Китайские специалисты о деятельности руководства Ирана в сфере кибербезопасности

Известно, что руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) уделяет значительное внимание вопросам информационной безопасности страны. Проблемы ее обеспечения органами законодательной и исполнительной власти воспринимаются как одни из наиболее актуальных и жизненно важных для современного иранского общества. Вопросы информационной безопасности находят свое отражение в политических заявлениях государственных и общественных деятелей различного уровня, в концептуальных установках различных структур и их руководителей. Китайские специалисты отмечают, что под информационной безопасностью в Иране понимается состояние защищенности информации и обеспечивающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации. При этом источники угроз в данной сфере условно разделяются на внешние и внутренние.

По китайской оценке к внешним угрозам относятся:

  • политика других стран, направленная на доминирование в информа­ционной области и противодействующая доступу ИРИ к новым технологиям и равноправному участию в международном разделении труда по производ­ству средств информатики и программных продуктов, а также на формиро­вание технологической зависимости Ирана в информационной сфере;
  • разработка враждебными государствами концепций информационных войн, которые предусматривают создание и использование средств опасного воздействия на информационную сферу ИРИ в целях нарушения ее нормального функционирования и получения несанкционированного доступа к ее ресурсам;
  • деятельность иностранных специальных служб, а также экономиче­ских и политических структур в информационной сфере, противоречащая национальным интересам ИРИ;
  • преступная деятельность международных террористических групп, организаций и отдельных лиц в информационной сфере.

Источниками внутренних угроз являются:

  • значительное отставание ИРИ от ведущих стран мира по уровню ин­форматизации общества, ограничивающее возможности страны по равно­правному вхождению в мировое информационное пространство и получению от этого соответствующих экономических и социально-политических выгод;
  • технологическое отставание иранской электронной промышленности от развитых стран мира в области производства элементной базы, комплек­тующих и технических средств, вынуждающее иранские компании импорти­ровать данные средства из-за рубежа и на этой основе создавать свою нацио­нальную информационную инфраструктуру, достаточно уязвимую для по­тенциальных противников или конкурентов;
  • недостаточный уровень общей образованности граждан ИРИ, затрудняющий подготовку специалистов необходимой квалификации, а также пользователей для работы в информационной сфере;
  • усиление организованной киберпреступности в стране и рост коли­чества преступлений в этой области, что ведет к снижению уровня защищен­ности интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере.

Отмечается, что в Тегеране исходят из того, что Исламская Республика в настоящее время является одним из главных объектов информационной войны, начатой США и их союзниками и ведущейся по следующим направлениям:

  1. Компрометация Ирана на международной арене с целью формирова­ния его имиджа как государства-изгоя, спонсора терроризма и субъекта ми­ровой политики, не признающего международное право.
  2. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание населения ИРИ и на отдельные группы людей в интересах провоцирования социально-политической напряженности в государстве, конфликтных ситуа­ций на этнической и межконфессиональной основе, внесения и углубления раскола между религиозно-политической правящей элитой и гражданами страны, а также мобилизации инакомыслящих и оппозиции к активным антирежимным действиям.
  3. Экономическая, информационная и технологическая блокада для лишения ИРИ доступа к крупным инвестициям из-за рубежа в главные отрасли промышленности, обеспечивающие основные валютные поступления в государственную казну, а также являющиеся «локомотивами» роста нацио­нальной экономики и развития гражданского общества.

К первостепенным объектам негативного информационного воздей­ствия иранское руководство относит молодежь, интеллигенцию и социально незащищенные слои населения. Результатом именно такого влияния со сто­роны враждебных Ирану государств стали студенческие волнения, произо­шедшие в Тегеране и других крупных городах страны в 2003 и 2008 годах. Китайские специалисты отмечают, что опасными инструментами идеологического и психологического воздействия на население считаются спутниковое телевидение и Интернет, посредством которых распространяется информация, разрушающая давно сложившиеся в иранском обществе традиционные стандарты морали и общественной нравственности.

С целью недопущения расширения антииранской пропаганды, миними­зации отрицательных последствий от вещания прозападных источников, а также усиления контроля над информационными потоками руководство ИРИ принимает соответствующие меры. В частности, предоставление доступа в Интернет могут обеспечивать только компании, получившие государственную лицензию, с использованием каналов национальной телекоммуникационной сети. Контрольными органами осуществляются активные мероприятия по введению цензуры на доступ к зарубежным информационным страницам в Интернете. Серверы, уличенные в распространении материалов антииранского содержания или противоречащих нормам ислама, блокируются специальными программными средствами. В интересах защиты населения от чуждых западных ценностей парламентом ИРИ принят закон, запрещающий использование частными лицами технических средств приема каналов спутникового телевидения. В большинстве государственных учреждений, где имеются локальные компьютерные сети, созданы собственные структуры информационной безопасности и разработаны документы, регламентирующие вопросы защиты информации.

Особое внимание обращается на недопустимость задействования каналов общего пользования для обмена служебной информацией. Китайские специалисты отмечают, что с этой целью компьютерные сети специализиро­ванного назначения изолируются от сетей общего пользования и Интернета. При этом вся важная информация в обязательном порядке подлежит регу­лярному резервному копированию на съемных носителях. В государственных структурах ИРИ компетентными органами проводятся периодические проверки на благонадежность лиц, которые отвечают за организацию экс­плуатации объектов связи и вычислительной техники.

52.49MB | MySQL:104 | 0,424sec