Израильские эксперты INSS о подписанном соглашении между Триполи и Анкарой о военном сотрудничестве и меморандуме о делимитации морских границ

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и Фаиз Сарадж, глава правительства национального согласия (ПНС) в Триполи 27 ноября этого года подписали соглашение о взаимопонимании в военной сфере и по морским зонам. Греция, Египет и заседающая на востоке Ливии Палата представителей (парламент), связанная с фельдмаршалом Халифой Хафтаром, назвали турецко-ливийские меморандумы незаконными и недействительными. Дело в том, что в поделенной на части Ливии на востоке заседает избранный народом парламент, а на западе, в столице Триполи, правит сформированное при поддержке ООН и Евросоюза ПНС во главе с Ф.Сараджем. Власти восточной части страны действуют независимо от Триполи и сотрудничают с Ливийской национальной армией (ЛНА) Х.Хафтара, который с апреля пытается взять под контроль Триполи[i].

По мнению израильских экспертов Института исследования национальной безопасности (Institute for national security studies, INSS), эта сделка усилила обеспокоенность многих стран Восточного Средиземноморья. Это событие негативно повлияет на отношения Турции с Грецией, Кипром, Египтом и Израилем. Достигнутые договоренности создают дополнительные проблемы для реализации планов прокладки газопровода EastMed (из израильской части восточного средиземноморья в Грецию через Кипр и Крит и далее в Италию), которые и без того являлись сомнительными, а также повысили ставки для внешних участников, вовлеченных в гражданскую войну в Ливии, что, вероятно, продлит ливийский конфликт. Одновременно подписанное соглашение между Триполи и Анкарой может иметь для Турции эффект бумеранга в том смысле, что оно придаст Египту решимости стать региональным энергетическим центром[ii].

Греция осудила сделку за игнорирование греческого острова Крит, который расположен между побережьями Турции и Ливии, и выслала ливийского посла. Европейский союз также осудил соглашение.

По мнению израильских экспертов, мотивацию и сроки подписанного соглашения помогают объяснить три ключевых фактора.

Во-первых, давние возражения Турции против Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) от 1982 года, которую Анкара отказалась ратифицировать наряду с Израилем и Соединенными Штатами. Учитывая географическую близость между Турцией, греческими островами и Кипром, реализация принципов этой Конвенции, вероятно, ограничит масштабы исключительной экономической зоны (ИЭЗ) Турции и континентального шельфа. Турция сильно зависит от импорта энергоносителей, и поэтому ее возражения против некоторых принципов Конвенции в последние годы только усилились в свете открытия месторождений природного газа в Восточном Средиземноморье.

Во-вторых, разочарование Анкары рядом соглашений, которые были ратифицированы ее соседями в последние годы и считаются противоречащими турецким интересам в регионе. К ним относится разграничение Республикой Кипр ИЭЗ с Египтом в 2003 году, Ливаном в 2007 году и Израилем в 2010 году. В более широком смысле Анкара рассматривает развивающееся сотрудничество между Израилем, Египтом, Грецией и Кипром – результатом чего стало создание Газового форума государств Восточного Средиземноморья (EGMF) – как попытку изолировать Турцию. Поддержка этих соглашений Вашингтоном только усилила обеспокоенность Анкары. С этой точки зрения соглашение между Анкарой и Триполи следует рассматривать как попытку нанесения ответного удара по предполагаемому окружению Турции. Если оно будет реализовано, это будет означать успех, поскольку до настоящего времени Турция заключила соглашение о разграничении континентального шельфа только с Турецкой Республикой Северного Кипра (2011 г.), территорией, которую одна только Турция признает в качестве суверенного государства.

Третий фактор – это агрессивное поведение Турции в ее непосредственном окружении. Об этом свидетельствуют три военные операции, которые Анкара провела в Северной Сирии с 2016 года (последняя по времени состоялась в октябре с.г.), и решение Турции, принятое ранее в этом году, направить буровые суда в сопровождении боевых катеров в кипрскую ИЭЗ, которую Турция оспаривает в свете продолжающегося конфликта с Кипром.

Израильские эксперты предлагают оставить в стороне вопрос о законности соглашения между Анкарой и Триполи, потому что, вероятно, оно останется спорным, поскольку подписавшее его ливийское правительство контролирует лишь небольшую часть страны. При этом соглашение между Анкарой и Триполи, по их мнению, может иметь три основных последствия, которые касаются двусторонних турецких отношений с рядом стран Восточного Средиземноморья, осуществимости строительства газопровода EastMed и возобновления гражданской войны в Ливии.

В первую очередь, данное турецко-ливийское соглашение обострило и без того напряженные турецко-греческие отношения. В отличие от контактов между Турцией и Египтом или между Турцией и Израилем, между Анкарой и Афинами по-прежнему существуют открытые линии связи. Об этом свидетельствует встреча глав двух государств в кулуарах саммита НАТО в Лондоне в начале декабря с.г. Тем не менее, атмосфера накалена и есть опасение, что между двумя государствами может начаться вооруженное противостояние, т.к. это соглашение лишь добавляет новые разногласия и повышает вероятность конфликта.

Республика Кипр больше всего пострадала от возросшей активности Турции в Восточном Средиземноморье, т.к. действия Анкары могут теперь ослабить аппетит иностранных компаний на дальнейшее участие в добыче природного газа в окрестностях Кипра. С другой стороны, возможно, случится и так, что политика Турции приведет к скорейшему возобновлению переговоров о политическом урегулировании на Кипре, даже несмотря на то, что разногласия, которые приводили предыдущие раунды переговоров к провалу, вероятно, останутся.

