К итогам визита президента РФ В.Путина в Турцию. Часть 3

8 января 2020 года состоялся рабочий визит президента РФ В.Путина в Стамбул (Турция). Официальной, хотя, разумеется, далеко и не самой главной причиной визита российского лидера является участие в церемонии завершения строительства газопровода «Турецкий поток», открывающего дорогу российскому газу в Европу, в обход Украины. Вместе с завершением строительства газ начинает уже сейчас поступать в Болгарию.

Продолжаем анализ результатов рабочего визита российского президента (Часть 2 публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=65753).

Напомним, что мы остановились на разборе публикаций турецких печатных СМИ, посвященных визиту российского лидера в Стамбул.

От комментариев проправительственных СМИ обратимся к оппозиционной газете Sözcü — флагману оппозиционной прессы в Турции.

Для начала отметим, что оппозиция жестко критикует руководство страны за его политику в Сирии (в частности, на этом этапе, требуя наладить прямой диалог с Дамаском – В.К.), а также не поддержала решение по отправке турецких военнослужащих в Ливию при голосовании в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции. Правда, невзирая на возражения оппозиции и голосование против, решение, охарактеризованное как «авантюра», все же было принято.

Итак, обозреватель газеты Серпиль Йылмаз 9 января с.г. опубликовала статью под очень образным заголовком «Встреча Эрдоган – Путин пахнет порохом и природным газом».

Вот как она описывает ту ситуацию, в которой сейчас находится Турция (по всей видимости, подразумевая, что «благодаря» Партии справедливости и развития – В.К.): «С одной стороны у нас, импорт энергоносителей на сумму в 45 млрд долл., с другой стороны, — война. И то и другое, обжигает прикоснувшегося. Пусть даже главная тема турецко-российской встречи – энергетика, но, однако, мы очень интересуемся проблемами Ливии, Ирака, Ирана и Сирии».

Автор указывает на то, что Турция на 60% зависит в энергетическом смысле от России. При том, что, по ее словам, стоимость газа для Турции – дороже, чем для европейских потребителей. С.Йылмаз говорит о том, что и для АЭС «Аккую» не нашлось альтернативной формулы – а только та, по которой станция реализуется сейчас. Как она пишет, доля местных партнёров в проекте, как ожидается, должна составить на уровне 10%.

Для реализации строительной части проекта, как указывается автором, сформирован консорциум между компаниями Akkuyu Nükleer A.Ş., Titan 2 AŞ и IC İçtaş İnşaat. Далее автор, довольно иронично, говорит о том, что опыт работы «на стройплощадке» председателя Совета директором Ибрагима Чечена восходит к 1975-му году.

Автор указывает на то, что одним из пунктов переговоров между Эрдоганом и Путиным стал вопрос о том, куда будут складироваться отработанные ядерные отходы. При этом, Берат Албайрак (ныне министр казначейства и финансов страны – В.К.), будучи министром энергетики и природных ресурсов указывал на то, что первое отработанное топливо в 2030 году будет отправляться в Россию.

Далее автор ссылается на данные «радикально» оппозиционной Турецкой палаты инженеров и архитекторов (ТММОВ), которая приводит следующую статистику: по состоянию на 2018-й год, в мире было закрыто 413 АЭС, 173 станции были законсервированы и только 32 станции находятся на этапе строительства.

На строительство АЭС «Аккую» был оформлен документ о поощрении инвестиций на сумму в 76 млрд лир (около 10 млрд долл.).

И по тому и по другому – и по газу и по АЭС, как пишет автор, «мы ожидаем хороших новостей по скидкам».

Далее автор задается вопросом касательно газа в газопроводе «Турецкий поток»: по какой цене он будет поступать европейским потребителям и по какой стоимости продаваться туркам?

Вот как завершает статью автор:

«Иран и Россия – две важные страны, у которых Турция импортирует газ. Ирак – это наш второй по величине экспортный рынок. Сирия – это наши двери, открывающиеся на Ближний Восток. Ливия – это наши запасы природного газа в Средиземном море. Та позиция, которую мы занимаем в региональных конфликтах, отразится и на нашем счете за энергоносители».

Итак, что же мы видим из этой публикации?

Привычные для турецкой оппозиции сетования на АЭС «Аккую» — что она опасна, неэкологична и дорога для Турции. Не устанем повторять, что модель, которую буквально «протащило» в переговорах с российской стороной турецкое руководство – для Турции идеальна. Не строили до сих пор в мире ещё атомных электростанций по модели «Строй – Эксплуатируй – Владей»…

Более того, изначально предполагалось, что Турция войдет в уставной капитал компании до 49% и будет нести расходы на строительство. От этого турки, благополучно, уклонились и ушли на комфортную для себя схему субподряда за «живые» деньги. И при этом, как ни крути, они все равно получат достаточно серьезные заказы – по сути на всю строительную часть проекта (с некоторыми «удержаниями» в части ядерного острова – В.К.).

