К вопросу о начале поставок газа из Израиля в Иорданию

Издание The Jerusalem Post сообщило о том, что 1 января была осуществлена первая поставка газа с израильского месторождения «Левиафан»  в Иорданию. В национальной энергетической компании Иордании NEPCO говорят, что экспериментальные поставки будут осуществляться в течение последующих трех месяцев[i]. Как сказал министр энергетики Израиля Юваль Штайниц (Yuval Steinitz), «Израиль становится экспортером энергии впервые в своей истории».  The Jerusalem Post также отмечает, что,  по словам Ю.Штайница, поставки газа в Египет стартуют в течение ближайших 10 дней.

Большинство политиков и общественность Хашимитского королевства выступают против импорта газа из Израиля. 30 декабря на сайте   OilandGas360  появилась новость о том, что в городе Ирбид на северо-западе Иордании сожжены трансформаторы, обслуживающие насосную станцию на газопроводе, связывающем королевство с месторождением «Левиафан»[ii]. Это произошло после того, как 29 декабря группа депутатов представила в иорданский парламент меморандум, призывающий в законодательном порядке запретить импорт газа из Израиля. У здания парламента проходят манифестации, их участники требуют отменить газовое соглашение. Кампания против договора набирает обороты и в интернете. Активисты утверждают, что доходы от продажи газа Иордании будут использованы «оккупантами» для подавления палестинцев. По их словам, израильский газ обходится королевству втридорога. Главная оппозиционная партия страны «Фронт действий» сказала, что «это черный день в истории Иордании, преступление против нации и национальная катастрофа, которая делает наш суверенитет заложником в руках сионистского режима».  BBC также цитирует активиста Ясира аль-Варана, который сказал: «Знаете ли вы, дорогие сограждане, что Иордания платит Израилю за газ по ценам, втрое превышающим рыночные? Знаете ли вы, что это приведет к росту государственного долга и цен на электричество? Знаете ли вы, что на ваши деньги сионисты покупают оружие, чтобы убивать палестинских братьев?».[iii]

Напомним, что глава блока «Аль-Ислах» в Салех аль-Армути заявил в июле 2018 года, что он получил переведенную копию соглашения, и, по его словам, были положения, которые позволили правительству отменить сделку, не заплатив штраф в размере 1,5 млрд долларов, и обвинил правительство во «введении общественности в заблуждение». В ноябре 2019 года глава Комитета по внешним связям нижней палаты парламента Раед Хазале призвал к судебному разбирательству в отношении всех тех, кто причастен к подписанию соглашения. Он также сказал, что в соглашении есть секретные пункты. Депутат Тарик Хури был в ярости от газовой сделки, заявив, что этот вопрос уже не может быть решен политически, а только с помощью радикальных мер. «Если я выскажу все, что у меня внутри, я отправлюсь в тюрьму», — сказал он Arab News[iv].

Напомним, что в сентябре 2016 года национальная электроэнергетическая компания Иордании (NEPCO) стала первым зарубежным заказчиком газа с еще не введенного в эксплуатацию крупнейшего израильского месторождения на шельфе Средиземного моря, подписав 15-летний контракт на сумму порядка 10 млрд долларов[v]. Соглашение между NEPCO и американо-израильским консорциумом, который занимается разработкой месторождения «Левиафан», предполагает поставки в Иорданию 45 млрд куб. м газа для нужд электрогенерации. Специально оговаривалось, что этот договор не требует одобрения парламентом страны. Как сообщает Arab News, Иордания будет оштрафована на 1,5 млрд долларов, если она отменит сделку.

Комитет по борьбе с иорданско-израильским газовым соглашением объявил пятницу 3 января 2020 года «днем гнева», «черным днем» и «катастрофой для Иордании» в связи с началом поставок королевству израильского газа. Сотни иорданцев собрались в центре Аммана, чтобы продемонстрировать свое несогласие против импорта газа из Израиля. Заметим, что в заявлении комитета по борьбе с иорданско-израильским газовым соглашением есть даже призыв отдать под суд причастных к подготовке и подписанию договора. Там говорится, что «соглашение позволяет сионистскому врагу держать руки на шее Иордании. Нужно назвать имена преступников, работавших над соглашением, и добиться, чтобы они заплатили за свои действия. Они отдали нас во власть сионистов, а на наши деньги будут совершаться преступления против палестинцев»[vi]. Организаторы борьбы против соглашения констатируют, что им не удалось сорвать его реализацию. Ни к чему не привели и попытки добиться отмены договора в законодательном порядке – он не подпадает под юрисдикцию парламента.

В самом Израиле реакция на поставки газа в Иорданию весьма неоднозначная. 31 декабря The Times Of Israel рассказала о том, что запуск газодобывающей платформы «Левиафан» вызвал настоящую панику у жителей самого Израиля, а точнее прибрежных районов к югу от Хайфы. Пока представители консорциума, отвечающего за работу буровой установки, сообщают о начале работы самого крупного газового месторождения Израиля, заявляя, что Израиль обрел историческую энергетическую независимость, сотни людей из поселков в районе прибрежной полосы покинули свои дома. Часть их населения отправилась к родственникам, другая часть – принимает участие в протестах против начала работы платформы. Несколько сотен человек устроили акцию протеста напротив правительственного комплекса в Тель-Авиве, протестуя против пуска в эксплуатацию газодобывающей платформы «Левиафан». Они уверены, что сразу после промывки газовых труб, в атмосферу будет выброшено больше загрязняющих веществ, чем за последующие несколько лет  добычи газа[vii]. Министр энергетики Израиля Ю.Штайниц, в свою очередь, опроверг опасения, что вчерашние испытания на газовой платформе могли привести к загрязнению воздуха, назвав это «совершенно необоснованной и ненужной истерией». Он заявил, что в конечном итоге качество воздуха улучшится, поскольку природный газ позволит Израилю закрыть угольные электростанции в Хадере и Ашкелоне.

Скорее всего, даже несмотря на ярко выраженные антиизраильские настроения в Иордании и общее ухудшение за последний период времени отношений между странами, газовое соглашение будет и дальше  соблюдаться обеими сторонами. Для Израиля это прорыв, поскольку, как было указано выше, он впервые становится экспортером газа в регионе, а для Иордании это прежде всего ее интересы. Ведь из-за того, что добыча углеводородного сырья незначительна и не удовлетворяет потребностей страны, Амман импортирует около 97% энергоресурсов; при этом спрос на электроэнергию растет на 6-7% в год.[viii].

[i] https://www.jpost.com/Israel-News/Experimental-supply-of-Israeli-natural-gas-reaches-Jordan-612838

[ii] https://www.oilandgas360.com/electrical-equipment-of-israel-jordan-gas-line-torched/

[iii] https://www.bbc.com/arabic/trending-50907679 أردنيون: #أسقطوا_اتفاقية_الغاز مع إسرائيل

[iv] https://www.arabnews.com/node/1607661/middle-east

[v] https://www.middleeastmonitor.com/20200102-jordan-receives-first-delivery-of-natural-gas-from-israel/

[vi] http://newsru.co.il/mideast/02jan2020/gas_202.html

[vii] https://www.timesofisrael.com/thousands-flee-their-homes-for-fear-of-pollution-as-gas-field-goes-online/

[viii] https://neftegaz.ru/news/Geological-exploration/205387-iordaniya-khochet-privlech-inostrannye-kompanii-dlya-dobychi-uglevodorodnogo-syrya-v-strane-a-est-ch/

62.83MB | MySQL:102 | 0,469sec