Пакистано-американские отношения: 2008 – напряжение усиливается

Пакистанская тема в настоящее время является непременной составной частью выступления кандидатов в президенты США или заявления высших должностных лиц администрации, начиная с президента Дж. Буша.

Еще весной 2001 г., когда генерал П. Мушарраф объявил о борьбе против движения «Талибан» (новых талибов) в Пакистане, его призыв к международной общественности не был достаточно хорошо услышан. Однако события 11 сентября 2001 г. кардинально изменили ситуацию.

США потеряли живой интерес к Пакистану после вывода советских войск из Афганистана в 1989 г., когда он перестал играть роль прифронтового государства. В 90-е годы постоянная смена гражданских правительств Б. Бхутто и Н. Шарифа, боровшихся за власть, не прибавляли к нему симпатии.

Приход к власти генерала П. Мушаррафа 14 октября 1999 г. в результате бескровного военного переворота, отстранение от власти законно избранного главы правительства и введение в стране режима чрезвычайного положения оттолкнули сначала администрацию Б. Клинтона, а затем и Дж. Буша от Исламабада. Крестовый поход последнего, провозгласившего борьбу против мирового терроризма приоритетной целью своей внешней политики, начался после взрыва башен-близнецов в Нью-Йорке в сентябре 2001 г.

Борьба США с исламским экстремизмом как частью мирового терроризма проводилась по нескольким направлениям: за вторжением в Афганистан осенью 2001 г. последовала интервенция Ирака весной 2003 г. С 2001 г. Пакистану отводилась роль основного союзника в регионе в борьбе против талибов и боевиков «Аль-Каиды» на приграничных с Афганистаном территориях Северо-Западной пограничной провинции/СЗПП. В дальнейшем, после провала «ядерного давления» на Иран, с новой силой зазвучала «ядерная проблема» Пакистана. США даже разработали План охраны его ядерных объектов при чрезвычайных обстоятельствах в случае, если «нынешние политические беспорядки приведут к захвату ядерных арсеналов экстремистами» [1].

После событий 11 сентября 2001 г. США использовали базы на территории Пакистана для проведения военных операций в Афганистане. Но их присутствие было непродолжительным. Американские войска покинули ИРП после свержения режима Талибана в Кабуле и развернули свою базу в Баграме, к северу от Кабула. С тех пор пакистанское руководство запретило присутствие американских военных формирований на территории страны.

К тому времени Пакистан приобрел новый статус в политике Вашингтоне в регионе – основного союзника в борьбе против исламского экстремизма и терроризма. И Вашингтон уже не обращал внимания на военную администрацию и на действие чрезвычайного положения в стране, которое в Пакистане было отменено только осенью 2002 г. после проведения референдума и всеобщих парламентских выборов. «Пакистан является нашим стратегическим партнером в борьбе с исламским экстремизмом», неустанно повторяет Дж. Буш.

Стратегическое партнерство открыло перед Пакистаном колоссальные возможности. В 2001–2007 гг. США предоставили финансовую помощь Пакистану по различным каналам в размере 9,6 млрд долларов, включая 5,3 млрд долларов от Пентагона. Самые крупные статьи выплат направлялись администрации П. Мушаррафа на борьбу с терроризмом.

Еще в июне 2003 г., во время визита президента ИРП, генерала П. Мушаррафа в США, между Вашингтоном и Исламабадом было подписано соглашение о предоставлении Пакистану экономической помощи на сумму 3 млрд долларов сроком на пять лет. В преамбуле документа по-американски четко были прописаны основные цели, на которые должны быть потрачены выделяемые деньги, за которые конгресс США и лично президент Дж. Буш несут ответственность перед своими налогоплательщиками: борьба с терроризмом, контроль за распространением ядерного оружия и развитие страны по демократическому пути [2].

Со своей стороны, Пакистан с лихвой отплатил за мощную финансовую поддержку, став за эти годы основным покупателем продукции военно-промышленного комплекса США. Одна из последних сделок – 31 декабря 2007 г., когда Пентагон предоставил компании Локхид Мартин Корпорейшн/ Lockheed Martin Corp право на поставку Исламабаду 18 истребителей F-16 до конца 2010 г. Сделка предусматривает сборку 12 F-16C (одноместных) и шесть F-16D (двухместных) истребителей. Стоимость контракта — 498,2 млн долларов.

