Фактор мусульманского меньшинства в Индии и индо-пакистанские отношения

Националистическая повестка дня правящей в Индии «Бхаратия Джаната Парти» (БДП) продолжает самым серьезным образом влиять на уровень пакистано—индийских отношений  и сохранять риск возникновения и эскалации серьезного военного конфликта между странами на фоне стихийных выступлений мусульман внутри Индии.  Представляется, что политика  БДП в рамках ликвидации или минимизации мусульманской культурно-социальной и административной автономии  внутри Индии не является эпизодом, который был обусловлен исключительно интересами предвыборной внутренней борьбы. Вернее, использование такой тактики в рамках кампании накануне майских парламентских выборов и успех на них, привел правящую в Индии партию к выводу о ее правильности. Это соображение обуславливает дальнейшую наступательную динамику на этом направлении. Если брать грубо, то в основу такой тактики и стратегии положен тезис о том,  что любая автономия для мусульманского меньшинства внутри Индии  представляет собой явную угрозу территориальному единству государства. Первым шагом в рамках реализации такой политики стали решения Нью-Дели по лишению штата Джамму и Кашмир, в котором преобладает мусульманское население, его особого автономного административного статуса. Это произошло в августе и помимо чисто публичной негативной реакции ряда мусульманских стран никакого реального отпора не получило. Тогда эксперты говорили о том, что несколько внешних и внутренних факторов подтолкнули премьер-министра  Н.Моди к такому шагу, в том числе и трансформация ситуации в Афганистане. Поскольку Соединенные Штаты ведут переговоры о выходе из Афганистана, индийский премьер всерьез опасается, что правительство в Кабуле с участием талибов фактически поставит страну под сильное влияние Пакистана. При этом предполагается,  что если Исламабад сможет успокоить давние претензии Афганистана на северо-западные племенные регионы Пакистана, то становится реальным сценарий того, что пакистанцы высвободят и перебросить свои военные активы к Кашмиру. Для Моди поддержание баланса сил в Южной Азии, таким образом, требует новых индийских завоеваний в Кашмире (и не только в нем), если Пакистан делает успехи в Афганистане. При этом учитывается и тот факт, что Пакистан сейчас не может ввязываться в серьезный военный конфликт с Индией в среднесрочной перспективе. Но в дополнение к отражению угроз региональной власти Индии у Моди была еще одна мотивация для поглощения Кашмира: демонстрация прогресса внутри страны перед лицом охлаждения экономики. Падение  спроса и производства в сельскохозяйственных районах страны, сокращение государственных расходов и теневой банковский кризис нанесли ущерб росту экономики страны на 2,6 трлн долларов. Эта тактика в конченом счете сработала и привела к обвальной победе БДП на выборах в мае.  И действительно, именно умелое использование БДП идей индуистского национализма подтолкнуло партию к внутриполитическому доминированию, дав Н.Моди политическое обоснование, необходимое для отмены автономии Кашмира одним ударом.  При этом важным аспектом этой стратегии стало то, что ни одна и серьезных стран реально на этот эпизод не отреагировала, а Пекин, который полагается основным региональным союзником Исламабада, даже предпринял внятные шаги по нормализации своих отношений с Нью-Дели. Мы имеем ввиду беспрецедентный по уровню визит председателя КНР Си Цзиньпин в Индию на прошлой неделе. И не случайно визит начался с того, что премьер-министр Индии Нарендра Моди и его китайский коллега начали вторую неформальную встречу с посещения древнего храмового комплекса в городе Махабалипурам в южном индийском штате Тамилнад. Визит Си Цзиньпина происходит после того, как стороны обменялись резкими высказываниями по поводу Кашмира. Пекин отрицательно отреагировал на решение Нью-Дели упразднить статус штата Джамму и Кашмир. По инициативе КНР и Пакистана вопрос об этом был выдвинут на рассмотрение Генассамблеи ООН. В свою очередь МИД Индии заявил, что Джамму и Кашмир является неотъемлемой частью Индии и решения по этому поводу — это ее внутреннее дело.

На основе этого внутреннего успеха и невнятной международной реакции теперь значительная часть идеологов  БДП стремится   стимулировать «единение индийской нации» на постоянной основе путем осуществления во многом символических, но очень опасных с точки зрения межконфессиональных столкновений шагов. Сейчас на повестке дня стоит строительство храма Рама на месте бывшей мечети, что  Моди обещал в рамках своих  предвыборных обещаний:  «Мы подтверждаем нашу позицию по изучению всех возможностей в рамках Конституции для содействия строительству Храма Рама в Айодхье  , что может способствовать достижению основной цели индуистского националистического движения ценой обострения индуистско-мусульманской напряженности». В этой связи отметим, что такая политика не является спонтанной. Она имеет свое перманентное идеологическое обоснование, конечной целью которого является  реформирование общества в рамках  Раштрия сваямсевак сангх (RSS) с использованием религиозного рычага по  реформе индуизма. В рамках таких решений тема строительства храма на месте мечети имеет глубоко символическое значение. Окончательное решение в пользу такого строительства  позволит БДП продемонстрировать прогресс в решении ключевых индуистских националистических вопросов. При этом БДП будет работать на этом направлении с учетом резко акцентированного  поляризации отношений между двумя основными религиозными группами страны, минимизации ущерба репутационного и инвестиционного имиджа страны за рубежом. Это важно, поскольку в июне индийская экономика пережила самый низкий квартальный темп роста за шесть лет. Между тем, инвестиции и потребление остаются на прежнем уровне.

