К вопросу об американо-иранских отношениях в свете доклада разведслужб США о «ядерном досье» Тегерана

Проблема иранского «ядерного досье» продолжает оставаться одной из ключевых и наиболее «горячих» тем современной мировой политики. Прежде всего, она является серьезным «раздражителем» в отношениях между Ираном и США, которые не перестают оказывать сильное давление на Тегеран по причине амбиций иранского руководства в области развития атомных технологий и в целом наращивания своего влияния в регионе Ближнего и Среднего Востока. Важным событием в контексте развития сложных американо-иранских отношений стала публикация 3 декабря несекретной части доклада Национальной разведки США. В ней, в частности, говорилось о том, что осенью 2003 года Иран остановил свою программу по созданию ядерного оружия. В то же время в документе отмечалось, что Тегеран продолжает заниматься обогащением урана, а следовательно, все еще располагает возможностями для того, чтобы разработать собственное ядерное оружие в период между 2010 и 2015 годами.

Многие в мире приветствовали доклад разведки США, посчитав, что сделанные в нем выводы несколько снизят накал американо-иранского противостояния и будут способствовать разрядке кризиса вокруг иранского «ядерного досье». Как и следовало ожидать, Иран бурно отреагировал на публикацию документа: Тегеран приветствовал доклад Национальной разведки США. Президент Махмуд Ахмадинежад назвал его признанием «победы иранской нации», подчеркнув, что «противники прогресса Ирана в ядерной сфере отступили перед стойкостью иранской нации и смирились с этим». Как заявил со своей стороны глава комиссии по национальной безопасности и внешней политике меджлиса (парламента) Ирана Алаэддин Боруджерди, «признание мирного характера иранской ядерной программы в докладе разведки США должно стать основой для официальной политики американского правительства». По его словам, «обвинения в адрес Тегерана в намерении создать ядерное оружие выдвигались главным образом теми представителями руководства США, кто находится под влиянием сионистского лобби». Пытаясь, по мнению Боруджерди, помешать действиям мирового сообщества в отношении «сионистского режима» (Израиля), который обладает 200 ядерными боеголовками, они занимались нагнетанием обстановки вокруг иранской атомной программы.

МИД Ирана решительно заявил, что Тегеран не разрабатывал ядерное оружие и до 2003 года, назвав изложенную в докладе Национальной разведки США гипотезу о том, что в 2003 году Иран остановил военную ядерную программу, «абсолютно неверной». Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки отметил, что «гражданский характер атомной программы Ирана становится очевидным для всего мира». Власти страны особо подчеркнули: «Исламская Республика никогда не стремилась к созданию атомной бомбы, поэтому нам нечего было приостанавливать». В развернутом заявлении иранского правительства было сказано, что «весь мир уже принял эту реальность и осознал, что в своей мирной атомной деятельности Иран не сделал ни одного шага, противоречащего международным нормам». Подчеркивалось также, что «все иранские ядерные объекты находятся под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ)» и «Тегеран продолжит реализацию своей ядерной программы на основании своих международных обязательств».

Как заявил другой высокопоставленный чиновник, официальный представитель правительства ИРИ Голям Хосейн Эльхам, США должны заплатить за свои «лживые высказывания» относительно иранской ядерной программы. По его словам, «учитывая лживые и направленные против Ирана высказывания представителей США и ущерб, нанесенный общественному мнению и иранской нации, американцы должны заплатить за свои действия».

Вместе с тем Вашингтон со своей стороны дал понять, что «не собирается расслабляться» и намерен «усиливать давление» на иранское правительство, по-прежнему не исключая силового варианта решения проблемы иранского «ядерного досье». По словам президента Джорджа Буша, новые оценки разведсообщества подтверждают необходимость сплочения международного сообщества для нажима на Иран, поскольку он «был, есть и будет опасен, если у него будут знания для изготовления ядерного оружия».

Согласно позиции властей США, иранская ядерная программа остается «серьезной проблемой». По мнению представителей Белого дома, необходимо осуществлять «стратегию усиленного международного давления наряду с готовностью вести поиск решения, которое учитывало бы интересы Ирана и в то же время гарантировало, что мир никогда не столкнется с обладающим ядерным оружием Ираном». И для того чтобы такая стратегия принесла успех, международное сообщество должно усилить давление на Иран путем «дипломатической изоляции», введения «новых санкций ООН» и оказания мер «финансового давления». Джордж Буш потребовал от Ирана раскрыть в полном объеме информацию о своей национальной ядерной программе, подчеркнув, что ситуация вокруг нее «остается проблемой, решением которой должно заняться международное сообщество». По словам президента США, Ирану предстоит «сделать стратегический выбор»: либо «предоставить все данные» о масштабах своей деятельности в ядерной области, «полностью принять долгосрочное предложение о приостановке своей программы» обогащения урана и вести переговоры с международным сообществом, либо «продолжить путь к изоляции».

