Известно, что руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) уделяет значительное внимание вопросам информационной безопасности страны. Проблемы ее обеспечения органами законодательной и исполнительной власти воспринимаются как одни из наиболее актуальных и жизненно важных для современного иранского общества. Вопросы информационной безопасности находят свое отражение в политических заявлениях государственных и общественных деятелей различного уровня, в концептуальных установках различных структур и их руководителей. Китайские специалисты отмечают, что под информационной безопасностью в Иране понимается состояние защищенности информации и обеспечивающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации. При этом источники угроз в данной сфере условно разделяются на внешние и внутренние.
По китайской оценке к внешним угрозам относятся:
- политика других стран, направленная на доминирование в информационной области и противодействующая доступу ИРИ к новым технологиям и равноправному участию в международном разделении труда по производству средств информатики и программных продуктов, а также на формирование технологической зависимости Ирана в информационной сфере;
- разработка враждебными государствами концепций информационных войн, которые предусматривают создание и использование средств опасного воздействия на информационную сферу ИРИ в целях нарушения ее нормального функционирования и получения несанкционированного доступа к ее ресурсам;
- деятельность иностранных специальных служб, а также экономических и политических структур в информационной сфере, противоречащая национальным интересам ИРИ;
- преступная деятельность международных террористических групп, организаций и отдельных лиц в информационной сфере.
Источниками внутренних угроз являются:
- значительное отставание ИРИ от ведущих стран мира по уровню информатизации общества, ограничивающее возможности страны по равноправному вхождению в мировое информационное пространство и получению от этого соответствующих экономических и социально-политических выгод;
- технологическое отставание иранской электронной промышленности от развитых стран мира в области производства элементной базы, комплектующих и технических средств, вынуждающее иранские компании импортировать данные средства из-за рубежа и на этой основе создавать свою национальную информационную инфраструктуру, достаточно уязвимую для потенциальных противников или конкурентов;
- недостаточный уровень общей образованности граждан ИРИ, затрудняющий подготовку специалистов необходимой квалификации, а также пользователей для работы в информационной сфере;
- усиление организованной киберпреступности в стране и рост количества преступлений в этой области, что ведет к снижению уровня защищенности интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере.
Отмечается, что в Тегеране исходят из того, что Исламская Республика в настоящее время является одним из главных объектов информационной войны, начатой США и их союзниками и ведущейся по следующим направлениям:
- Компрометация Ирана на международной арене с целью формирования его имиджа как государства-изгоя, спонсора терроризма и субъекта мировой политики, не признающего международное право.
- Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание населения ИРИ и на отдельные группы людей в интересах провоцирования социально-политической напряженности в государстве, конфликтных ситуаций на этнической и межконфессиональной основе, внесения и углубления раскола между религиозно-политической правящей элитой и гражданами страны, а также мобилизации инакомыслящих и оппозиции к активным антирежимным действиям.
- Экономическая, информационная и технологическая блокада для лишения ИРИ доступа к крупным инвестициям из-за рубежа в главные отрасли промышленности, обеспечивающие основные валютные поступления в государственную казну, а также являющиеся «локомотивами» роста национальной экономики и развития гражданского общества.
К первостепенным объектам негативного информационного воздействия иранское руководство относит молодежь, интеллигенцию и социально незащищенные слои населения. Результатом именно такого влияния со стороны враждебных Ирану государств стали студенческие волнения, произошедшие в Тегеране и других крупных городах страны в 2003 и 2008 годах. Китайские специалисты отмечают, что опасными инструментами идеологического и психологического воздействия на население считаются спутниковое телевидение и Интернет, посредством которых распространяется информация, разрушающая давно сложившиеся в иранском обществе традиционные стандарты морали и общественной нравственности.
С целью недопущения расширения антииранской пропаганды, минимизации отрицательных последствий от вещания прозападных источников, а также усиления контроля над информационными потоками руководство ИРИ принимает соответствующие меры. В частности, предоставление доступа в Интернет могут обеспечивать только компании, получившие государственную лицензию, с использованием каналов национальной телекоммуникационной сети. Контрольными органами осуществляются активные мероприятия по введению цензуры на доступ к зарубежным информационным страницам в Интернете. Серверы, уличенные в распространении материалов антииранского содержания или противоречащих нормам ислама, блокируются специальными программными средствами. В интересах защиты населения от чуждых западных ценностей парламентом ИРИ принят закон, запрещающий использование частными лицами технических средств приема каналов спутникового телевидения. В большинстве государственных учреждений, где имеются локальные компьютерные сети, созданы собственные структуры информационной безопасности и разработаны документы, регламентирующие вопросы защиты информации.
Особое внимание обращается на недопустимость задействования каналов общего пользования для обмена служебной информацией. Китайские специалисты отмечают, что с этой целью компьютерные сети специализированного назначения изолируются от сетей общего пользования и Интернета. При этом вся важная информация в обязательном порядке подлежит регулярному резервному копированию на съемных носителях. В государственных структурах ИРИ компетентными органами проводятся периодические проверки на благонадежность лиц, которые отвечают за организацию эксплуатации объектов связи и вычислительной техники.