То, что Россия добилась, наконец, от Турции льготного режима налогообложения для «Аккую» — это не потому, что турки «расщедрились», а потому, что в Соглашении по первой турецкой АЭС допущена ошибка – во всем мире принято, что инвестиционные проекты (а им, безусловно, АЭС «Аккую» является – В.К.) пользуются льготным налоговым режимом. Не было бы этого режима и России пришлось бы аннулировать Соглашение – проект становился, попросту, нерентабельным.

По поводу закрытия АЭС во всем мире и строительства на этом фоне двух АЭС в Турции (в Синопе и в Мерсине) тоже есть что сказать: Турция – страна откровенно бедная на энергоресурсы, а экономика страны довольно быстро растет. Решение по АЭС для «зеленых граждан Турции» может быть неприятно, но оно – единственное, которое в турецких условиях способно держать баланс между спросом и предложением на электроэнергию в Турции в среднесрочной перспективе.

Вообще, это – очень в турецкой манере, в публикациях, допускать такую кашу: тема «Аккую» к нынешней встрече на высшем уровне в Стамбуле имела весьма косвенное отношений и прошла явно по касательной.

Что не помешало автору опять зацепиться за «Аккую», как за «красную тряпку» для турецкой оппозиции.

По существу, ничего «предъявить» газопроводу «Турецкий поток» автор также не смогла, а просто задалась вопросом о ценообразовании для Турции. Видимо, она никогда не сидела за одним столом со своими собственными, турецкими переговорщиками. Иначе, С.Йылмаз знала бы насколько они вязки и трудны, когда дело идет о деньгах. И последнее, в чем тех можно обвинить – это в том, что они оставляют России как «продавцу» излишне высокие цены, не снижая их до возможного минимума.

Однако, не располагая никакими конкретными фактами, автор говорит о  том, что и по АЭС «Аккую» и по газопроводу «Турецкий поток» Турция «ждет скидок», не уточняя правда, каких именно. Впрочем, апеллирование к тому, что «требуется дать скидку» — это достаточно удачный ход, поскольку торг – в крови у турок, который они готовы продолжать всегда и даже когда сделка уже заключена.

Отдельных слов заслуживает завершение статьи: автор говорит о важности для Турции целого ряда соседних стран (Россия, Иран, Ирак, Сирия и Ливия) и отмечает, что любые проблемы непременно отразятся на турецком счете за «энергию».

Это ещё одна типичная «страшилка», которую так любит турецкая оппозиция – говорить об «энергетической кабале», где и оказалась Турция «благодаря действиям руководства страны». А эта зависимость, в свою очередь, порождает ограничения для Турции для действий на внешнеполитической арене.

И, в заключение, вопрос: каким образом текст автора связан с заголовком про «запах природного газа и пороха на переговорах Путина с Эрдоганом»? Понятно, что – никаким. Однако, из этого текста можно понять, как устроена логика турецкой оппозиции – а это, непременно, стоит учитывать поскольку оппозиция в Турции набирает силу. И, как мы неоднократно писали, уже в обозримом будущем представители оппозиции попадут в «федеральную власть». Но об этом – чуть ниже.

Неэффективность турецких переговорщиков также стала главной претензией Неджати Доргу, написавшего статью для оппозиционного издания Sözcü 9 января с.г. под заголовком «Мы стали страной трубопроводов. Счет (на оплату – В.К.) – снова очень высок».

Там автор говорит о том, что Турция по дорогой цене закупает газ как у России, так и у Ирана. Как он пишет, Германия, Франция и Италия покупают газ у России по более низким ценам. При этом он задается тремя критическими, на его взгляд вопросами, на каждый из которых он отвечает словом «нет»: 1. Занимались ли укладкой труб по проекту «Турецкий поток» турецкие компании?, 2. Производит ли Турция корабли, которые укладывали трубы на морском участке?, 3. Является ли Турция продавцом того газа, который идет через её территорию из России и из Ирана, когда она получает свою комиссию с продажи?

Завершает автор той сентенцией, что Турция – единственная страна из ОЭСР, которая не занимается вопросом своей энергоэффективности – в частности, снижением доли сжигаемого топлива в её энергетическом балансе.

Возвращаясь к вопросу турецкой оппозиции, обозначенному выше, не будем забывать одно, крайне важное, обстоятельство: к той оппозиции, которая на сегодняшний день представлена в Великом национальном собрании (Меджлиса) Турции, а это – Народно-республиканская партия, Партия националистического движения, Хорошая партия, а также Партия демократии народов, начинают добавляться новые политические движения.

Мы имеем в виду, те политические движения, которые создаются вчерашними выходцами (беженцами? – В.К.) из Партии справедливости и развития. Эти политические движения – самая серьезная, на сегодняшний день, угроза действующему руководству страны.

Во-первых, выходцы из ПСР прошли серьезную школу руководства страной и видели всю кухню изнутри. Во-вторых, им хорошо известны сильные и слабые стороны своих конкурентов, не говоря уже о «грязном белье». В-третьих, чисто психологический эффект: если из правящей партии «побежали», то не пора ли из неё тоже «побежать»?

