О причинах отправки подразделений Сил самообороны Японии на Ближний Восток

Китайское информационно-аналитическое агентство «Синьхуа» сообщает, что Япония в ближайшее время направит дополнительные подразделения национальных вооруженных сил на Ближний Восток (БВ). Решение о выделении дополнительных средств для финансирования подразделений Сил самообороны Японии (ССЯ) расположенных на БВ было принято 14-го января на заседании правительства Японии. Сообщается, что данные мероприятия увеличат затраты на ближневосточный контингент более чем на 500 млн иен (около 5 млн долл США) в текущем финансовом году[i]. Министерство финансов Японии заявило, что до конца марта этого года указанные средства будут использоваться для расходов на горюче-смазочные материалы для японских надводных кораблей и патрульных самолетов, выполняющих задачи по борьбе с морским пиратством в Сомали. С апреля по конец 2020 средства на деятельность ССЯ на БВ будут включены в бюджет уже нового финансового года.

Известно, что 27 декабря 2019 г. кабинет министров Японии одобрил решение об отправке в Оманский залив эсминца с управляемым ракетным оружием (УРО) и двух патрульных самолетов Р3[ii]. Самолеты Р3 осуществляющие сбор разведывательной информации в интересах обеспечения безопасности навигации японских кораблей вылетели с Окинавы 11 января и направились на японскую базу в Джибути, созданную для борьбы с пиратами Сомали. В соответствии с планами японского командования, с 20 января разведывательные самолеты Р3 начнут патрулирование акваторий БВ, а в первой половине февраля к ним присоединится эсминец УРО «Таканами». В зону ответственности ССЯ на БВ будут входить Оманский залив, северная часть Аравийского моря и Аденский залив. География проводимых операций не включает Ормузский пролив, где действует многонациональная коалиция под предводительством США. При этом политическое и военное руководство Японии не исключает возможности сотрудничества между японскими и коалиционными силами путем обмена разведывательной информацией[iii].

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в отличие от других случаев отправки ССЯ для участия в военных операциях (например, в Афганистане или Ираке) в данном случае не требовалось принятия специального закона, что наверняка привело бы к затягиванию отправки японских подразделений на БВ. Примечательно, что нынешняя операция ССЯ исключает какое-либо участие в военных действиях, поскольку это запрещено 9 статьей конституции Японии. Она регулируется Законом об учреждении министерства обороны, в котором предусмотрена отправка ВС в целях сбора разведывательных данных и проведения комплексных исследований. Исследовательская деятельность японских ВС не ограничена географическим рамками, поэтому достаточно только санкции со стороны министра обороны. Такой подход создает впечатление, что отправка воинских подразделений не продиктована насущной угрозой жизни японских граждан за рубежом и не является необходимой с точки зрения обеспечения бесперебойных поставок углеводородов[iv].

Решение об отправке военных за рубеж не встретило поддержки у японского населения: агентство «Киодо»  подсчитало, что 58% респондентов высказались против отправки военнослужащих на БВ. Оппозиционные партии выступили с критикой принятого решения, называя его непродуманным и создающим риск нарушения конституции. С тем чтобы смягчить эффект от этого шага, Синдзо Абэ решил оформить его в виде решения кабинета министров, которое требует от правительства отчета перед парламентом о результатах операции[v]. Особое внимание в Японии уделили дипломатическому обеспечению данного решения[vi]. Одним из аспектов нынешнего ближневосточного турне С.Абэ (визиты в КСА, ОАЭ и Оман в период с 11 по 15 января 2020 г.) стало разъяснение содержания планов Японии по отправке ССЯ. Судя по результатам, разъяснительная работа прошла успешно. Министр иностранных дел КСА Фейсал бен Фархан Аль Сауд отметил «важный вклад» Токио в обеспечение безопасности судоходства в регионе. Также инициативу Японии высоко оценили в ОАЭ и в Омане.

Таким образом, поскольку ситуация на Ближнем Востоке продолжает оставаться напряженной, политическое и военное руководство Японии приняло решение направить на БВ подразделения национальных ВС. По статистике Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, зависимость страны от ближневосточной нефти в 2018 году составила 88,2%[vii]. Чтобы обеспечить безопасность связанных с Японией судов, было принято решение усилить группировку ССЯ на БВ в целях сбора разведданных. В тоже время Япония отказывается от участия в многонациональной коалиции, но все-таки отправляет ССЯ в регион в рамках собственной, независимой от США и их союзников миссии. Такое решение должно отвечать целям, которые Япония преследует в сложившейся ситуации: с одной стороны, она примет участие в обеспечении безопасности ближневосточного региона, как того хотят США; с другой стороны, не поставит под угрозу дружеские отношения со странами региона, например Ираном.

[i] http://www.xinhuanet.com/world/2020-01/14/c_1125462446.htm

[ii] http://www.xinhuanet.com/world/2019-12/28/c_1125399365.htm

[iii] https://www.guancha.cn/internation/2020_01_10_531166.shtml

[iv]http://www.rfi.fr/cn/%E4%BA%9A%E6%B4%B2/20200110-%E4%B8%AD%E4%B8%9C%E5%B1%80%E5%8A%BF%E8%99%BD%E7%B4%A7-%E6%97%A5%E6%9C%AC%E7%BB%B4%E6%8C%81%E5%8F%91%E5%B8%83%E6%B4%BE%E5%85%B5%E5%91%BD%E4%BB%A4

[v] https://www.japantimes.co.jp/news/2020/01/12/national/politics-diplomacy/msdf-dispatch-middle-east-poll/#.XiBtiG5uLIU

[vi] https://world.huanqiu.com/article/9CaKrnKoOI3

[vii] http://www.xinhuanet.com/2020-01/23/c_1125497471.htm

 

62.84MB | MySQL:102 | 0,476sec