса.

Между тем обстановка в зоне палестино-израильского конфликта остается сложной. Боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа не прекращают ракетных обстрелов приграничных территорий Израиля. В ответ израильские военные наносят удары по боевикам, в т. ч. с использованием беспилотных самолетов.

По мнению Э. Ольмерта, «Соглашение о принципах» с палестинцами должно включать в себя крупные вопросы, по которым стороны могут без труда договориться, и лишь после этого можно будет приступить к обсуждению «более деликатных» проблем (статус Иерусалима, проблема беженцев и др.). По мнению Ольмерта, палестинское государство может быть создано примерно на 90 проц территории ЗБРИ и в секторе Газа. При этом возможен обмен территориями, чтобы сохранить крупные еврейские поселенческие анклавы на Западном берегу, а сектор Газа и ЗБРИ можно будет соединить через систему туннелей.

27 июля палестинское правительство опубликовало политическую программу, в которой впервые не используются слова «сопротивление» и «вооруженная борьба». Вместо них введена формулировка «народная борьба». Программа повторяет основные положения арабской мирной инициативы, которая предусматривает создание независимого палестинского государства в границах палестинских территорий до войны 1967 г. со столицей в Иерусалиме. Проблему беженцев предлагается решить по согласованию с ООН. Правительство обязуется восстановить власть ПНА в секторе Газа и осуждает ХАМАС за «использование силы при насаждении своей позиции». Для официального вступления в силу программа должна быть одобрена парламентом, где большинство мест принадлежит ХАМАСу, руководство которого осудило этот документ, заявив, что не намерено прекращать сопротивление. В Израиле же позитивно оценили новую программу палестинского правительства.

По имеющейся информации, ряд палестинских политиков, бизнесменов и других видных фигур проводят консультации по формированию нового политического движения, которое не ассоциировалось бы ни с ФАТХом, ни с ХАМАСом. Считается, что многое сторонники создания новой политической силы относятся к лагерю палестинского премьер-министра С. Файяда и члена исполкома ООП Я. Абд Раббо.

В преддверии начавшегося 29 июля рабочего визита в Москву председателя ПНА М. Аббаса министр иностранных дел РФ С. Лавров провел телефонные переговоры с руководителем политбюро ХАМАСа Х. Машаалем, который подчеркнул, что «никаких препятствий для взаимодействия между ФАТХом и ХАМАСом в деле создания палестинского государства нет».

В Ираке сохраняющаяся высокая степень напряженности в сфере безопасности усугубляется внутриполитическим кризисом и противоречиями между премьер-министром страны Н. аль-Малики и командующим войсками США в Ираке генералом Д. Пэтреусом (официально последнее отрицается). Суннитские политики требуют от правительства роспуска вооруженных группировок (шиитских) и освобождения лиц, удерживаемых органами безопасности без предъявления каких-либо конкретных обвинений. Н. аль-Малики выражает растущее недовольство сотрудничеством американского командования с местными суннитскими племенами и даже повстанческими силами, которых военные США привлекают к борьбе с террористами — сторонниками «Аль-Каиды». Эти действия командования ВС США аль-Малики считает «открытым вмешательством в дела Ирака и сферу ведения иракского правительства». Разногласия связаны и «с тем произволом, который творят американские войска в Багдаде, причем без ведома правительства Ирака».

Вооруженные столкновения американских войск и иракских сил безопасности с отрядами шиитской «Армии Махди», возглавляемой радикальным деятелем М. ас-Садром, регулярно происходят в Багдаде, а на прошлой неделе имели место в священном для шиитов южном городе Кербела.

По признанию главы военного ведомства США Р. Гейтса, в Пентагоне разрабатывают планы постепенного вывода американских войск из Ирака. Причем Гейтс подчеркнул, что министерство обороны рассматривает это планирование в качестве приоритетной задачи. 25 июля Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, запрещающий создание долговременных или постоянных американских военных баз в Ираке, а также запрещает властям США контролировать иракские нефтяные ресурсы.

24 июля в Багдаде прошла вторая встреча представителей американских и иранских представителей на уровне послов по обсуждению состояния дел с безопасностью в Ираке. Принято решение о создании трехсторонней комиссии (США, ИРИ, Ирак) по вопросам безопасности. Вместе с тем, американцы жестко осудили растущую иранскую поддержку вооруженных группировок в Ираке.

На минувшей неделе в Иордании состоялась международная конференция по проблемам иракских беженцев. В ее работе участвовали делегации Египта, Иордании, Ирака, Ливана, Сирии и Турции. По мнению участников встречи, урегулирование ситуации в Ираке является единственным путем решения проблемы беженцев.

