Оценки китайских специалистов двусторонних учений ВВС НОАК и Пакистана «Героический орел»

Как известно в августе 2019 г. в воздушных районах Западного Военного Округа НОАК прошли очередные межвидовые учения ВВС и ПВО НОАК и Пакистана под условным обозначением «Героический орел», в рамках которых подразделения получили возможность отработать как стандартные, так и нестандартные задачи в условиях с максимальным приближением к реальной боевой обстановке. Обозреватели китайских специализированных изданий «Авиационное знание» и «Мир авиации» отмечают несколько особенностей данного мероприятия.

Во-первых, впервые за восемь лет проведения данных  командно-штабных учений с практическим применением авиации организацию и обеспечение всего мероприятия возложили на Командование ВВС Западного Военного Округа НОАК, что указывает на стратегический характер учений. Выбор западных воздушных районов обусловлен минимальным влиянием военных мероприятий на полеты гражданской авиации.

Фактически, китайские военные провели проверку жизнеспособности концепции  крупных авиационных баз, которые являются как пунктом базирования разнородных сил авиации, так и центром управления совместных действий ВВС и ПВО, поскольку достаточно крупный военный объект – аэродром с возможностью базирования более 100 летательных аппаратов должен быть обеспечен эшелонированным прикрытием сил противовоздушной обороны.

Управление действиями ПВО должно быть расположено непосредственно на аэродроме с тем, чтобы максимально уменьшить время реагирования на внешние угрозы и внештатные ситуации, которыми отличается реальная воздушная операция. В рамках рассматриваемых мероприятий система ПВО авиационных баз действовала круглосуточно, что позволило проверить надежность оборудования, а также выявить пределы физической и психологической готовности военнослужащих.

Кроме того, в ходе  учений «Героический орел» ВВС НОАК и Пакистана протестировали возможности системы тылового обеспечения такой базы. Была выполнена проверка надежности  системы заправки топливом авиационной базы, а также процессы замены боекомплекта в связи с внезапными вводными.

Во-вторых, учения «Героический орел» 2019 г. отличаются от аналогичных мероприятий высочайшей интенсивностью применения искусственных радиоэлектронных помех фонового и направленного типа, постановку которых обеспечивало несколько самолетов радиоэлектронной борьбы ВВС НОАК. Пакистанские и китайские военные осознают, что перспективные воздушные операции будут проходить в условиях сложной или даже сверхсложной радиоэлектронной обстановки, создаваемой противником.

По расчетам специалистов ВВС двух стран основными свойствами будущих воздушных операций будут «информативность» и «интеллект». Ведущую роль в планировании и обеспечении действий оперативно-тактической авиации будут играть самолеты радиоэлектронной борьбы  (РЭБ) и радиотехнической разведки (РТР), которые обеспечат условия для выполнения боевой задачи.

На экипажи этих самолетов будет возложена обязанность по  информированию наземных органов управления о ситуации в воздушном районе и результатах действий истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков.  Кроме того, самолеты РЭБ и РТР будут действовать в интересах подразделений ПВО в ходе оборонительной операции по защите авиационной базы от скоординированного системного налета авиации противника.

В-третьих,  ВВС НОАК и Пакистана в рамках учений 2019 г. направили для участия в рассматриваемых мероприятиях по несколько типов летательных аппаратов с целью проверки их возможностей в рамках выполнения типичных задач. Как известно, пакистанская сторона направила на учения эскадрилью легких истребителей JF-17, которые были задействованы в большинстве эпизодов воздушных боев, прорывов линии и подавления ПВО, а кроме того обеспечивали прикрытие воздушных командных пунктов, самолетов дальнего радиолокационного дозора и наведения, а также воздушных танкеров.

Второе место по интенсивности участия в мероприятиях остается за одномоторными истребителями «Мираж-3» ВВС Пакистана (задействована эскадрилья усеченного состава), которые практически выработали свой ресурс и в ближайшее время будут заменены на «Мираж-5», которые официальный Исламабад приобрел у Арабской Республики Египет. В отношении истребителей «Мираж-3» ВВС Пакистана известно, что это были двухместные машины двойного назначения, способные выполнять, как ударные, так и разведывательные задачи. Наличие аппаратуры обеспечения дозаправки в воздухе позволяет пилотам «Мираж 3» выполнять задачи, требующие значительного времени пребывания в воздушном районе.

Третье место по интенсивности работы остается за экипажем самолета дальнего радиолокационного дозора и наведения ZDK-03 ВВС Пакистана, поскольку он не оснащен штангой дозаправки в воздухе, а значит был вынужден совершать посадку для получения топлива. На этот период пакистанские летчики получали данные о воздушной обстановке от аналогичных самолетов «Кунцзин-500» ВВС НОАК – это свидетельствует о высочайшем уровне взаимодействия между военными летчиками двух стран.

Необходимо отметить, что, впервые, управление действиями истребителей ВВС Пакистана обеспечивал экипаж воздушного командного пункта, созданного на базе самолета SAAB-340, который традиционно задействуют только для управления действиями истребителей F-16 американского производства, поскольку оба типа летательных аппарата оснащены цифровой аппаратурой стандарта Link-16, предназначенной для передачи тактической информации.  Следует отметить, что в период проведения учений информация о привлечении такого самолета была тщательно скрыта пакистанскими и китайскими военными, поскольку официальный Исламабад ограничен в праве применения SAAB-340 в рамках соответствующих документов, подписанных между Пакистаном и США.

ВВС НОАК со своей стороны направили на учения, как легкие истребители «Цзянь-10С», так и более тяжелые истребители-бомбардировщики «Цзянь-16». Первые самолеты имитировали действия аналогичных машин ВВС Индии, а именно «Мираж-2000» и «Рафаль» (вторые поступят на вооружение в 2020 г.) Пилоты «Цзянь-10С» пользуются определенными преимуществами – более мощный двигатель и РЛС с большим диаметром антенны.

В свою очередь, «Цзянь-16» имитировали действия индийских истребителей Су-30МКИ, поскольку это практически однотипные машины. Достоверно известно, что китайские военные не стали привлекать для данных учений малозаметные истребители четвертого поколения «Цзянь-20», поскольку ВВС Пакистана не располагают адекватными самолетами.

В целом, учения «Героический орел» 2019 г. стали основным событием периода боевой подготовки ВВС НОАК и Пакистана, поскольку их программой были предусмотрены как учебно-тренировочные и контрольные мероприятия, так и научно-исследовательские вопросы, отработка которых позволяет внести коррективы в уставные документы, которые были сформулированы еще в 90-е гг. прошлого столетия.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что в рамках рассмотренных учений китайские и пакистанские военные обмениваются, как собственными наработками в области тактики, так и опытом полученным в соревновательных учениях с ВВС третьих стран. Представители ВВС двух стран в рамках бесед с военными корреспондентами указывают на высочайшую ценность подобных мероприятий, поскольку они постоянно эволюционируют и позволяют развивать тактику и стратегию воздушной операции с учетом новинок в авиационном и наземном оборудовании и вооружении.

55.8MB | MySQL:105 | 0,435sec