Экономические аспекты третьего раунда парламентских выборов в Израиле

Закон о роспуске Кнессета 22-го созыва во втором и в третьем чтениях был утвержден в ночь на 12 декабря. 2 марта 2020 года в Израиле состоятся третьи менее чем за год досрочные парламентские выборы, которые могут легко закончиться таким же тупиком. Соответственно, 11 месяцев политического паралича могут перерасти в полтора года.

Если после весенних и осенних выборов правительство руководствовалось бюджетными рамками, утвержденными на 2019 год, то в следующий год страна вступает без бюджета.

Несмотря на то, что переходное правительство в Израиле функционирует достаточно эффективно, оно не может ограничить государственные расходы или повысить налоги. А это означает, что дефицит бюджета продолжит быстрый и неконтролируемый рост.

Уже сейчас в Минфине Израиля признают, что уже сегодня бюджетный дефицит в стране превысил ожидаемый на 0,8%. Ведущие израильские экономисты ожидают, что до конца года он может достичь 4%. Это превышает даже самые пессимистические прогнозы Минфина, который предполагал, что бюджетный дефицит ограничится 2,9%.

В декабре, последнем месяце утвержденного бюджета, бюджетный дефицит увеличился из-за того, правительственные министерства пытаются максимально использовать средства, чтобы не пришлось возвращать их в государственную казну. Из Минфина сообщили, что «бюджетный дефицит до октября 2019 года в общем и целом составил 3,7%. Поэтому мы не предполагаем, что он дойдет до 4%».

Новое правительство должно было решить эту проблему в бюджете 2020 года, который по закону должен быть утвержден Кнессетом к марту. Но уже ясно, что следующее правительство приступит к работе намного позже марта 2020 и бюджет будет принят очень нескоро. Когда же правительство будет наконец сформировано, оно должно будет ввести меры жесткой экономии, и чем позже это будет сделано, тем болезненней они будут. Так же велика вероятность того, что сокращение бюджета и повышение налогов придется вводить в условиях экономического спада (ожидается, что фактор ненадежного состояния мировой экономики будет усиливаться, а перспективы Израиля на будущий год выглядят не очень убедительно), что еще сильнее ударит по населению.

Тем не менее, среди высокопоставленных чиновников израильского Минфина бытует мнение, что третьи выборы и переходное правительство на самом деле положительно скажутся на израильской экономике. Так, например, автор издания Ynet Гад Лиор  приводит слова высокопоставленного источника в Минфине о том, что эта ситуация позволит правительству сбалансировать бюджет и уменьшить его дефицит.

«Отсутствие правительства — это не всегда плохо для экономки, да и выборы – тоже», — цитирует автор слова своего источника. По его мнению, положительный эффект будет проявляться в трех направлениях: страна продолжит жить по бюджету 2019 года (то есть без его увеличения с поправкой на рост населения), не потребуется добавки ассигнований в соответствии с коалиционными соглашениями, а также — минимизация расходов, которые обычно возникают при правительстве национального единства.

Начиная с января 2020 года нельзя будет выходить за рамки расходов, предусмотренных бюджетом предыдущего года. То есть, каждый месяц будет позволено тратить 1/12 от бюджета прошлого года. Экономия составит по крайней мере 2%, которые закладываются в новый бюджет с поправкой на годовой темп роста населения. Таким образом, по мнению собеседника Лиора, только на этом можно будет сэкономить 6 млрд шекелей в год. Далее, как поясняет источник, все пойдет в плюс. В том числе 15 млрд шекелей, которые могли быть заложены в коалиционные соглашения после выборов 9 апреля 2019 года.

Эксперт издания «Гаарец» Дэвид Розенберг указывает на то, что рынки демонстрируют равнодушие к патовой ситуации в израильской политике. «Жизнь продолжается как обычно, потребители тратят деньги и развлекаются, военные удары наносятся, и, что самое удивительное, это не производит впечатления на финансовые рынки», пишет он.

Розенберг считает, что несмотря на кажущийся подъем израильская экономика демонстрирует серьезную слабость. «С одной стороны, головокружительные темпы экономического роста были вызваны расширением импорта автомобилей и статистикой компаний, которые включали свою продукцию в отчеты еще до того, как их товары были проданы. Без учета этих двух позиций экономический рост в третьем квартале был даже отрицательным», — пишет он.

Автор обеспокоен тем, что экономика демонстрирует признаки замедления в то время, когда нет эффективного правительства, которое бы этому противодействовало.

Автор экономического издания «Калькалист» Адриан Пилот указывает на другую проблему, связанную я тем, что в стране уже почти год нет полноценного правительства. Переходное правительство лишено возможности перекраивать бюджет и, соответственно, судьба государственных расходов оказалась в руках чиновников Минфина. «В отсутствие утвержденного Кнессетом бюджета главный аудитор получает исключительные полномочия. Именно он решает, что следует финансировать и на чем можно сэкономить», — пишет автор.

Так, например, без предварительного уведомления на 17 млн шекелей были сокращены ассигнования на нужды Службы трудоустройства. Сокращения бюджетов так же угрожают Минпросу и Минздраву Израиля, причем еще до наступления нового финансового года.

Пилот считает, что, в общем и целом, меры, которые принимает сейчас Минфин — оправданны. Дефицит госбюджета вышел из-под контроля. По оценке Шауля Меридора, главы бюджетного отдела финансового ведомства, в 2020 году расходы государства необходимо урезать как минимум на 20 млрд шекелей. Вопрос в том, за чей счет делаются эти сокращения. Пока что, по мнению автора данном этапе в проигрыше остаются самые слабые слои населения — те, кто больше всего нуждается в помощи государства.

52.2MB | MySQL:103 | 0,528sec