Глава правительства Израиля Э. Ольмерт дал понять, что не возражает против планов США продать крупные партии современного вооружения Саудовской Аравии и другим аравийским монархиям (речь идет о сделках на сумму до 20 млрд долл.), т. к. полагает, что Вашингтон должен «поддерживать умеренные арабские государства, а нам с американцами нужно создавать общий фронт против Ирана». При этом Ольмерт сообщил, что США одновременно увеличат на 25 проц (с 2,4 до 3 млрд долл.) ежегодную безвозмездную помощь Израилю, большая часть которой идет на военные цели.

Напряженная ситуация сохраняется в Пакистане. На северо-западе страны продолжались вооруженные столкновения военных с боевиками экстремистских исламистских группировок. 27 июля радикальные исламисты вновь овладели религиозным комплексом Красная мечеть в Исламабаде. Район мечети оцеплен полицией, однако власти утверждают, что не намерены проникать на территорию комплекса. Президент Пакистана П. Мушарраф заявил, что у его страны достаточно сил для противостояния «Аль-Каиде» и исключил возможность проведения американцами антитеррористической операции на пакистанской территории. По информации СМИ, не подтвержденной официально, 27 июля П. Мушарраф провел в ОАЭ секретную встречу с бывшей главой пакистанского правительства Б. Бхутто. Речь на встрече шла о возможном разделении власти в стране. 28 июля Мушарраф совершил поездку в Саудовскую Аравию для встречи с королем Абдаллой.

26 июля в Пакистане проведено очередное испытание баллистической ракеты «Хатф-7», имеющей дальность пуска до 700 км и способной нести ядерный заряд.

24 июля Ливия депортировала в Болгарию шестерых болгарских медиков, которые сразу же по прибытию на родину были помилованы президентом этой страны. Данное решение вызвало негативную реакцию в Триполи, ливийцы призвали ЛАГ пересмотреть отношения с Болгарией. Вместе с тем, разрешение конфликта, связанного с болгарскими медиками, положительно сказалось на отношениях Ливии с Евросоюзом и США. Сообщается, что ЕС и Ливия заключили соглашение о развитии двухсторонних связей, предусматривающее сотрудничество в гуманитарной, культурной и других сферах. Осенью с. г. намечено начать переговоры о подписании полномасштабного европейско-ливийского договора о сотрудничестве. На минувшей неделе Ливию с официальным визитом посетил президент Франции Н. Саркози. По итогам визита подписано соглашение «о глобальном партнерстве» между двумя странами и соглашение о военно-техническом сотрудничестве, предполагающее обмен информацией, оказание экспертного содействия и создание совместных предприятий по выпуску военной продукции. Это документ, по оценке Парижа и Триполи, «направлен на укрепление безопасности как Франции, так и Ливии, а также Средиземноморья и Африки». Достигнута договоренность о начале реализации трехгодичной программы по сотрудничеству в культурной, научной и технической областях. Ранее Франция и Ливия подписали меморандум по сотрудничеству в сфере атомной энергии, предполагающий строительство в Ливии атомного реактора для опреснения морской воды. Ожидается, что в ближайшее время в Триполи с визитом прибудет госсекретарь США К. Райс. Курс на расширение отношений с Ливией активно лоббируют видные представители американского бизнеса, не желающие отставать в этом вопросе от Франции.

Активно действует французская дипломатия в Ливане. В настоящее время министр иностранных дел Франции Б. Кушнер в рамках посреднических усилий проводит встречи с ведущими ливанскими политиками. По мнению Кушнера, если в ближайшее время ливанцы не сумеют преодолеть затянувшийся политический кризис, то страна вновь может оказаться в состоянии гражданской войны. Отметим, что в вопросах ливанского урегулирования Франция активно взаимодействует с Саудовской Аравией и Ираном, а также рассчитывает привлечь к этому делу Сирию.

Лидер «Хизбаллы» шейх Х. Насрулла заявил, что его организация способна поразить ракетами любую точку на территории Израиля. В то же время израильские военные считают, что эти утверждения не соответствуют действительности и реально боевики могут поразить лишь северные и центральные районы страны. Тем не менее, израильтяне подтверждают, что «Хизбалла» при содействии Ирана и Сирии полностью восстановила свой боевой потенциал, в т. ч. располагает иранскими ракетами «Зелзал-2» с дальностью пуска до 200 км.

