Ливия: о возможном перемирии между ЛНА и мисуратскими формированиями

Судя по некоторым сообщениям от осведомленных источников, близких к штабу Х.Хафтара, последний, наконец то, решил заняться тем, о целесообразности чего мы уже писали ранее в материалах на сайте Института Ближнего Востока, посвященных нынешнему ливийскому противостоянию. А именно – решить проблему Мисураты. Сразу оговоримся, в военном, прикладном смысле, то есть, разгромить вооруженные группировки выходцев из этого города и занять его территорию, возможностей у ЛНА нет и не предвидится. Мисуратские формирования отличаются высоким уровнем подготовки, неплохо вооружены, имеют источник пополнения сил и средств через морской порт, пользуются разноплановой поддержкой Турции, и, что немаловажно, их морально-волевые качества, особенно в том, что касается их города, весьма и весьма высоки. Они одни из самых мотивированных участников ливийского конфликта, «заточенные» на приобретение статуса автономного анклава, де-факто, города-государства, имеющего в будущем государственном устройстве Ливии статус, сродни Гонконгу, времен колониальных времен, этакой современной Ганзы Средиземноморского бассейна.

Стратеги ЛНА отдают себе в это отчет и не стали заниматься не только прямыми военными действиями против Мисураты, но даже его изоляцией. Предпочтя действия авиацией, в первую очередь, БПЛА. В ходе почти трехмесячного противостояния с ВВС Мисураты, ЛНА удалось завоевать, если не господства в воздухе, то, по крайне мере, добиться преимущества, позволившего уничтожить главные силы противостоящей стороны, несколько БПЛА турецкого производства и самолеты МиГ-25 и МиГ-23, несколько единиц которых были введены в строй с помощью украинских специалистов. Серьезно пострадала и главная база воздушных сил Мисураты – аэродром бывшего училища ВВС Джамахирии. После этого авиация ЛНА занялась уничтожением целей в самом городе, что не замедлило сказаться на настроении части его военно-политической верхушки.

Согласно информированным источникам, «силы «Аль-Карама» провели встречу с делегацией из города Мисурата, чтобы достичь «возможного быстрого перемирия».

Источники сообщили, что «две делегации встретились около недели назад, чтобы обсудить вопрос о выводе частей Мисураты из столицы Триполи чтобы избежать последствий боевых действий и воздушных бомбардировок», — так сообщает и одна из ливийских газет.

По мнению издания, встреча между двумя делегациями была «позитивной», и делегация Мисураты подтвердила, что будет работать над выводом своих подразделений с передовой, в обмен на прекращение бомбардировок аэродрома летного училища в Мисурате и объектов в самом городе, а также, в Сирте. Сообщается, что делегация Мисураты также запросила у Х. Хафтара гарантии безопасности для городских жителей.

Переговорщики из Мисураты подчеркнули, что реализация соглашения будет достигнута в течение 72 часов после получения необходимых гарантий. Вместе с тем, указывается на присутствие в Мисурате экстремистских настроений, препятствующих мирным решениям и выступающих за продолжение участия жителей города воевать в Триполи. Это неудивительно, поскольку Военный совет Мисураты, высший орган военно-политического руководства анклава никогда не был однородным и единым механизмом, даже в 2011 году. За власть в нем соперничают, по крайней мере, три влиятельные группировки, за каждой из которых стоит определенная часть местной олигархии со своими интересами. И собственными спонсорами.

Мухаммед Мухайзен, журналист из Мисураты, заявил, что ряд видных деятелей подпишут соглашение с Генеральным командованием ЛНА с целью придания городу нейтрального статуса для того, чтобы дистанцировать его от конфликта и последствий войны.

На своей странице в «Твиттер» он разместил сообщение что «Силы достоинства» якобы уже дали инструкции прекратить бомбардировки аэродрома летного училища в Мисурате, при условии его неиспользования в военных целях, и добавил, что подразделения Мисураты будут выведены с передовой в течение 72 часов с начала реализации соглашения на практике.

Днями ранее, представитель «Сил достоинства», Ахмед аль-Мисмари заявил о сообщениях разведывательных служб об использовании отдельных мест в аэропортах Маитига и Мисурата, для складирования и обработки, боеприпасов и базирования турецких беспилотников, укрывающихся в двух ангарах в аэропорту Мисурата.  После получения этих отчетов и идентификации этих объектов, которые угрожают «ливийским вооруженным силам наши истребители взлетели с нескольких баз, чтобы атаковать их цели и устранить эту угрозу».

И добавил: «Эта воздушная кампания точно достигла своих целей и на 100% уничтожила объекты, используемые для хранения и обработки боеприпасов и военных грузов, наши истребители вернулись на свои базы в целости и сохранности после успешного выполнения своих боевых задач».

Очевидно, что на данный момент действия ВВС ЛНА смогли создать условия для формирования у командования мисуратских формирований осознания невозможности противостояния ударам с воздуха, видимо, потери оказались чувствительны. Следует отметить, что действия ВВС ПНС также оказываются эффективны: так все сообщения о гибели якобы, российских наемников у Триполи, несмотря на различия в деталях и персоналиях, сходятся в одном – причиной их гибели стали удары БПЛА по виллам, в которых последние устраивали себе жилище. В условиях гражданской войны и слабого знания местности и отсутствия контакта с местным населением, пребывание любых людей европейской внешности на каком-то объекте, неизбежно станет известно соседям, а далее, как говорится, дело техники. С учетом того, что действуют эти люди на территории враждебной, где их воспринимают как оккупантов, результат закономерен, точное место пребывания стало тут же известно противнику и рано утром, как положено, точное попадание завершило их пребывание в Ливии.

Постепенно, ливийский конфликт становится настоящей испытательной площадкой для применения разведывательных и ударных БПЛА и их действия, судя по всему, имеют больший практический эффект, где чем в тех же Сирии и Йемене, где их использование носит значительный медийный характер.

Возможное соглашение между ЛНА и Мисуратой в перспективе способно серьезно ухудшить положение сил ПНС на триполийском фронте.

Ливия, напомним, находится в политическом и военном кризисе с 2011 года, когда в настоящее время за власть борются две партии: поддерживаемое международным сообществом Правительство национального согласия (ПНС) во главе с Фаизом Сараджем, а второе — временное правительство Восточной Ливии при поддержке Палаты представителей в Тобруке.

52.2MB | MySQL:103 | 0,448sec