Демократия в Афганистане: почему явка на президентских выборах 2019 года была низкой

После свержения режима талибов в конце 2001 года в Афганистане наблюдалось постепенное снижение явки избирателей. Тенденция сохраняется  с тех пор, как в стране впервые были проведены общенациональные выборы в 2004 году. Тогда явка избирателей составила около 70%. Четвертые президентские выборы в истории Афганистана состоялись 28 сентября 2019 года. Независимая избирательная комиссия (НИК) Афганистана объявила, что около 1,7 млн афганцев проголосовали на 85% избирательных участков по всей стране (при населении страны более 35 млн человек – авт.). По оценкам комиссии, избирательные бюллетени с оставшихся 3900 избирательных участков увеличили явку до 1,9 млн, однако эти цифры могут уменьшиться в ходе процесса проверки, направленного на выявление поддельных бюллетеней, дублированных биометрических данных избирателей. Факт низкой явки был подтвержден наблюдателями на выборах по всей стране. Есть несколько причин, по которым граждане Афганистана воздерживались от голосования в день выборов президента республики. В данной ситуации  угрозы безопасности являются основным фактором. Многие афганцы опасались нападений со стороны членов движения «Талибан», которые неоднократно угрожали захватить избирательные участки. В ходе избирательной кампании талибы совершили несколько нападений на предвыборных мероприятиях, а также неоднократно атаковали офисы кандидатов в президенты по всему Афганистану. По данным Организации Объединенных Наций, в результате связанных с выборами нападений погибло 85 и было ранено 373 мирных жителя. Низкий уровень явки демонстрирует, что тактика талибов в преддверии выборов в целом была эффективной, так как их действия смогли удержать граждан страны от голосования на избирательных участках. Тем не менее, угроза и последствия были не настолько масштабными, как многие опасались. Отсрочка выборов в провинциальные или районные советы также способствовала низкой явке избирателей. В прошлом выборы в президенты и советы провинций проводились одновременно, но в конце 2018 года избирательная комиссия объявила, что проведение двух отдельных выборов в один и тот же день создаст проблемы, в результате чего было принято решение провести их в разное время. Хотя на данный момент и трудно оценить влияние этого решения на исход выборов, учитывая важность местной политики для избирателей, можно полагать, что оно также отрицательно отразилось на явке избирателей. Возможно, наиболее важной причиной низкой явки может быть отсутствие доверия избирателей к избирательной комиссии и боязнь фальсификаций на президентских выборах. После первых выборов в Афганистане в 2004 году были зафиксированы множественные случаи мошенничества. На третьих президентских выборах в 2014 году лидировали Абдулла Абдулла и Ашраф Гани и, в результате первого тура, вперед вышел Абдулла. Тем не менее, поскольку ни один из кандидатов не мог получить большинство голосов, выборы перешли во второй тур, который стал противоречивым из-за широко распространенных обвинений в мошенничестве в «промышленном масштабе». В результате, тогдашний государственный секретарь Соединенных Штатов Джон Керри выступил посредником в переговорах между двумя кандидатами. Посредничество Соединенных Штатов привело к соглашению о разделении власти между двумя ведущими кандидатами, согласно которому Абдулла пошел на компромисс, согласившись на должность премьер-министра, а Гани стал президентом. Парламентские выборы в Афганистане в 2018 году аналогичным образом были омрачены обвинениями в мошенничестве. Учитывая, что они были проведены с задержкой в ​​три года по причине тщательной подготовки и обеспечения прозрачности процесса, избиратели имели право ожидать гораздо лучшего  выборного процесса. Члены избирательной комиссии находились в процессе подведения итогов, когда их заменили на новых сотрудников. Это было сделано после громких обвинений в неправомерных действиях и ненадлежащем управлении избирательным процессом, а также после заявления о том, что они не способны управлять президентскими выборами. Позже, в сентябре 2019 года, апелляционный суд Центра уголовного правосудия по борьбе с коррупцией приговорил семерых бывших членов НИК Афганистана и трех членов Комиссии по рассмотрению жалоб к пяти годам лишения свободы. Уполномоченные были осуждены за мошенничество и фальсификацию результатов парламентских выборов 2018 года. Президентские выборы 2019 года остаются серьезным вопросом не только для Афганистана, но и для международного сообщества. Властям страны следует обеспечить максимально прозрачный, подотчетный и заслуживающий доверия процесс. Чрезвычайно важно избежать политического тупика и кризиса, которым увенчались президентские выборы 2014 года. Для этого афганские избирательные комиссии должны придерживаться избирательного регламента, согласно которому должны проверяться только те бюллетени, в которых личность избирателя была проверена с помощью биометрической системы. Мошеннические бюллетени и дублирующие данные должны быть отсеяны, а к рассмотрению должны приниматься только голоса, отданные в те часы, когда избирательные участки были открыты. Готовность и способность избирательных комиссий добросовестно выполнять свою работу повысит уверенность общественности Афганистана в достоверности результатов выборов. В такие критические времена новая администрация Афганистана должна прийти к власти только в результате прозрачного и заслуживающего доверия исхода выборов. И лишь такой сценарий может способствовать установлению демократии в Афганистане.

52.19MB | MySQL:103 | 0,604sec