По итогам выборов в парламент Турции, состоявшихся 22 июля, правящая Партия справедливости и развития подтвердила свое лидерство на политической арене страны, завоевав 341 из 550 депутатских кресел, что, однако, недостаточно для принятия важных решений, требующих квалифицированного большинства в 2/3 голосов.

По заявлению командования коалиционных сил в Афганистане, число иностранных боевиков, проникающих в эту страну через границу с Пакистаном, за минувший год увеличилось на 50-60 проц. Боевики в основном прибывают из различных стран Ближнего Востока. И хотя иностранцы составляют менее 5 проц от общей численности сил вооруженной оппозиции, однако они располагают крупными денежными средствами, обладают опытом ведения боевых действий и могут формировать вокруг себя большие боевые группы. Отмечается, что в Афганистане в последнее время все чаще стали использоваться некоторые тактические приемы, применяемые в Ираке.

Приложение

О деятельности арабских стран в космической сфере

Арабские страны стремятся все шире использовать возможности, предоставляемые космической техникой, для решения разнообразных практических задач и проведения научных исследований. Вместе с тем, низкий научно-технический уровень и слабая производственная база арабского мира обусловливают его полную зависимость в космической сфере от более развитых государств. На сегодняшний день наибольшее развитие космические исследования и практическое использование космоса в интересах народного хозяйства и в других областях получили в таких странах как Алжир, Египет, Саудовская Аравия, Марокко и ОАЭ. Арабские государства участвуют в различных международных космических программах.

С 1986 г. практически действует Арабская система спутниковых коммуникаций АРАБСАТ, являющаяся межгосударственной организацией в рамках ЛАГ. Ее штаб-квартира размещена в Эр-Рияде. Организация обеспечивает телевизионные трансляции, телефонные переговоры, телеграфную и телексную связь, другие коммуникационные услуги. Также предусмотрено использование возможностей АРАБСАТ для проведения космических исследований, метеообеспечения, навигации и др. Работу системы обеспечивают от двух до четырех ИСЗ серии АРАБСАТ-1/2, разработанных и изготовленных во Франции и запускаемых с помощью ракеты-носителя «Ариан». Для управления космическими аппаратами имеются две наземные станции, расположенные в Саудовской Аравии и Тунисе.

Динамично и масштабно работы в космической сфере ведутся в Алжире. В настоящее время в АНДР реализуется Национальная космическая программа на 2006-2020 гг. Ее главная цель — поставить космические технологии на службу социально-экономического развития республики. В 2001 г. создано Алжирское космическое агентство, ответственное за разработку программ деятельности в космосе и координацию действий заинтересованных сторон по развитию технологий оценки природных ресурсов и охраны окружающей среды. Созданием алжирских ИСЗ занимается Национальный центр космических технологий (НЦКТ) в г. Арзев. Намечено создать собственную инфраструктуру контроля и управления космическими объектами, наладить подготовку национальных кадров для космической отрасли.

Первый алжирский спутник «АлСат-1» был создан при содействии Великобритании и в 2003 г. запущен с российского космодрома Плесецк. Он предназначен для дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) в рамках международной программы мониторинга земной поверхности и предотвращения ущерба от различных природных катаклизмов. В 2006 г. алжирский НЦКТ подписал с европейским концерном «ЕДАС-Астриум» контракт на создание системы ДЗЗ на базе двух спутников оптической разведки «АлСат-2». Причем первый ИСЗ «АлСат-2А» будет собран и испытан во Франции, а второй — «АлСат-2В» произведут в Алжире на заводе по производству микроспутников вблизи Орана. Контракт также предусматривает постройку на алжирской территории двух центров приема информации с ИСЗ и центра управления полета спутниками. ИСЗ серии «Алсат-2» предполагается вывести на орбиту до 2010 г. Алжирцы также планируют создать геостационарный спутник «АлкомСат-1» для дистанционного зондирования Земли, обеспечения телекоммуникаций и навигации.

Помощь Алжиру в развитии космической отрасли оказывают Франция, Россия и Украина. В 2004 г. РФ и АНДР подписали соглашение «О взаимодействии и сотрудничестве в области космических технологий и их применения». Документ предусматривает совместную деятельность в деле дистанционного зонирования Земли, создании систем телекоммуникаций, использование российской космической инфраструктуры, подготовку кадров в РФ, передачу технологий. Алжир активно действует в налаживании межарабского сотрудничества в космической сфере. В 2006 г. президент страны А. Бутефлика выступил с инициативой создания арабского спутника для ДЗЗ, а в мае 2007 г. алжирцы предложили ЛАГ создать спутниковую систему для зондирования из трех ИСЗ. Однако эти инициативы пока не получили своего развития.