Так, Ахмет Давутоглу создал свою Партию будущего (ПБ), которая заслуживает отдельного внимания.

Но зададимся вопросом, является ли А.Давутоглу человеком, который может вытянуть ПБ на лидирующие позиции в турецком парламенте? – Разумеется, не является. Он для этого слишком одиозен (не как политик, а как идеолог – В.К.) – с одной стороны, а, с другой стороны, ему с его «новоосманскими идеями» нужен просто «паровоз» — политик с высокими рейтингами. А вот своих политических рейтингов, достаточных для того, чтобы самому стать таким «паровозом» у Ахмета Давутоглу нет.

Однако, для того, чтобы закончить период однопартийного правительства Партии справедливости и развития много уже и не надо. Как мы не раз говорили на страницах ИБВ, для этого, всего-то, нужно лишь ещё одно парламентское движение. Причем, которое может пройти в парламент не только в одиночку (преодолев избирательный барьер в 10%), но и вступив в коалицию с оппозиционным блоком.

Может или нет объединить Ахмет Давутоглу свои силы с Народно-республиканской партией и с Хорошей партией? – Это сложно себе представить, но и невозможным сценарием также не является.

Поэтому имеет смысл обратить внимание на высказывания А.Давутоглу, который он также дал в связи с рабочим визитом В.Путина в Турцию и с ливийским вопросом, который для турок имеет первостепенное значение.

Обратимся к статье, которая вышла в газете Sözcü 8 января с.г. авторства известного турецкого журналиста Дениза Зейрека. Она написана по мотивам его разговора с Ахметом Давутоглу и озаглавлена как: «Давутоглу: Вооруженные силы Турецкой Республики не должны быть стороной в гражданской войне в Ливии».

Какие, собственно, тезисы из разговора с бывшим турецким премьер-министром журналист включил в свой материал и какие соображения высказал?

Перечисляем:

  • А.Давутоглу был влиятельным турецким политиком, побывавшим как министром иностранных дел Турции, так и премьер-министром Турции. При этом А.Давутоглу был одним из главных идеологов создания Свободной сирийской армии в ходе гражданской войны в Сирии. В этой связи, тем более, удивительно, что А. Давутоглу не высказал поддержки (обозначенным, во всяком случае – В.К.) намерениям турецкого руководства по отправке турецких военнослужащих в Ливию.
  • Как указал А.Давутоглу, с точки зрения баланса сил в Восточном Средиземноморье, решение о подписании Меморандума с правительством национального согласия (ПНС) является правильным.
  • По замечанию бывшего турецкого премьера, оказание ливийскому правительству дипломатической поддержки, а также подготовка ливийских военнослужащих турецкими силами, аналогичным образом, являются правильной идеей.
  • Однако, как подчеркнул А.Давутоглу, Турция не должна ни вставать на чью-либо сторону, ни становиться воюющей стороной в ходе ливийской войны.

Это уже довольно серьезное отклонение от того курса, который сформулирован турецким правительством – «не ограничиваться лишь дипломатией». Собственно, получается, что таким образом А.Давутоглу вторит тезису лидера Народно-республиканской партии К.Кылычдароглу о том, что «Мехметчики (так ласково называют в Турции своих военнослужащих – В.К.) не являются легионерами». В ответ на это Р.Т.Эрдоган выступил с жестким заявлением, в котором прозвучала и отсылка к российской ЧВК «Вагнер» (в количестве 2,5 тыс. человек – В.К.).

Итак, как мы видим, в Турции наблюдается раскол на два крупных лагеря по линии возможности или не возможности отправки турецких военнослужащих на войну в Ливии.

Не исключено, что турецкая сторона блефовала с этим вопросом и всерьез рассчитывала на то, что призыв России и Турции ко всем воюющим сторонам в Ливии по прекращению огня возымеет действие, в первую очередь, на побеждающего Х.Хафтара.

Однако, уже 9 января появилась информация о том, что фельдмаршалом Халифой Хафтаром предложение по прекращению огня было отклонено. Об этом, в частности, написало турецкое оппозиционное издание Sözcü со ссылкой на канал Euronews. Как заявил Х.Хафтар, операция будет продолжена. Впрочем, на момент написания этой статьи (11 января) срок начала прекращения огня в Ливии, ещё не наступил.

Итак, что можно сказать по итогам проведенного разбора турецких СМИ? – Пожалуй, главное заключается в том, что у проектов российско-турецкого сотрудничества в Турции есть серьезная оппозиция. Это касается и «Турецкого потока», и АЭС «Аккую». Следует ожидать, что эта оппозиция, в самые ближайшие годы, начнет входить во власть, а у России, до сих пор, к этому нет готовности: турецкая оппозиция, сегодня, — отчетливо прозападная. Про то же, что ситуация между Россией и Турцией по Ливии разрешилась и говорить не приходится. Судя по всему, сторонам ещё предстоят серьезные трения на этот счет. Ясность с этим начнет наступать уже 12 января с.г.

52.29MB | MySQL:103 | 0,474sec