Реакция Египта на соглашение между Турцией и ПНС также была негативной. Отношения между Египтом и Турцией и так напряженные, а сделка с Триполи привела к предупреждениям в государственных египетских СМИ о том, что Каир не будет молчать перед лицом растущего турецкого влияния в Ливии. С точки зрения Египта, такое вмешательство усугубляет нестабильность в этой стране и увеличивает потенциальную угрозу террористической активности, распространяющейся на египетскую территорию.

Для Египта, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) соглашение между Анкарой и Триполи является не только нарушением UNCLOS и предыдущих договоренностей между конкурирующими ливийскими сторонами, но и отражает более широкую региональную борьбу между сторонниками и противниками политического ислама. Египетские СМИ выдвинули на первый план турецко-ливийское соглашение как недопустимое вмешательство в арабо-ливийские дела, как вред арабской нации и как действие, которое требует реакции со стороны Лиги арабских государств (ЛАГ). Более того, это соглашение представляет угрозу для стран Восточного Средиземноморья, в частности, Египта, Греции и Кипра. В ноябре 2019 года эти три страны провели в Восточном Средиземноморье совместные военные учения «Медуза-9», которые должны были расширить их сотрудничество в решении вопросов обороны и безопасности, в основном перед лицом Турции.

Что касается трубопровода EastMed, то возможность его строительства ставилась под сомнение еще до соглашения между Анкарой и Триполи, тем не менее, сделка усугубила ситуацию. Первоначально планировалось, что трубопровод (1300 км в море и 600 км по берегу) будет проложен от месторождений природного газа Восточного Средиземноморья у израильского побережья до Кипра, от Кипра до Крита, от Крита до Пелопоннесских островов и оттуда до Западной Греции. Там он должен был соединиться с другим трубопроводом под названием «Посейдон», прежде чем в конечном итоге достичь Италии. Но президент Турции, как сообщается, заявил, что его соглашение с Ф.Сараджем означает, что «Греческий Кипр, Египет, Греция и Израиль не могут протянуть газопровод без предварительного разрешения Турции». Снижение вероятности прокладки прямого маршрута для экспорта газа в Европу может фактически активизировать усилия Египта по позиционированию себя в качестве регионального энергетического центра, поскольку египтяне уже обладают мощностями для сжижения природного газа, что позволяет осуществлять экспорт в Европу и на другие рынки морским путем и устраняет необходимость в длинном трубопроводе.

Наконец, отмечают израильские эксперты, соглашение между Анкарой и Триполи, которое сопровождалось подписанием договора о сотрудничестве в области безопасности, вероятно, усугубит негативные последствия иностранного вмешательства в продолжающуюся гражданскую войну в Ливии. До заключения соглашения Турция уже снабжала ПНС оружием, в том числе БПЛА и бронетехникой, и оказывала помощь в подготовке вооруженных формирований. Эрдоган объявил, что турецкие войска могут быть развернуты в Ливии, если об этом попросит ПНС.

Тем временем силы Х.Хафтара получили финансовую поддержку и оружие от Египта, Саудовской Аравии и ОАЭ, а Россия недавно расширила свое присутствие в количестве примерно 1400 сотрудников ЧВК, сражающихся на стороне Х.Хафтара. Между тем, несмотря на заявления президента Д.Трампа в начале этого года о поддержке Х.Хафтара, Соединенные Штаты в основном не участвуют в этом процессе.

По мнению экспертов INSS, поскольку Турция и Россия теперь поддерживают противоборствующие группировки в Ливии, пакт Эрдогана-Сараджа может стать источником трений между Анкарой и Москвой. Сообщается, что Хафтар приказал своим военно-морским силам топить любое турецкое судно, приближающееся к Ливии. Помощь Анкары ПНС, вероятно, увеличится, что продлит конфликт, который с апреля с.г. уже унес более тысячи жизней и оставил десятки тысяч внутренне перемещенных лиц.

Израиль явно заинтересован в том, чтобы Восточное Средиземноморье оставалось зоной, свободной от конфликтов. Укрепление израильско-греко-кипрских отношений в последние годы привело к тому, что израильский МИД выступал с заявлениями солидарности как с Кипром в ответ на отправку турецкого бурового судна в его ИЭЗ, так и с Грецией в ответ на соглашение между Анкарой и Триполи. Эти беспрецедентные заявления свидетельствуют о том, что Израилю будет все труднее оставаться сторонним наблюдателем, если в Восточном Средиземноморье начнутся военные действия. Как сообщается, в последние недели турецкие суда вынудили израильское исследовательское судно, действующее в ИЭЗ Кипра (по соглашению с кипрским правительством), покинуть этот район. Учитывая, что Израиль не захочет быть втянутым в потенциальный региональный конфликт, уже сейчас политическому руководству страны нужно начать формулировать возможные ответы на эту все более усложняющуюся ситуацию.

[i] Источник в МИД прокомментировал соглашение Анкары и ливийского ПНС // РИА Новости. 20.12.2019 — https://ria.ru/20191220/1562635384.html

[ii] The Perils of the Turkey-Libya Maritime Delimitation Deal // INSS. 18.12.2019 -https://www.inss.org.il/publication/the-perils-of-the-turkey-libya-maritime-delimitation-deal/?offset=1&posts=2279

62.85MB | MySQL:102 | 0,570sec