Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (13 — 19 августа 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке и в зоне палестино-израильского конфликта. Политические лидеры Ирака проводили интенсивные консультации с целью поиска путей выхода из острого внутриполитического кризиса. Вооруженные силы Израиля осуществляли активные рейдовые операции против боевиков палестинских экстремистских группировок в секторе Газа.

В Ираке сохраняется трудная внутриполитическая обстановка, осложняющаяся напряженностью в сфере безопасности. В этих условиях иракские политические лидеры прилагают усилия, направленные на поиски выхода из сложившейся в стране кризисной ситуации. Представители четырех политических партий, составляющих основу правящей шиитско-курдской коалиции – Высшего исламского совета Ирака, Партии исламского призыв, Демократической партии Курдистана и Патриотического союза Курдистана – подписали 16 августа соглашение о создании т. н. альянса умеренных сил. По заявлению премьер-министра страны Н. аль-Малики, новый альянс «открыт для всех иракских партий и фракций, желающих созидать, а не разрушать, выступающих за мир, безопасность, единство и процветание Ирака». Вместе с тем, в альянс не вошли ведущая суннитская Исламская партия Ирака и «Иракский список» во главе с бывшим главой правительства А. Алауи.

18-19 августа прошла встреча с участием президента Ирака Дж. Талабани (курд), премьер-министра Н. аль-Малики (шиит), вице-президентов Т. аль-Хашеми (суннит) и А. А. Махди (шиит), президента курдской автономии М. Барзани. По официальным сообщениям, согласована повестка дня встречи ведущих иракских политиков в расширенном составе. Однако конкретная дата ее проведения и состав участников не объявлены. Здесь же подчеркнем, что в начавшемся диалоге не участвует очень влиятельная в стране группировка во главе с радикальным шиитским имамом М. ас-Садром, а также ряд других политических организаций, представляющих интересы различных этнических и конфессиональных общин.

Президент США Дж. Буш 18 августа в очередной раз отметил, что иракское правительство не достигло своих политических целей: до настоящего времени не приняты законы о дебаасификации, о выборах в местные органы власти и углеводородах. При этом Буш подчеркнул, что на региональном уровне очевиден «политический прогресс», особо выделив при этом западную провинцию Анбар. Однако, по утверждению американского президента, «на национальном уровне нельзя отметить такого же прогресса, как на региональном».

На минувшей неделе части ВС США при участии иракской правительственной армии проводили в различных регионах Ирака сразу несколько крупных войсковых операций против боевиков-сторонников «Аль-Каиды», шиитских и суннитских вооруженных формирований. В частности, операции проходили в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада и в районах южнее столицы. Особо отметим активизацию вооруженного противостояния американских войск с боевиками «Армии Махди», подчиняющейся М. ас-Садру. В проводимых мероприятиях американцы активно задействуют большое количество различной бронетехники, аэромобильные подразделения, боевую авиацию.

15 августа на севере Ирака в районе г. Синджар, где проживают курды-езиды, произошла серия крупнейших терактов, в результате которых погибли ок. 400 чел. Теракты и вооруженные столкновения имели место в Багдаде и ряде других мест Ирака.

Сложная, с заметными элементами напряженности сохраняется обстановка в зоне палестино-израильского конфликта. На прошедшей неделе израильские войска провели серию рейдовых операций против боевиков палестинских экстремистских группировок, главным образом в южной части сектора Газа. Действия войск поддерживала бронетехника и боевая авиация. Тем не менее, экстремисты не прекращают ракетных и минометных обстрелов территории Израиля, хотя их интенсивность в последнее время существенно снизилась.

Осложняется ситуация в контролируемом движением ХАМАС секторе Газа. В анклаве не хватает топлива, значительно снижен уровень снабжения электроэнергией, испытываются трудности в обеспечении населения продовольствием и медикаментами. В этих условиях руководство ХАМАСа ужесточает меры давления на политических противников, которые активизируют свою деятельность. В частности, властями объявлено о запрете на проведение демонстраций без предварительного на то разрешения. Одновременно исламисты усиливают внешнеполитическую активность, заявляют о готовности к «открытому диалогу» с Западом в целях снятия блокады с сектора Газа. При этом хамасовцы положительно оценивают заявления премьер-министра Италии Р. Проди, международного посредника по Ближнему Востоку Т. Блэра, некоторых других европейских политиков, которые призвали к диалогу с умеренными силами в ХАМАСе. Со своей стороны, Израиль выступает категорически против налаживания контактов с ХАМАСом.

17 августа глава ПНА М. Аббас уволил с занимаемых должностей 200 государственных служащих, которые поддерживали ХАМАС. Таким образом, Аббас разорвал последнее звено, формально связывавшее в палестинском правительстве ХАМАС с движением ФАТХ, которое он возглавляет. М. Аббас также сообщил, что президентские и парламентские выборы на палестинских территориях пройдут только после того, как руководимая им администрация вернет себе контроль над сектором Газа.

