Партия пакистанского народа — подготовка к всеобщим парламентским выборам

Партия пакистанского народа, возглавляемая Беназир Бхутто, – одна из немногих политических партий Исламской Республики Пакистан/ИРП, которая однозначно высказалась в поддержку проведения всеобщих парламентских выборов, назначенных на 8 января 2008 г.

«Мы принимаем решение об участии в выборах… и если мы не будем участвовать, мы оставим поле для других», — заявила Б. Бхутто радиостанции ВВС.

30 ноября с.г., сразу же после объявления президентом П. Мушаррафом даты выборов, ПНП опубликовала свой предвыборный манифест. Он составлен в лучших традициях западной политологии – краткий, емкий, адресованный местному электорату, объединенный единой структурой. Краткое название: манифест пяти «Е» — employment/занятость, education/образование, energy/ энергетика, environment/окружающая среда и equality/равноправие. Манифест, бесспорно, затрагивает наиболее уязвимые социальные проблемы Пакистана, что делает его доступным для населения и, соответственно, привлекательным для него.

В целом, манифест напоминает «Народную программу» ПНП 1988 – 1990 гг. – комплекс общественных работ, направленных на повышение социально-экономического уровня населения, не затрагивая при этом стратегические перспективы развития государства и механизмы реализации.

Вопрос о проведении всеобщих парламентских выборов еще до объявления их даты ставился под сомнение представителями всех политических партий из-за введения 3 ноября с.г. режима чрезвычайного положения/ЧП в Пакистане. Вся оппозиция взбунтовалась, заявляя, что в условиях приостановления действия статей Конституции 1973 г. об основных правах человека, ареста «неугодных» судей, приостановки вещания частных радио/телеканалов и т.д. невозможно обеспечить «проведение свободных и честных выборов».

Но издав манифест ПНП, Б. Бхутто подтвердила свое намерение идти во власть и бороться за места для своей партии в Национальной (нижняя палата парламента) и провинциальных ассамблеях. Обращаясь к колеблющейся части оппозиции, она, во-первых, призывала объединить усилия, а также смотреть в будущее, заявляя, что «…оппозиционные партии должны выработать общие цели, общую повестку дня и общее видение преобразований. Недостаточно бойкотировать выборы, мы должны также согласовать то, что последует далее.., только после этого мы, конечно, определим наше решение» участвовать в выборах.

Во-вторых, лидер ПНП призвала к объединению усилий против власти военных в стране: «Отказ от участия в выборах нанесет ущерб целостности федерации, и обязанность каждого патриота одолеть продиктаторское лобби». В-третьих, она призвала к извлечению уроков из современной истории, доказывая обреченность «диктаторских режимов». «Автократическое правление или диктатура полностью поменяла лицо государства в современной истории, — добавила она, – распад Советского Союза стал возможен только из-за отказа Коммунистической партии сотрудничать с другими политическими партиями». Извиним госпожу Б. Бхутто за допущенную ошибку и незнание того факта, что в Советском Союзе до 1991 г. существовала однопартийная система.

Введение режима чрезвычайного положения, конечно, резко оттолкнуло оппозицию от генерала П. Мушаррафа. И мало кто верил в начале ноября, что последний сдержит слово – и более чем через две недели, 28 ноября, покинет пост Главнокомандующего пакистанской армией. Тем не менее оппозиционные партии разделились на сторонников и противников проведения всеобщих парламентских выборов, причем последние преобладали. Их основные требования сводились к следующему: отмена чрезвычайного положения, Временного конституционного указа, а также освобождение всех арестованных юристов и журналистов и т.д.

С момента возвращения 18 октября 2007 г. в родной Карачи Б. Бхутто из восьмилетней ссылки, куда она добровольно сбежала весной 1999 г., гонимая судебными преследованиями правительства Наваза Шарифа, в ее поведении как политика и действиях возглавляемой ею Пакистанской народной партии четко прослеживается стратегия на создание широкой коалиции внутри оппозиции. Не прошли даром уроки отца, премьер-министра Зульфикара Али-Бхутто, основателя и вдохновителя ПНП. Он умел собирать народные массы, «шел в народ», договаривался с оппозицией, религиозными партиями, и вначале… даже с армией. Все это происходило на глазах молодой Беназир.

