Об избрании президента Туниса и формировании нового правительства

Независимый кандидат Каис Саид, набравший во втором туре голосования более 72% голосов избирателей, избран президентом Туниса. Об этом 17 октября объявила Высшая независимая комиссия по выборам (ВНКВ) Туниса, исполняющая функции центризбиркома. «Победу на президентских выборах одержал Каис Саид, набравший 72,71% голосов избирателей», — сказал представитель ВНКВ на пресс-конференции в Тунисе. На высший государственный пост в государстве претендовали два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре голосования — Саид и лидер партии «Сердце Туниса» медиамагнат Набиль Карауи, выпущенный в преддверии голосования из тюрьмы, куда он был помещен по обвинениям в коррупции и финансовых махинациях. Успех Саида на президентских выборах политологи объясняют тем, что он не имеет отношения к политическому истеблишменту. Саид отказался от финансирования своей предвыборной кампании из средств бюджета, а в его штаб входило всего 15 человек. Он не устраивал публичных митингов, агитацию проводил в кафе и на рынках городов, а также в социальных сетях. Саид выступает за децентрализацию власти, либерализацию политических институтов и изменение порядка формирования парламента. В то же время он поддерживает закон о смертной казни в отношении террористов, принятый в 2015 году, уголовное преследование гомосексуалистов и выступает против уравнивания мужчин и женщин в правах наследования.
По оценке экспертов, победа Каиса Саида на выборах представляет собой обоюдоострый меч для исламистской партии «Ан-Нахда», которая за неделю до этого победила на парламентских выборах. Новый президент имеет связи с некоторыми видными функционерами внутри исламистского движения, в том числе и внутри самой «Ан-Нахды». В 2013 году его брат Науфель Саид, который сыграл ключевую роль в избирательной кампании, создал Лигу Туниса за культуру и плюрализм (LTCP) совместно с двумя лидерами политического движения «За исламское движение» (MTI — предшественник «Ан-Нахды») Хмидой Эннаифером и Бенаиссой Демни, Именно LTCP была основной структурой, которая оказывала новому президенту не только услуги в области организации самой предвыборной кампании, но и в области безопасности путем организации его личной охраны и обеспечения порядка на перевыборных митингах. На сегодня стратеги «Ан-Нахды» опасаются, что Саид со своим 2,7-миллионным электоратом попытается пойти своим путем. И в качестве одного из таких шагов может быть вариант того, что он попытается воспользоваться ожидаемой парламентской нестабильностью или даже блокировкой формирования нового правительства, чтобы распустить тунисский парламент (АРП). Это позволит ему представить свои собственные списки на новых парламентских выборах с целью получить большинство мандатов в АРП. На сегодня у нового президента мало места для маневра. Он имеет право назначать только министров обороны и иностранных дел и использовать Совет национальной безопасности (СНБ), созданный его предшественником Беджи Каидом эс-Себси, для того, чтобы принимать некоторые решения в области безопасности, минуя при этом кабинет министров.
В этой связи лидер «Ан-Нахды» Рашид Ганнуши уже приступил к переговорам о формировании следующего правительства. И для того, чтобы держать нового президента под контролем новой парламентской коалиции и создать тем самым ему противовес, он ищет поддержки в парламенте от партии Набиля Каруи «Сердце Туниса». Ганнуши, который практически уверен в получении кресла спикера в Ассамблее представителей народа (АРП), сейчас рассматривает основной вопрос: кто должен стать следующим премьер-министром. При этом он не исключает назначения на этот пост члена партии «Ан-Нахда», но более предпочтительным вариантом является назначение технократа извне. Это облегчило бы формирование политической коалиции и успокоило бы международные финансовые учреждения, в частности Международный валютный фонд (МВФ), с которым Тунис пытается договориться о выделении следующего транша. Среди кандидатов на пост нового премьера эксперты называют главу компании Integra Partners Фаделя Абделькефи, который сейчас ведет на эту тему тайные консультации с одним из руководителей «Ан-Нахды» Ридхой Саиди. В его пользу говорит тот факт, что он был министром финансов в правительстве Юсефа Шахеда (это обстоятельство должно сохранить необходимую преемственность в рамках дальнейших переговоров с иностранными инвесторами), и одновременно пользуется поддержкой лидеров «Ан-Нахды». При этом он является несколько десятков лет близким другом Н.Каруи и оказывал ему общественную поддержку, пока он был в тюрьме. Это, безусловно, помогло бы убедить лидера «Сердца Туниса» участвовать в новой парламентской коалиции национального единства. Еще одна фигура, которого исламисты рассматривают в качестве будущего главы кабинета министров — это Хайям Турки, который также успешно выполнял роль связующего звена между «Сердцем Туниса» и «Ан-Нахдой». Председатель аналитического «Центра общественной политики Иуссур», он разработал часть экономической программы «Сердца Туниса», но при этом также давал экономические консультации и руководящему органу исламистской партии Шуре. Среди других претендентов, которые сейчас фигурируют в списке Ганнуши, надо отметить бывших министра туризма Элиеса Фахфаха и министра финансов Хакима Бен Хаммуду.
В любом случае без договоренности с Карауи Ганнуши будет сложно создать устойчивую парламентскую коалицию. Поддержка 38 депутатов «Сердца Туниса» в АРП является критическим важным аспектом для партии «Ан-Нахда». Даже если она добавит свои собственные 52 депутата к депутатам других партий «Аль-Карама», «Аль-Тайяр» и «Тахья Тунис», исламистская партия сможет получить только не абсолютное большинство (109 мест), что оставит ее без всякого пространства для маневра. В этой связи альянс с Карауи остается в приоритете. По ряду данных, одним из условий создания такой коалиции являются гарантии Карауи со стороны исламистов о том, что его не отправят обратно в тюрьму. Расследование отмывания денег, в результате которого он был арестован в августе, все еще продолжается. И, по ряду данных, 11 октября был начат второй этап расследования, на этот раз в рамках обвинений в «заговоре против госбезопасности». Речь идет о контракте по оказанию лоббистских услуг и пиар-компании, якобы подписанном представителем Каруи с канадско-израильским лоббистом Ари Бен-Менаше, что является нарушением «акта об иностранных агентах» Туниса. Клан Каруи утверждает, что это манипуляция, но А.Бен-Менаше во время своего выступления на телевидении 10 октября заявил, что этот контракт действительно имел место.

52.28MB | MySQL:106 | 0,642sec