Напомним предысторию вопроса в отношении  мечети Бабри. 6 декабря 1992 года тысячи активистов индусского националистического течения  VHP собрались на митинг в Айодхье (штат Уттар-Прадеш), который вскоре окончился полным разрушением мечети Бабри в этом городе и возникновением общенациональных беспорядков, в результате которых погибло более 2000 человек. Индуистское националистическое движение уже давно требует строительства храма в честь места рождения индуистского бога Рама на месте бывшей мечети. Последовавший судебный спор о контроле над собственностью в этом месте продолжался в течение следующих двух с половиной десятилетий. В 2010 году Высокий суд Аллахабада разделил участок земли площадью 2,77 акров между двумя индуистскими группами и одной мусульманской группой. Все три эти субъекта  продолжали претендовать на весь участок, и апелляции в конечном итоге достигли Верховного суда Индии. Это суд вышел далеко за рамки спора хозяйствующих субъектов. Спор о мечети Бабри сыграл важную роль в становлении БДП как ведущей на сегодня силы в индийской политике. В 1980 — х годах БДП и VHP преподносили этот вопрос исключительно как средство  устранения исторической несправедливости со стороны  Исламской империей Великих Моголов: мечеть Бабри была названа в честь Бабура, первого императора Великих Моголов, который правил Индией до британцев. Стратегия БДП принесла богатые дивиденды в парламенте, где она поднялась с 2 мест в 1984 году до 120 мест к 1991 году. Одобрение или неодобрение строительства индуистского храма на этом месте может спровоцировать не только новые межконфессиональные   столкновения не только внутри этого района, но и стимулировать рост исламистского террора по всей Индии. БДП завершила свой первый полный срок у руля национального правительства в 2004 году, при этом ее основной идеологической установкой был тезис о том, что укрепление политического и территориального единства Индии требует определения страны как индуистской нации, а не светской. Индуистские националисты считают, что секулярный национализм, проводимый в течение многих десятилетий правительствами партии «Индийский национальный конгресс» (ИНК), привел к особым привилегиям  для приверженцев ислама — второй по величине конфессиональной общине  Индии (14% населения против 80% индуистов), что  подрывает единство нации.

Приговор Верховного суда по делу  мечети Бабри  должен быть оглашен 17 ноября,  что будет имеет серьезные последствия для безопасности, хотя этот вопрос не имеет такого же резонанса среди мусульман, как, например, фактор Кашмира. Некоторые видные мусульманские интеллектуалы даже высказывались в пользу установления индуистского контроля над спорной территорией, чтобы способствовать гармонии между двумя религиями. Мусульманская сторона в споре теперь также предложила отказаться от своих претензий на землю, хотя неясно, согласились ли на этот вариант две индуистские стороны. Тем не менее, одобрение или неодобрение строительства индуистского храма на этом месте может привести к новым конфессиональным столкновениям. Решение суда в пользу индуистов, по оценке экспертов, резко увеличивает вероятность демонстраций и протестов, некоторые из которых могут привести к значительным беспорядкам и насилию. В ожидании вердикта власти Айодхьи уже приняли чрезвычайный закон, запрещающий публичные собрания до 10 декабря, в то время как «Аль-Джазира» сообщила, что « полеты  дронов, беспилотных летательных аппаратов, или неизвестных летающих объектов или все, что может быть потенциально нести какое-то вооружение  запрещены без предварительного разрешения районных властей». В дополнение к мерам, уже принятым в Айодхье, власти могут расширить ограничения безопасности в других районах Индии по мере приближения судебного решения. Меры, принимаемые властями, будь то упреждающие шаги по запрету собраний и митингов или даже превентивные задержания мусульманских активистов, для пресечения беспорядков, могут включать в себя отключение интернета в потенциальных центрах возникновения такого рода беспорядков. Индийские власти часто использовали эту тактику, в последнее время во время национальных выборов 2019 года. В случае начала широкой протезной кампании Исламабад и его службы безусловно не останутся в стороне и всячески будут их стимулировать всеми доступными способами. По оценке тех же американских экспертов, этот шаг практически предопределен общими стратегическими соображениями пакистанских властей с точки зрения отвлечения внимания системы безопасности Индии от своих границ. И, в частности, от того же Кашмира и всего периметра совместной границы.

Из всего сказанного американские эксперты делают следующие выводы.

Правящая партия Индии будет использовать свое политическое доминирование после своей подавляющей победы на последних парламентских выборах  для продвижения основных целей индуистского националистического движения, которые в том числе и включают в себя строительство индуистского храма на месте мечети, разрушенной в 1992 году.

Правительство будет стремиться найти баланс между продвижением своих идеологических целей с минимизацией сценариев возникновения межконфессиональных беспорядков, подрыва своего имиджа за рубежом или нанесения ущерба своей экономике. Тем не менее, вердикт Верховного суда Индии по спорному спору о мечети Бабри с большей долей вредности может вызвать вспышку межконфессионального насилия в общеиндийском масштабе, учитывая религиозный характер вопроса и заинтересованность в таком сценарии Исламабада.

52.23MB | MySQL:103 | 0,516sec