Обострились отношения между Саудовской Аравией и Сирией. В своем выступлении 14 августа вице-президент САР Ф. аш-Шаара заявил, что саудовское королевство не играет активную роль в региональной политике. Более того, внешняя политика Эр-Рияда «парализована» союзом с Вашингтоном. Именно поэтому, по словам аш-Шаара, не удалось саудовское посредничество в примирении палестинских движений ФАТХ и ХАМАС. В ответ саудовцы обвинили Сирию в попытке дестабилизировать ситуацию, «распространить хаос» на Ближнем Востоке, в «злых намерениях» и т. п. Сами же заявления аш-Шаара были названы «ложной информацией». В настоящее время арабские дипломаты в ЛАГ прилагают посреднические усилия по урегулированию возникшего конфликта. При этом, по информации арабских СМИ, Эр-Рияд настаивает на том, чтобы Дамаск «заставил» своих ливанских союзников прекратить нападки на правительство во главе с Ф. ас-Синьорой, пользующееся саудовской поддержкой; оказал давление на руководителей ХАМАСа, находящихся в Сирии, чтобы они пошли на восстановление власти ПНА в секторе Газа, а также «не помогал» Ирану в Ираке и Ливане. Как известно, саудовско-сирийские отношения заметно ухудшились после убийства в феврале 2005 г. в результате теракта бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири, являвшегося другом саудовской королевской семьи. В причастности к этому преступлению подозревают высокопоставленных лиц в Дамаске. На прошедшей неделе правительство Нидерландов дало согласие на проведение на своей территории международного трибунала по делу об убийстве Р. Харири.

На севере Ливана в лагере палестинских беженцев Нахр аль-Барид продолжаются бои подразделений ливанской армии с боевиками экстремистской группировки «ФАТХ аль-Исламий». Таким образом, официальные сообщения от 12 августа о завершении операции по ликвидации экстремистов в очередной раз оказались не соответствующими действительности. Между тем командующий ливанской армией генерал М. Сулейман опроверг слухи о причастности сирийских спецслужб к созданию группировки «ФАТХ аль-Исламий».

Израиль и США 16 августа подписали соглашение о предоставлении американской военной помощи еврейскому государству на предстоящее десятилетие. Ее общий объем составит 30 млрд долл. 26,3 проц этой суммы будет конвертировано в израильские шекели, что позволит разместить часть заказов на местных военных предприятиях. Перечень военной продукции, которую получит Израиль по новому соглашению, пока не сообщается, однако эксперты полагают, что большая часть поставок придется на вооружение и технику для ВВС и ПВО.

Не снижается напряженность в западных районах Пакистана, прилегающих к границе с Афганистаном. Здесь продолжаются боестолкновения правительственной армии и сил безопасности с боевиками экстремистских группировок, выступающих на стороне движения «Талибан». С обеих сторон имеются многочисленные человеческие жертвы. На прошедшей неделе племена Южного Вазиристана, поддерживающие талибов, заявили о своем выходе из мирного соглашения, подписанного с правительством в 2005 г. Ранее аналогичный шаг сделали выступающие на стороне талибов племена Северного Вазиристана.

США выражают растущую озабоченность развитием ситуации в Пакистане, в т. ч. таким развитием событий, когда нынешний президент страны генерал П. Мушарраф может быть смещен, а на смену ему придет менее надежный, с точки зрения Вашингтона, лидер. При этом учитывается не только значимость Пакистана как союзника США в войне с терроризмом, но и наличие у этой страны ядерного оружия. Недавно высокопоставленные американские официальные лица провели встречи с основными пакистанскими политиками с целью формирования в Пакистане после намеченных на конец 2007 г. выборов «умеренного политического центра».

В Афганистане 14 августа с официальным визитом находился президент Ирана М. Ахмадинежад. В Кабуле он заявил, что Тегеран выступает за установление стабильности и безопасности в соседней стране, а также отверг американские обвинения в поставках иранского оружия талибам. В свою очередь, президент Афганистана Х. Карзай подчеркнул важность добрососедских отношений с ИРИ, назвав Иран «дружественной Афганистану страной», которая прилагает усилия для укрепления двусторонних отношений. Президенты двух государств договорились о взаимодействии в борьбе с терроризмом и наркоторговлей, в строительстве дорог, науке и др.

Войска международной коалиции при содействии подразделений афганской армии начали на востоке страны в провинции Нарганхар в горном массиве Тора-Бора крупную операцию против боевиков «Аль-Каиды» и движения «Талибан».

