Об истории военно-технического сотрудничества КНР и Пакистана в области оперативно-тактической авиации

По данным китайских источников, военно-техническое сотрудничество Пакистана и КНР в области оперативно-тактической авиации было начато после обращения военно-политического руководства мусульманского государства в 1981 г. Основное причиной стало поражение в очередном вооруженном конфликте с Индией. В качестве второй причины следует назвать охлаждение военно-политических и военно-технических контактов с США.

Как известно, предприятия оборонно-промышленного комплекса США были вынуждены заморозить поставки вооружения и военной техники в Пакистан после того, как Белый дом получил достоверную информацию о наличии у Исламабада ядерного вооружения.

В условиях прерванных поставок истребителей F-16A/B военно-политическое руководство Пакистана было вынуждено искать новые источники поставок самолетов оперативно-тактической авиации, которые способны выполнять различные задачи, а именно:

– прорыв линии ПВО;

– борьба колоннами бронетехники;

– нанесение тактических ядерных ударов;

– борьба с надводными кораблями вероятного противника.

На начало 80-х гг. официальный Исламабад мог получить такие самолеты только из двух стран – Франция и КНР. Именно официальный Пекин в достаточно короткие сроки пошел на встречу руководству Пакистана.

Так, в течение двух лет были согласованы технические и финансовые вопросы по поставке штурмовика «Цян-5III», который в ВВС Пакистана поучил обозначение А-5С «Шахиин». Договор на поставку 42 (по другим данным 40) самолетов был подписан в январе 1981 г, а уже через месяц на Хундусском авиастроительном предприятии (ранее 320-й завод ВВС НОАК) была готова к отправке первая партия численностью 12 самолетов. В рамках второго контракта ВВС Пакистана приобрели для своих нужд 95 (по другим данным 98) самолетов. По оценкам китайских специалистов, средняя стоимость штурмовика «Цян-5III» на тот момент составляла около 5 млн долл.США.

Рассматриваемые самолеты были распределены между 7-й, 16-й и 26-й эскадрильями оперативно-тактической авиации ВВС Пакистана. Примечательно, что данные подразделения отрабатывали тактические задачи, характерные для морской авиации ВМС – прикрытие надводных кораблей (НК) в ближней морской зоне и борьба с НК вероятного противника.

В отношении штурмового самолета китайского производства известно, что опытно-конструкторская работа под шифром «Героический орел 302» была начата в КНР в 1958 г. в интересах ВВС НОАК, которым была необходима замена устаревшему «Ил-10» времен Второй мировой войны.

Первый полет прототипа «Цян-5» был выполнен в 1965 г, а уже через три года было начато серийное производство данного самолета, которое было прекращено в 2012 г. Достоверно известно, что ВВС НОАК неоднократно использовали «Цян-5» для тестирования тактических ядерных боеприпасов.

Представляется возможным указать основные тактико-технические характеристики рассматриваемого штурмовика:

– длина 15,65 м;

– размах крыла 9,68 м;

– высота 4,335 м;

– масса пустого: 6375 кг;

– максимальный объем топливных баков: 3640 л;

– максимальная боевая нагрузка: 1500(2000) кг;

– максимальная взлетная масса: 11830 кг;

– количество внешних точек подвески: 10.

Следует отметить, что для размещения наиболее тяжелых образцов вооружения (противокорабельные ракеты) предназначены только две внешние точки подвески под крыльями, тогда как остальные позволяют разместить более легкие ракеты, бомбы массой до 250 кг, подвесные контейнерные системы или дополнительные топливные баки емкостью 400, 760 или 1000 литров.

Последние позволяют увеличить дальность полета до 2000 км. Максимальное время нахождения «Цян-5III» в воздухе составляет 2,3 часа.

Известно, что два турбовентиляторных двигателя WP-6 при мощности на форсажном режиме 3678 кгс/см кв. обеспечивали данному самолету максимальную скорость 1240 км/ч, а крейсерская скорость составляла 807 км/ч. Второй показатель является оптимальным для применения управляемых авиационных средств поражения. Известно, что практический потолок для «Цян-5III» составляет 16 500 м, однако при совершении дальних перелетов данный самолет не должен подниматься выше 11000 м.

Оптимальной высотой для применения большинства образцов АСП является 5000 м.  При нахождении в диапазоне высот от 5 до 11 км максимальный боевой радиус для «Цян-5III» составляет 480 (под другим данным 600) км.

Китайские специалисты отмечают, что «Цян-5III» в 80-е и 90-е гг. прошлого столетия вполне удовлетворял требованиям ВВС Пакистана в вопросе борьбы с наземными целями (одиночными и групповыми). В ходе учений с практическим бомбометанием было установлено, что боевая эффективность «Цян-5III» выше, чем у французского «Мираж-5».

Как указывают обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий, пакистанские военные по мере эксплуатации рассматриваемых штурмовиков выдвинули 32 требования о модернизации/внесении изменений в конструкцию самолета. Именно в рамках выполнения пакистанских контрактов была увеличена емкость топливных баков с 2275 л. до 3640 л. Кроме того, спаренная авиационная пушка модели 23-2К была заменена на одноствольную калибра 30 мм с равным боекомплектом – 110 выстрелов.

По запросу ВВС Пакистана были усилены внешние точки подвески, что позволило размещать авиационные бомбы (свободнопадающие или корректируемые) массой до 500 кг. В дополнение к указанным аспектам китайские специалисты адаптировали авионику и катапультные кресла PKD-10 западного производства, установили новые радиостанции повышенной дальности и систему опознавания «свой-чужой».

Именно в интересах пакистанских военных штурмовики «Цян-5III» были оснащены оптико-электронными прицелами и лазерными дальномерами. Данные компоненты позволили ВВС Пакистана в 2001 г. достаточно эффективно применять штатные АСП по объектам инфраструктуры террористических организаций, расположенным в северной части «зоны племен».

По мере развития электроники китайские специалисты модернизировали вычислительную аппаратуру (баллистический компьютер), проводили тестирование подвесных контейнерных оптико-электронных систем разведки и наведения WHD-7.  Известно, что китайская сторона предлагала ВВС Пакистана установить новую бортовую РЛС и цифровую систему передачи данных, а также контейнерную систему постановки помех.

Как отмечают китайские обозреватели, согласно требованиям ВВС Пакистана в номенклатуру АСП штурмовика «Цян-5III» были включены образцы вооружения, как китайского, так и западного производства, а именно:

– неуправляемые авиационные ракеты калибров 57,68, 90 и 130 мм;

– свободнопадающие осколочно-фугасные или кассетные бомбы тип 250-2, 250-3 и Мк.82;

– бетонобойные бомбы Durandal;

– корректируемые бомбы с лазерным наведением LS-500J, LT-2;

– противокорабельные ракеты С-801 и ММ-39 Exocet;

– управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности «Гром-2, 2В, 5 и 7», AIM-9M/L и R550.

Адаптация бортовых систем под применение авиационных боеприпасов китайского, французского, американского производства указывает, что еще в 80-е и 90-е гг. прошлого столетия китайские специалисты обладали необходимой квалификацией в данном вопросе. Вполне естественно, что по мере проведения данных работ китайские разработчики АСП самым тесным образом ознакомились с иностранным вооружением и смогли заимствовать некоторые технологические решения в собственных интересах.

62.83MB | MySQL:102 | 0,581sec