Проблема плотины «Возрождение» продолжает осложнять отношения между Эфиопией и Египтом

Каир не смирится с эксплуатацией Эфиопией высотной плотины «Возрождение» на Ниле без учета египетских интересов и намерен привлечь мировое сообщество к переговорному процессу. Об этом заявил в Нью-Йорке на встрече с представителями американских деловых кругов президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. «Мы не против развития Эфиопии и строительства плотины, но не в ущерб Египту и не за наш счет, — передает в четверг его слова газета «Аль-Ахрам». — Эксплуатация плотины путем навязывания свершившегося факта недопустима». По словам президента, Каир «начал наращивать дипломатические усилия, чтобы перевести проблему с двустороннего и трехстороннего уровня на более широкое поле для обсуждения». Египет настаивает на необходимости сохранения для себя прежней квоты распределения ресурсов Нила, которая составляет 55,5 млрд куб. м. «Необходимо прийти к соглашению, на котором настаивает египетская сторона, чтобы контролировать убытки, который мы можем понести в случае строительства этой плотины», — подчеркнул президент. «У нас нет другого источника воды, кроме реки Нил, — заметил ас-Сиси. — 95% территории страны является пустыней, и любое ущемление обернется разрушительными последствиями для египтян, а мы несем ответственность за безопасность наших граждан». По его словам, при росте населения страны любое изменение египетской квоты нанесен ущерб стране.

Возведение плотины «Возрождение», состоящей из 15 радиально-осевых гидроагрегатов, началось в 2011 году. Согласно проекту, мощность ГЭС, которая будет представлять собой каскад из четырех плотин, составит 5250 МВт. В Аддис-Абебе рассматривают строительство ГЭС как гигантский экономический проект, который позволит не только вырабатывать электроэнергию для потребления на внутреннем рынке, но и экспортировать ее в соседние страны — Джибути, Кению, Судан.  Реализация проекта спровоцировала серьезный конфликт между Аддис-Абебой и Каиром, который опасается, что строительство плотины неминуемо приведет к сокращению объемов водной квоты Египта, которую тот получает из Нила, находясь в самом нижнем течении реки, понижению уровня реки и, как следствие, даже засухе. В итоге после нескольких раундов трудных переговоров Эфиопии и Египту удалось достичь компромисса. Две страны подписали декларацию, в которой закреплен принцип равноправного и разумного использования ресурсов Нила без причинения вреда окружающей среде и нанесения ущерба экономическим интересам прибрежных государств. Однако сейчас переговорный процесс вновь зашел в тупик — Эфиопия отклонила предложения Каира о правилах заполнения и эксплуатации плотины, назвав их потенциальным нарушением своего суверенитета.  Эфиопия отвергла предложения Египта по вопросам работы ГЭС Хидасэ, строительство которой ведется эфиопскими властями на Голубом Ниле. Об этом сообщила в пятницу выходящая в Нигерии африканская версия британской газеты «Гардиан». «План Египта, включая объем ежегодно сбрасываемый платиной воды, является неуместным», — цитирует издание министра водоснабжения, ирригации и энергетики Эфиопии Силеши Бекеле. Выступая в Аддис-Абебе на специальной пресс-конференции, он подчеркнул, что «нынешняя инициатива Египта была принята в одностороннем порядке и не учитывает предыдущие соглашения между сторонами». Министр сообщил, что Эфиопия не может согласиться на представленный Египтом план и направит в Каир собственное встречное предложение.

В этой связи внесем несколько уточнений.

  1. Египет в этой связи питает вполне понятные опасения по поводу потенциально негативных последствий строительства плотины, и особенно темпами заполнения водохранилища водой. И это на сегодня основной повод для сохраняющихся противоречий. Французская фирма, проводящая исследования воздействия темпов заполнения водохранилища, сделал предварительный вывод о том, что Эфиопия могла бы предотвратить неоправданные сбои в потоке воды в страны, расположенные ниже по течению, если она будет заполнять водохранилище медленнее. И эти выводы и предложения пока Аддис-Абеба опровергает. В конечном счете, эфиопская сторона хочет заполнить водохранилище примерно за три года, то есть гораздо быстрее, чем оптимальные сроки указанные в докладе французской фирмы. Такая торопливость логична. Для Аддис-Абебы плотина решает проблему нехватки электроэнергии в стране и способствует осуществлению стратегии экономического развития. Сама реализация строительства уже принесла в страну более 100 млн долларов США в виде прямых инвестиций. И эта цифра будет только возрастать. Выгоды также будут ощутимы для Судана, который будет иметь возможность резко нарастить насыщенность своей экономики относительно дешевой электроэнергией с Большой плотины.  И перспектива такого сценария  убедила Хартум перейти с позиции Каира  в этом вопросе на сторону Аддис — Абебы, что вызвало жесткое и плохо прикрытое разочарование в Каире. При этом темпы заполнения водохранилища не является единственной проблемой для Каира. Само завершение строительства Большой плотины дает старт ряду других проектов на Ниле и его притоках.
  2. Ультиматум Каира в отношении объемов водосброса появился после того, как премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али принял решение о сокращении производственных мощностей Большой плотины «Возрождения» (GERD). Плотина первоначально должна была генерировать 6 450 МВт от Голубого Нила благодаря 16 турбинам. Теперь Абий и его команда намерены оснастить объект всего 11 турбинами, которые будут иметь эффективную мощность 2002 МВт после завершения работ в 2022 году. Абий надеялся, что этот его шаг поможет улучшить отношения с Египтом. При этом эфиопы надеялись а то, что Каир в ответ прекратит спонсировать разжигание межнациональной напряженности в Эфиопии, чтобы задержать ввод плотины в эксплуатацию. GERD является важным пунктом во внешней политике нового эфиопского премьера Абия, и он посетил объект через несколько недель после прихода к власти 2 апреля 2018 года. В июне 2018 года он встретился с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси в Каире, чтобы заверить его в том, что строительство плотины не приведет к изменениям в рамках договоренности о разделе воды в Ниле в силу уменьшения вводимых мощностей. Но Каир  по-прежнему настаивает на внесении поправок в рамочное соглашение о сотрудничестве (CFA), с тем чтобы гарантировать соблюдение его квоты на воду Нила (55 млрд куб. м из 84 млрд куб. м). Именно это требование полагается эфиопской стороной неприемлемым условием.  Но в любом случае  попытки Каира оказать прямое влияние в рамках дипломатического и военного прессинга на своих соседей в лице Судана и Эфиопии будут неуклонно сокращаться. Несмотря на все прошлые и нынешние дипломатические попытки, фундаментальные разногласия между Каиром и Аддис-Абебой (а также Хартумом) будут сохраняться и после завершения проекта. И такое положение дел объясняет нынешний тренд в политике Каира с точки зрения безусловного сохранения Египта в правовом переговорном поле. Только такой вариант, но никак не прямое военное давление (тем более, что с приходом президента-оромо в Эфиопии ставка на стимулирование восстания этого этноса резко нивелируется), дает египетским властям хоть в какой-то мере воздействовать на эти процессы с среднесрочной перспективе.
62.85MB | MySQL:102 | 0,519sec