Большое внимание космическим исследованиям уделяется в Египте. Этими вопросами в стране ведают Министерство по научным исследованиям, Национальное управление по дистанционному зондированию и космическим наукам и ряд других организаций. В Каире официально всячески отрицают наличие военных целей в национальных космических программах.

В 2001 г. АРЕ и Украина подписали контракт на создание и запуск первого египетского спутника для ДЗЗ, запуск которого планировался на 2004 г., однако по различным причинам откладывался. Украинская сторона также обязалась оказать Египту помощь в создании станций контроля и управления полетами космических аппаратов. 17 апреля 2007 г. с космодрома Байконур российско-украинской конверсионной ракетой «Днепр» в пакете из 14 ИСЗ был выведен на орбиту египетский спутник «МисрСат-1». Связь с ним осуществляется параллельно с наземных центров управления в Украине и Египте (в Асуане). В дальнейшем египтяне намерены полностью взять на себя управление спутником. В случае успешной работы «МисрСат-1» Египет планирует заказать в Украине еще два ИСЗ. В 2005 г. Россия заявила о готовности оказать Египту содействие в создании и выводе на орбиту двух спутников, для чего стороны подписали протокол о намерениях. Ранее, в 2001 г., президент АРЕ Х. Мубарак попросил Россию помочь в подготовке и запуске первого египетского космонавта. С помощью Франции с космодрома Куру во Французской Гвиане производились запуски египетских спутников связи серии «НайлСат». В перспективе АРЕ планирует создать ИСЗ «ДезертСат», предназначенный для мониторинга процесса опустынивания, эрозии морского побережья и контроля за водными ресурсами.

Расширяет свою космическую деятельность Саудовская Аравия. В стране имеется Национальный институт космических исследований. В 2002-2004 гг. с российской помощью на орбиту выведено 3 саудовских ИСЗ серии «СаудиСат» и три ИСЗ серии «СаудиКомСат», предназначенных для сбора данных об отдаленных районах страны, транспортных средствах на суше и на море, производства фотосъемки, выполнения работ в интересах сельского хозяйства, геологоразведки, охраны окружающей среды. Программа «СаудиКомСат» предполагает запуск 24 спутников.

Активно работают в космической сфере Объединенные Арабские Эмираты. Со второй половины 1970-х гг. в Абу-Даби действует космический разведывательный центр, который анализирует информацию, поступающую со спутников из-за рубежа. В 2000 г. в ОАЭ создана Национальная наземная станция, также получающая информацию с ИСЗ. В 2000-2003 гг. украинской ракетой-носителем «Зенит-3» в рамках международной программы «Морской старт» были запущены эмиратские спутники связи серии «Турайя». На территории эмирата Рас-эль-Хайма космическое туристическое агентство «Спейс Адвенчерз» планирует построить коммерческий «космопорт» для космических туристов.

Страны-члены ССАГПЗ (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) в 2001 г. сообщили о намерении запустить разведывательный спутник в интересах создаваемой системы раннего предупреждения. Это намерение неоднократно подтверждалось, в последний раз в 2006 г., но до настоящего времени практически не реализовано.

В столице Марокко Рабате действует Центр космических исследований. С космодрома Байконур в декабре 2001 г. российской ракетой-носителем «Зенит-2» выведен на орбиту первый марокканский спутник «Марок-ТубСат», предназначенный для определения растительного покрова и мест расположения подвижных объектов. Спутник создан с помощь Германии. Наблюдение за ИСЗ осуществляет Национальный центр контроля. Марокко заявило о своей заинтересованности участвовать в европейской программе глобального позиционирования «Галилео».

В целом на обозримую перспективу арабские государства не смогут самостоятельно реализовывать свои космические программы и будут вынуждены прибегать к всесторонней иностранной помощи. В первую очередь, это относится к запуску космических аппаратов, а также к их конструированию и производству, оснащению необходимой аппаратурой, созданию наземных средств контроля и управления полетами космических аппаратов, т. е. практически ко всему комплексу, связанному с космической сферой. Ни одна из арабских стран не имеет реальных перспектив в деле разработки и производства ракет-носителей, очень слабы их возможности по созданию и выпуску искусственных спутников, средств управления ИСЗ и т. д. Кроме того, практически полная зависимость от зарубежного содействия, несомненно, существенным образом ограничит использование арабскими государствами космоса в военных целях.

52.19MB | MySQL:103 | 0,546sec