Лидер талибов мулла М. Омар по случаю 88-й годовщины независимости Афганистана выступил с обращением, в котором призвал афганцев «отбросить имеющиеся между ними разногласия» и присоединиться к исламистам в борьбе за изгнание из страны иностранных войск. По оценке экспертов, в последние месяцы талибы значительно активизировались, особенно на юге и востоке Афганистана. При этом они стали чаще использовать приемы, применяемые боевиками в Ираке: действия террористов-смертников и самодельные взрывные устройства на автодорогах и против различных объектов.

Правящая в Турции Партия справедливости и развития выдвинула на пост президента страны главу МИДа А. Гюля, известного своими происламистскими взглядами. И хотя Гюль заявляет, что в случае его избрания главой государства он будет защищать и укреплять светские принципы, заложенные в турецкой конституции, недоверие к этому политику сохраняется у руководящего состава национальных ВС и многих политических деятелей. За сохранение светских основ государства выступила влиятельная ассоциация турецких бизнесменов.

Нестабильная обстановка сохраняется в Сомали. В столице страны Могадишо не прекращаются вооруженные столкновения подразделений армии Эфиопии и правительственных сил с боевиками оппозиционной группировки Союза исламских судов. По утверждению международных правозащитников, все стороны, вовлеченные в конфликт, ответственны за «нарушение законов ведения войны» и гибель мирных жителей.

Уганда в дополнение к уже находящимся в Сомали миротворцам решила направить в эту страну 250 военнослужащих для оказания помощи в подготовке местной правительственной армии.

Приложение

О некоторых аспектах египетско-американских отношений

На протяжении последних трех десятилетий как в Каире, так и в Вашингтоне придают очень большое значение сохранению и развитию разносторонних отношений между Египтом и Соединенными Штатами. Во многом это обусловлено общностью интересов двух государств по проблемам поддержания стабильности на Ближнем Востоке, сдерживания исламского радикализма и терроризма, успешного продвижения вопросов, связанных с арабо-израильским урегулированием и др.

В Каире считают, что благодаря Вашингтону Египет смог вернуть себе Синай, осуществлять программы перевооружения армии, достичь значительных успехов в экономической сфере. Египет фактически рассматривает Соединенные Штаты единственной сверхдержавой современного мира и главным игроком на ближневосточной политической арене. На данном этапе курс на упрочение военно-политического партнерства с США обосновывается правящими кругами страны тем, что АРЕ по-прежнему сильно нуждается в американской военной и экономической помощи, без которой политическая и экономическая стабильность в Египте может нарушиться или даже рухнуть (аналогичной точки зрения придерживаются и многие американские политики). Именно поэтому сохранение и развитие привилегированных отношений с США объявляется руководством АРЕ одним из главных приоритетов внешней политики страны. Причем считается, что попытки сильного оппонирования американской политике на Ближнем Востоке неизбежно окажутся неудачными, и поэтому будут негативно отражаться на национальной мощи.

Вашингтон также намерен развивать сотрудничество с Египтом, помогать Каиру сохранять влияние (с американских позиций) на региональные процессы путем оказания содействия в развитии вооруженных сил АРЕ, проведении в стране долгосрочных либерально ориентированных экономических и политических реформ. Американская администрация в своей политике по отношению к Египту учитывает сохраняющуюся значимость этой страны для продвижения интересов США на Ближнем Востоке и рассматривает АРЕ в качестве одного из своих ведущих партнеров в арабском мире. Именно поэтому в Белом доме планируют продолжать предоставление ежегодной безвозмездной помощи Египту в размере 1,3 млрд долл. на военные нужды, а также значительных сумм на экономические цели. На сегодняшний день АРЕ является крупнейшим получателем американской помощи среди арабских стран. Американские военные также заинтересованы в обеспечение доступа к Суэцкому каналу и другим элементам инфраструктуры АРЕ и египтяне уже предоставили ВС США значительные льготы по использованию территории, воздушного пространства и портов Египта вплоть до складирования имущества сил быстрого развертывания.

Каир и Вашингтон активно сотрудничают во внешнеполитической сфере, главным образом, по проблемам Ближнего Востока. Регулярно происходит обмен мнениями по ситуации в регионе. АРЕ и США интенсивно взаимодействуют в вопросах арабо-израильского урегулирования. Египет, наряду с Иорданией и аравийскими монархиями рассматривается американской администрацией в качестве наиболее надежных арабских партнеров США. Вместе с тем, сотрудничество с Соединенными Штатами в значительной степени привязывает АРЕ к американской политике в ближневосточном регионе, ограничивает Египту поле для маневрирования, но при этом все же нельзя утверждать, что Каир в своей внешней политике всегда и во всем следует линии Вашингтона.

