Израильские эксперты о том, что ждет страну после выборов

17 сентября, в Государстве Израиль проходят выборы второй раз за пять месяцев. Никто не может с уверенностью предсказать состав следующего правительства. Из последних опросов нельзя сделать никаких выводов о результатах выборов. Они дают путаные результаты, шанс на победу сохраняют обе крупные партии. Правый блок лидирует, но сформировать узкую коалицию вряд ли сможет.

Главная интрига выборов состоит даже не в том, какая партия станет крупнейшей и кому президент Реувен Ривлин поручит формирование правящей коалиции. Интерес в другом — каким будет это правительство, как поведут себя после выборов лидеры фракций и особенно НДИ во главе с Авигдором Либерманом.

Любые прогнозы на этот счет осложнены условиями, которые озвучили главы партий перед выборами. Так, Бени Ганц заявил, что «Кахоль-лаван» не войдет в коалицию, которую возглавит Биньямин Нетаньяху. Если это обязательство будет выполнено, то правительства национального единства в составе Ликуда и «Кахоль-лаван» не будет, что противоречит обязательствам Авигдора Либермана, который неоднократно повторил, что партия НДИ станет участницей только такой коалиции.
Некоторые израильские эксперты делают попытки предугадать различные сценарии того, что ожидает Израиль после выборов.

Политический обозреватель издания Ynet Юваль Карни пишет о том, что для того, чтобы правительство национального единства все-таки состоялось, возглавить его должен Бени Ганц, а Ликуд — заменить Нетаньяху на посту лидера каким-то другим партийным функционером. Этот вариант по утверждению автора многим кажется маловероятным. Карни предлагает три основных сценария развития событий после выборов:

Сценарий 1: Нетаньяху формирует узкое правительство

Этот вариант возможен, если только Ликуд станет крупнейшей фракцией, а праворелигиозный лагерь наберет не менее 61 мандата. Тогда правящая коалиция будет сформирована в составе партий Ликуд, «Ямина2, ШАС, «Еврейство Торы» и, возможно, «Оцма иегудит».

Вариант, при котором левоцентристы смогут сформировать узкое правительство в составе «Кахоль-лаван», «Демократического лагеря» и Аводы-Гешера, выглядит нереальным, даже в том случае, если их поддержат арабские фракции. При некоторых раскладах тут даже не могут оказаться решающими голоса НДИ, хотя, как подчеркивает Либерман, его в подобной коалиции не будет.

Сценарий 2: правительство национального единства

В том случае, если право-религиозный блок не набирает 61 голоса, требуемых для создания узкой коалиции, появляется вариант создания правительства национального единства в составе Ликуда, «Кахоль-лаван» и НДИ. То есть именно тот вариант, на котором настаивает Авигдор Либерман.

В «Кахоль-лаван» уже дали понять, что готовы на такой сценарий, но при условии, если правительство возглавит Бени Ганц. В данном случае в партии не станут возражать против присутствия в правительстве Нетаньяху, который может стать ключевым министром (но не премьер-министром). «Реализация такого сценария зависит от Ликуда. Нетрудно понять, что Биньямин Нетаньяху будет до последнего биться за правое правительство. Не исключено, что он попробует перетянуть на свою сторону кого-то из «случайных попутчиков» (например, Амира Переца, который, правда, клянется, что в правительство Нетаньяху не войдет)», — пишет Карни. Эксперт утверждает, что вариант правительства национального единства на данном этапе выглядит как «запасной». Есть больше факторов, свидетельствующих против такой возможности, чем наоборот. Однако полностью сбрасывать со счетов такой сценарий нельзя.

Сценарий 3: коалиции нет, Израиль вновь отправляется на выборы

Во всех партиях говорят, что такого сценария не будет. Впрочем, и после выборов 9 апреля звучала похожая точка зрения. Если ни один из блоков не получит 61 мандат, то политическая система вновь погрузится в хаос. Карни напоминает, что Аелет Шакед («Ямина») и Авигдор Либерман (НДИ) уже сообщили, что ни при каком варианте не поддержат законопроект о досрочном роспуске Кнессета, если не будет сформирована коалиция. Иными словами, они будут добиваться реализации одного из двух вышеперечисленных сценариев.

Политический обозреватель издания «Гаарец»  Эрик Йоффе уверен, что нынешнее выборы в Израиле определят, завтрашний характер страны – станет ли она государством гендерной сегрегации, невежества, бедности и фундаментализма, или нет. Автор считает, что есть признаки того, что у израильтян, наконец, открываются глаза, и впервые за долгое время возникла небольшая вероятность того, что в результате выборов религиозные реалии израильского общества могут измениться к лучшему. «Подобный исход не гарантирован. Но по ходу предвыборной кампании избиратели вспомнили то, о чем и так все знают, но редко между собой обсуждают: подавляющему большинству израильских евреев надоело правительство, которое беспрерывно потворствует диктату ультраортодоксов», — пишет Йоффе.

Автор отмечает, что в последнем раунде кампании произошло нечто интересное и необычное. Обычно все партии воздерживаются от критики ультраортодоксальных партий, предпочитая ухаживать за ними, чтобы сохранить в случае чего возможность привлечь их в правящую коалицию. «Но на этот раз все произошло наоборот. Партии левых, правых и центристских группировок со вкусом лупцевали политический истеблишмент ультраортодоксов, поняв, что это — выигрышная предвыборная стратегия», — подчеркивает он.

Йоффе приводит пример Авигдора Либермана демонстрируя, насколько эффективен подобный подход. После апрельских выборов опросы не давали НДИ больше 5 мест и даже преодоление его партией электорального барьера было под вопросом. Но стоило переориентировать кампанию на борьбу с религиозным засильем, как популярность Либермана взлетела до небес и опросы давали ему от 8 до 10 мест в Кнессете. Нечто подобное произошло и с центристским альянсом «Кахоль-лаван» Бени Ганца — основным соперником Ликуда» и Нетаньяху.

Либерман также призвал к созданию правительства национального единства, которое исключило бы ультраортодоксов и включало в себя НДИ, «Кахоль-лаван» и Ликуд без Нетаньяху.

Автор предупреждает, что если ультраортодоксы присоединятся к узкому правому правительству Нетаньяху, то он, пытаясь избежать суда, даст им в обмен на закон об иммунитете все, что они пожелают. И в результате, как бы плохо сейчас ни было, все станет намного хуже.

Подытожив, можно предположить, что, учитывая сложную ситуацию и высокую вероятность того, что ни один из кандидатов — Нетаньяху или Ганц — не сможет сформировать правительство, возможен в конечном итоге вариант правительства национального единства. В такой ситуации президент Израиля Ривлин может поручить формирование правительства обоим кандидатам.

Страх перед новыми выборами, а также общественное возмущение политикой, особенно в свете высокой популярности идеи создания правительства национального единства, могут привести обоих лидеров, вопреки всем стереотипам, к необходимости найти общий знаменатель, пойти на уступки и сформировать правительство национального единства. Впрочем, до создания правительства могут всплыть и другие возможные сценарии, о которых сейчас даже нельзя додуматься.

52.23MB | MySQL:103 | 0,418sec