Новая стратегия продовольственного содействия ООН в Ираке

В конце ноября 2019 года Управляющий совет Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) единодушно одобрил новую пятилетнюю стратегию для Ирака. Бюджет новой стратегии на ближайшие пять лет составит 460 млн долларов США. Этот концептуальный документ, разработанный в соответствии с приоритетами национального плана развития Ирака 2018-2022 гг., нацелен на решение пяти структурных проблем, выявленных в ходе недавней оценки потребностей ООН  в сфере продовольственной безопасности.

Первая — слабость механизмов социальной защиты, которые на сегодня обеспечивают доходы лишь для 400 000 иракских семей. При этом только с декабря 2018 года зафиксировано около 1 млн репатриантов, которые вернулись обратно после завершения конфликта. Ещё около 1.5 млн иракцев до сих пор остаются в статуса внутренне переселённых лиц (беженцев). Обе группы населения, имея различные потребности, тем не менее требуют внимания в плане их социальной защиты через различные механизмы, например школьное питание или продовольственные субсидии. Во главе 14%  семей внутренних переселенцев и беженцев стоят женщины, и это требует особой поддержки через соответствующие социальные программы. Основной пробел — неэффективность государственной системы распределения продовольствия, которая является ключевым на сегодня механизмом социальной защиты в Ираке. Эта система по идее призвана обеспечить базовыми видами продуктов питания все иракское население, однако она не справляется с задачей ввиду высоких операционных издержек, отсутствия фокуса и приоритизации потребностей и несовершенной распределительной и логистической системы. Реформирование государственной системы продовольственного распределения — главная задача в среднесрочной перспективе на этом треке.

Вторая — наращивание агарного производства. Сегодня 23% иракских семей зависят от агарного сектора как своего главного источника доходов, а в южных провинциях страны эта зависимость достигает 40%. Тем не менее, темпы роста местного сельскохозяйственного производства падают, составляя 2.7% в год, на фоне растущей численности населения. Соответственно, зависимость страны от  импорта продовольствия усиливается, особенно в секторе зерновых. По мясной и овощной продукции Ирак более или менее самодостаточен. Также высокая зависимость сохраняется от импорта сахара (98%), масел (82%) и молочной продукции (51%). В качестве рецептов решения этой задачи ВПП ООН предлагает инвестиционные стратегии с прицелом на развитие ирригационных систем и расширение пахотных земель, а также мер по адаптации к климатическим изменениям и особенно противодействию засухе. В целом задача эта довольно амбициозная с учётом традиционно низкой производительности, в особенности в производстве зерновых (2 метрические тонны на гектар). Дополнительные ограничения накладываются в связи с отсутствием достаточных местных мощностей по переработке и хранению продовольствия, а также воздействию климатических изменений на состояние пахотных земель, доля которых сократилась с 12% в 2005 году до 5-7% в 2012-2016 гг и продолжает сокращаться. Ожидается, что климатические катаклизмы приведут к 2050 году к росту температуры в Ираке на 2 градуса и сокращению дождей на 9%. Водные ресурсы Ирака за этот период могут уменьшится на 30-70%, что может иметь катастрофические последствия для местного агарного производства.

Третья — проблема некачественного и плохого питания, что напрямую воздействует на здоровье нации. Здесь в силу особенностей местного контекста  сочетаются различные виды плохого питания — недоедание, скрытые формы голода и ожирение. Главная проблема — некачественное и бедное витаминами питание детей, а также беременных женщин и кормящих матерей.

Четвёртая — специальные программы по сокращению уровня безработицы в сельских районах, особенно среди женщин и детей. В этом же пакете ВПП планирует предложить программы доступа сельской молодёжи и детей к качественному образованию. Важным приоритетом является преодоление сохраняющихся диспропорций в уровне безработицы между регионами, которые оказались в эпицентре вооружённого конфликта и более стабильными провинциями. Так, например, в зонах, которые находились в пик кризиса под контролем «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), уровень безработицы сегодня достигает 21%. В остальных провинциях Ирака он в среднем не превышает 10-11%. В сельских регионах, данная амплитуда колебаний ещё выше.

Пятая — улучшение национальной стратегии политики по формированию рынков, торговли и ценообразованию в продовольственном секторе. На этом треке ВПП ООН нацелена работать напрямую с Министерством торговли Ирака, которое отвечает за стратегические закупки продовольствия, особенно пшеницы, на внешних рынках. В частности, ставится задача реформирования системы внутреннего ценообразования в Ираке для предоставления новых возможностей агробизнесу и частным сельским производителям и фермерским хозяйствам.

На выполнение этих масштабных задач в продовольственном секторе ВПП ООН предусматривает бюджет в размере 460 млн долларов США на ближайшие пять лет. Подразумевается, что этих донорских взносов по линии профильной организации ООН окажется достаточно для того, чтобы катализировать масштабные инвестиции и финансовые ресурсы из частного сектора  и международных финансовых институтов на поддержку продовольственного сектора. Напомним, согласно недавним оценкам Всемирного банка, на цели полной реконструкции экономики Ирака после конфликта может понадобится 88 млрд долларов США на ближайшие 10 лет. При этом общий ущерб, нанесенный аграрному сектору Ирака, сегодня оценивается в размере 2.1 млрд долларов США, включая важнейшие потери аграрного оборудования и техники на сумму 690 млн долларов США.

Реалистично оценивая перспективы реализации новой стратегии ООН на продовольственном треке Ирака, важно понимать, что успехи на ближайшую пятилетку во многом станут возможными в случае улучшения общей макроэкономической среды. Важнейшим фактором здесь является способность правительства сократить бедность и обеспечить устойчивый экономический рост. Пока это не очень получается. В частности, с 2014 года под воздействием колебаний цен на нефтяном рынке и вооружённого конфликта с террористами «Исламского государства» уровень бедности в Ираке вырос с 17 до 23%. На сегодня зависимость Ирака от нефти остаётся беспрецедентно высокой — 65% ВВП страны и 92% государственных доходов. Рост ВВП в период вооруженного конфликта в 2016-2017 гг. был негативным, но с 2018 года вернулся к позитивному тренду и составил 1.9%. Он прогнозируется на уровне 3.5% в 2020 году. В то же время, есть много факторов риска, которые могут подорвать этот рост в ближайшие пять лет, что априори поставит продовольственную стратегию ВПП ООН в сложное положение. Во-первых, политические факторы. Раскручиваемый в стране с конца 2019 года внутриполитический кризис, особенно с учетом последних социальных протестов и выступлений против американского посольства в Багдаде, может стать началом новой фазы гражданского противостояния в самом начале 2020 года. Очевидно, что это потребует пересмотра прогнозов экономического роста. Кроме того, сохраняющаяся нестабильность на нефтяном рынке, высокая волатильность цен и нестабильные каналы поставок, являются в совокупности существенной угрозой для стабильного и устойчивого экономического роста в Ираке. Наконец, сам экономический рост в Ираке крайне неравномерно и нестабильно распределяется по регионам, что ведёт к усилению внутренних диспропорций в социально-экономическом развитии, включая продовольственные системы. Все эти факторы, безусловно, будут оказывать в ближайшие годы сильное воздействие на перспективы развития продовольственного сектора в Ираке.

52.21MB | MySQL:103 | 0,584sec