США являются главным партнером АРЕ в сфере военно-технического сотрудничества. В 1988 г. Египет получил статус «союзника США вне НАТО». На дальнейшее сотрудничество с Соединенными Штатами в значительной степени сориентированы национальные планы военного строительства. Одновременно американцы настаивают на преимущественном приобретении египтянами оружия в США, что, учитывая сильную зависимость страны от американской безвозмездной помощи, существенно ограничивает возможности АРЕ по налаживанию ВТС с другими государствами. В то же время Вашингтон при поставках вооружения Египту стремится учитывать интересы Израиля. Под израильским давлением США отказываются поставлять египтянам ряд современных вооружений. Соединенные Штаты считают, что оказание содействия в реорганизации ВС АРЕ позволит улучшить их боевую совместимость с американскими войсками и армиями других стран НАТО, а также облегчит египтянам участие в возможных коалиционных военных действиях и операциях по поддержанию мира. В Вашингтоне рассчитывают и на то, что сохраняющаяся зависимость египетской военной машины от американских поставок и материально-технического обеспечения служит своего рода страховкой от возможного возврата АРЕ к конфронтации с Израилем. И еще, американцы полагают, что «сила египетских военных, их связи с Соединенными Штатами являются лучшей гарантией стабильности Египта и его прозападного курса». В целом есть все основания полагать, что нынешний уровень американо-египетского ВТС сохранится на обозримую перспективу. Причем руководство АРЕ отчетливо понимает, что реальной альтернативы военной помощи США не существует и не предвидится.

Американская экономическая помощь идет на развитие объектов инфраструктуры, медицины, образовательные и сельскохозяйственные программы, поставки сырья, финансирование экономических реформ. Поставки из США покрывают 40% потребностей АРЕ в продовольствии. Американское содействие США помогло Египту улучшить телекоммуникационную систему, транспорт, водное хозяйство и оросительные системы, энергетику, промышленную инфраструктуру. Вместе с тем США сокращают размеры ежегодной экономической помощи: в 80 – 90-х гг. она составляла 800 млн долл., а к 2008 г. ее намечено довести до 400 млн долл., что, однако, должно быть компенсировано прямыми инвестициями в египетскую экономику.

Между Египтом и США существует ряд внешнеполитических разногласий и различий в подходах к решению некоторых ближневосточных проблем. Так, если позиция двух государств по отношению к ядерной программе Ирана во многом схожа и эта программа рассматривается обеими сторонами как серьезная угроза стабильности и безопасности на Ближнем и Среднем Востоке, то в отношении ядерного потенциала Израиля позиции Каира и Вашингтона существенно различаются: АРЕ считает наличие ядерного оружия у Израиля одной из главных угроз своей безопасности, в то время как США молчаливо соглашаются с наличием у израильтян ядерного арсенала. Не всегда и не во всем совпадают позиции двух государств по ближневосточному урегулированию. Египтяне полагают, что региональная политика США имеет сильный произраильский крен, в т. ч. по палестинской проблеме. Каир не поддержал американскую инициативу по демократизации Ближнего Востока, считая, что демократия не может быть привнесена в регион извне, а должна стать результатом эволюции самих арабских обществ.

Египет официально одобрил новую американскую стратегию в Ираке, озвученную. Дж. Бушем в январе 2007 г., но в Каире не торопятся полноценно поддерживать нынешнее иракское правительство во главе с Н. аль-Малики, не верят в его способность обуздать насилие в стране. И все попытки американской дипломатии изменить этот курс АРЕ особого успеха не имеют.

Одной из значимых в египетско-американских отношениях является проблема демократизации общественно-политической жизни Египта, темпов и путей этого процесса. Администрация и Конгресс США оказывают на египетское руководство постоянное давление, пытаясь добиться от него ускорения и расширения демократизации, соблюдения прав человека в стране «по-американски». Так, США настаивают на полной отмене в АРЕ режима чрезвычайного положения, веденного в 1981 г., требуют освобождения из тюрем политических заключенных, в первую очередь, лидера оппозиционной партии «Аль-Гад» («Завтра») А. Нури. После выборов в парламент в декабре 2005 г., когда «братья-мусульмане» получили весомое представительство в Народном собрании АРЕ, американцы сообщили о готовности к неформальным контактам с исламистами. Каир негативно, с раздражением относится к американскому давлению, называя его «неприемлемым вмешательством во внутренние дела» страны, однако в целом «демократический прессинг» Вашингтона на практике пока сильно не отражается на двусторонних отношениях и объемах американской помощи Египту.

В целом же существующие разногласия в египетско-американских отношениях не носят острого характера и не могут помешать их поступательному развитию.

Таким образом, есть все основания полагать, что, что Египет на обозримую перспективу сохранит свое значение одного из опорных пунктов США на Ближнем Востоке, а Каир, учитывая стратегическую значимость американской помощи, продолжит курс на приоритетное развитие военно-политического сотрудничества с Соединенными Штатами.

53.26MB | MySQL:101 | 0,378sec