Первый раз она претворила уроки отца в жизнь в 1988 г. после триумфальной победы ПНП на всеобщих парламентских выборах. Она сумела сформировать правительство страны, договорившись даже с праворелигиозной партией Джамаат-и-ислами. В те годы она олицетворяла победу сил гражданской демократии над армией, запятнавшей себя военным переворотом 5 июля 1977 г., в результате которого ее отец был смещен с поста главы государства генералом М.Зия-уль-Хаком, а в 1979 г. казнен.

Сегодня она не изменила своей тактике договариваться со всеми, несмотря на знамена и символы. И первым шагом на этом пути стало создание Альянса за восстановление демократии/АВД/Alliance for the Restoration of Democracy (ARD) с бывшим непримиримым политическим противником – Мианом Навазом Шарифом. В 90-х годах экс-премьеры два раза попеременно смещали друг друга на посту премьер-министра. Но борьба за вхождение во власть сильнее давних передряг.

Дело в том, что еще до своего возвращения в Пакистан лидер Пакистанской мусульманской лиги (Наваз) обратился к Б. Бхутто с предложением о совместной борьбе против генерала П. Мушаррафа. И оно было принято. Организационно альянс был оформлен 4 декабря с.г. и представил широкой общественности Хартию требований, предъявляемых президенту П. Мушаррафу:

— отмена чрезвычайного положения, так как «справедливые и свободные выборы не могут быть проведены в настоящих условиях»;

— «выработка мер доверия между двумя лидерами, которые недавно вернулись из изгнания»;

— освобождение арестованных судей и юристов;

— реформирование Избирательной комиссии и временного правительства и т.д.

В то же время было заявлено, что партии, которые они возглавляют, могут бойкотировать парламентские выборы в январе 2008 г. в случае, если власти не выполнят их требования.

Следует отдать должное лидеру ПНП. Своими призывами она пошатнула твердое мнение оппозиционных партий по вопросу о бойкоте выборов. Она провела значительную пропагандисткою компанию, разъезжая по стране и агитируя за проведение выборов. Следующий ее шаг – расширение социальной базы сторонников проведения выборов.

Параллельно Альянс за восстановление демократии, и прежде всего Наваз Шариф, вел переговоры с Всепартийным демократическим альянсом по вопросу об участии в выборах. Значительная часть политических партий, а в Альянс их входит 15, высказалась в поддержку выборов 8 января 2008 г.

Таким образом, несмотря на режим Чрезвычайного положения, сегодня можно сказать, что социальная база для проведения выборов в стране существует, и в немалой степени это заслуга лидера ПНП.

Второй раз в текущем году Б. Бхутто оказывает поддержку президенту П. Мушаррафу (в первый раз – когда она поддержала проведение президентских выборов 6 октября, на которых генерал П. Мушарраф получил 57% голосов).

В то же время следует отметить, что Б. Бхутто – это политик местного, социального характера, а не стратегического. Но она очень важна сегодня. В обстановке внутренней нестабильности, относительной слабости противоборствующих политических сил Б. Бхутто играет роль баланса между правящими кругами, армией и широкой партийной оппозицией. Можно с уверенностью сказать, что у нее в сумочке уже имеется разработанный западными «полиси-мейкерами» план экономического развития страны на случай, если окажется, что она может занять кресло премьер-министра Пакистана. Она элегантно достанет его после 8 января 2008 г.

Но сегодняшняя Б. Бхутто блестяще усвоила уроки прошлого – армия, уйдя от прямого контроля над выработкой и проведением государственного курса Пакистана, сохранила весьма значительный косвенный контроль над государственными и политическими делами в стране. И лидер ПНП имеет свободу действий только в стане оппозиции, а не во власти, когда ей приходилось и придется работать в крайне стесненных обстоятельствах.

52.21MB | MySQL:103 | 0,479sec