Израиль также дал свою оценку сложившейся ситуации. Вице-премьер, министр по стратегическим вопросам Авигдор Либерман заявил, что международное давление на Тегеран должно усиливаться, несмотря на доклад американской разведки о замораживании иранской военной ядерной программы еще в 2003 году. По его словам, отчет разведки США «ничего не меняет». Он подчеркнул, что не только ядерные амбиции Ирана угрожают западному миру, но и его поддержка группировок ХАМАС, «Хизбалла», «Исламский джихад» и различных групп в Афганистане, атакующих солдат НАТО.

Спустя несколько дней после обнародования доклада разведслужб США в столице Бахрейна Манаме прошел форум по проблемам безопасности на Ближнем Востоке. Он стал еще одной представительной встречей с участием авторитетных политиков, дипломатов и экспертов, на которой проблема иранского «ядерного досье» занимала центральное место. Собственно, сам Иран отказался участвовать в форуме, а потому обсуждать иранскую проблематику и другие актуальные региональные проблемы пришлось в отсутствие официальных лиц из Тегерана.

Ключевым на форуме стало выступление министра обороны США Роберта Гейтса, от которого ожидали важных заявлений по поводу дальнейшей политики Вашингтона в отношении Ирана в свете выводов доклада американских спецслужб. В своей речи Гейтс четко заявил, что Иран по-прежнему представляет угрозу безопасности США и стран Ближнего Востока, несмотря на новые разведданные о том, что он остановил свою оружейную ядерную программу в 2003 году. По словам Гейтса, обнародованная национальная разведоценка не исключает вероятности того, что Тегеран решит возобновить программу по созданию ядерного оружия. Гейтс обрушился с жесткой критикой на внешнюю политику Ирана, заявив, что именно она «создает нестабильность и хаос». Он призвал соседей Ирана активизировать сотрудничество в военной сфере, чтобы противостоять политике властей ИРИ, упомянув, в частности, о необходимости объединения усилий для создания системы раннего предупреждения о ракетных пусках со стороны Ирана.

Большой резонанс на форуме вызвало заявление Роберта Гейтса в поддержку ядерной программы Израиля, в котором он отметил, что еврейское государство «не поддерживает, подобно Ирану, терроризм и не угрожает соседям». Он отверг обвинение в том, что Вашингтон придерживается двойных стандартов, требуя от Ирана прекратить работу по обогащению урана и одновременно поддерживая Израиль. По словам Гейтса, «существуют серьезные различия как в истории Ирана и Израиля, так и в поведении правительств этих стран». Как известно, уже на протяжении многих десятилетий арабские страны серьезно беспокоит ядерный арсенал Израиля, насчитывающий, по мнению международных экспертов в области вооружений, по меньшей мере, 200 боеголовок, включая авиабомбы, боеголовки ракет и нестратегическое оружие. Израиль официально не признает наличие у него ядерного оружия, но и не отрицает этого. Кроме того, он отказывается сотрудничать по данному вопросу с международными организациями, прежде всего с МАГАТЭ. Данное обстоятельство расценивается многими в арабо-мусульманском мире как стремление еврейского государства нарушить относительный военный паритет и утвердить свое господство на Ближнем Востоке.

В арабских столицах считают, что Запад проводит политику «двойных стандартов» в отношении проблемы оружия массового поражения, угрожая Ирану санкциями по поводу его мирных атомных разработок, и в то же время не оказывая никакого давления на Израиль, который располагает одним из крупнейших в мире ядерных арсеналов. Не имея реальной возможности вынудить Израиль отказаться от своего ядерного вооружения, арабские страны осуществляют мониторинг за деятельностью еврейского государства в атомной области. В докладе Арабской организации по атомной энергии, опубликованном в 2006 году, отмечалось, что деятельность ядерных центров Израиля несет большую угрозу для безопасности и экологии арабских стран и всего Ближневосточного региона. Так, по мнению Египта, обладание Израилем ядерным и другими видами оружия массового поражения представляет серьезную угрозу безопасности региона и подталкивает другие страны к созданию оружия массового поражения, чтобы сохранить на Ближнем Востоке баланс сил. Египет приветствовал решение Ливии, принятое в декабре 2003 года, отказаться от производства оружия массового поражения и присоединиться к ДНЯО, отметив, что ожидает от Израиля того же самого. Несмотря на дипломатические усилия, ни Египту, ни другим арабским странам не удается организовать международное давление на Израиль с тем, чтобы тот признал наличие у него ядерного оружия и перевел свою ядерную программу под контроль МАГАТЭ. Попытки арабских стран провести в МАГАТЭ и СБ ООН резолюцию, осуждающую обладание Израилем ядерным оружием всякий раз наталкиваются на яростное сопротивление США, которые тем самым косвенно признают монопольное право еврейского государства на оружие массового поражения.

Как показали выводы доклада разведслужб США и итоги форума в Бахрейне, Вашингтон, даже смягчив тональность в вопросе об иранском «ядерного досье», вовсе не собирается снижать давление на Тегеран. У обеих стран продолжают сохраняться кардинально различные взгляды на весьма широкий круг региональных и международных проблем, что способно стать причиной кризисов в двусторонних отношениях.

52.24MB | MySQL:103 | 0,510sec