В целом, стратегия антитеррористической борьбы США в Пакистане предусматривает трехуровневый подход к ее решению – локальный, региональный и мировой. Что касается локального уровня, то он в свою очередь на сегодняшний день предусматривает пакистано-американское сотрудничество в следующих областях: поставки оборудования США; обмен разведывательной информацией; техническое сотрудничество; обучение военных специалистов [3].

Однако сегодня, когда военно-политическое присутствие США в регионах Центральной и Западной Азии стало доминирующим, но не привело к заметным успехам, Вашингтон начал пересматривать роль и место Пакистана в своей стратегии в регионе.

После разгрома талибов осенью 2001 г. предводители «Аль-Каиды» нашли убежище в полосе пуштунских племен, населявших территорию между Афганистаном и Пакистаном, главным образом в горных районах Северо-Западной пограничной провинции Пакистана.

Пакистанские власти со своей стороны в то время сумели договориться с боевиками о прекращении военных действий. Но весной 2007 г. перемирие было нарушено, а события вокруг Красной мечети в июле прошлого года полностью изменили ситуацию. «Аль-Каида» провозгласила поход против военных, военной администрации и лично против президента-генерала П. Мушаррафа.

В Пакистане последовала серия террористических актов, и прежде всего против военных и видных политических деятелей.

Противостояние президента-генерала П. Мушаррафа и судебной власти в 2007 г., когда Верховный суд всячески затягивал утверждение итогов президентских выборов, прошедших 6 октября 2007 г., победу на которых одержал генерал П. Мушарраф, набравший 57% голосов, а также активизация деятельности боевиков в СЗПП привели к введению в Пакистане 3 ноября 2007 г. режима чрезвычайного положения.

Администрация Дж. Буша обрушилась на генерала П. Мушаррафа с резкой критикой, требуя от него немедленной отмены ЧП, ухода в отставку с поста командующего штабом сухопутных войск и проведения всеобщих парламентских выборов. В ноябре 2007 г. в Исламабад был срочно направлен помощник госсекретаря США Дж. Негропонте с требованием выполнения взятых обязательств.

Генерал П.Мушарраф сдержал данное слово и 28 ноября 2007 г. ушел в отставку, передав жезл – символ высшей военной власти — генералу А. Кияни, а 29 ноября 2007 г. дал клятву на верность Конституции и занял пост президента Исламской Республики Пакистан. Во второй раз за время пребывания П. Мушаррафа у власти режим ЧП действовал недолго — 15 декабря он был отменен. Днем позже была объявлена дата всеобщих парламентских выборов – 8 января 2008 г. В стране развернулась острая политическая борьба за будущие места в Национальной и провинциальных ассамблеях.

Однако вскоре события вновь потрясли весь Пакистан. 27 декабря 2007 г. в результате террористического акта погибла Беназир Бхутто, лидер Пакистанской народной партии, одной из крупнейших оппозиционных сил страны. Последовавшие затем погромы в ее родной провинции Синд принесли миллионные убытки.

Реакция администрации США на смерть экс-премьера Пакистана Б. Бхутто была незамедлительной и резкой. С одной стороны, в террористическом акте Вашингтон обвинял «Аль-Каиду», с другой – посыпались угрозы в адрес президента П. Мушаррафа, как и в случае с введением в стране 3 ноября 2007 г. режима чрезвычайного положения, в отсутствии с его стороны контроля за внутренней ситуацией в стране, и как следствие, угрозы сократить финансовую помощь Пакистану. Кроме того, президент США Дж. Буш и представители его администрации повторили неоднократные заявления о необходимости проведения антитеррористической военной операции на территории Пакистана.

Вашингтону всегда было довольно сложно иметь дело с военными в Пакистане, прямое военное или военно-гражданское правление – это практически большая часть 60-летней истории государства. Сугубо штатскому Дж. Бушу всегда трудно было разговаривать с действующим генералом П. Мушаррафом. Значительно удобнее было поддерживать связи при конституционно-парламентской форме правления с избранным правительством. И США делали все возможное, чтобы уменьшить влияние военных в стране.

Проект о разделении властей между П. Мушаррафом и Б. Бхутто под названием «Декрет о национальном примирении», разработанный и озвученный в начале осени 2007 г., так и остался нереализованным. Согласно его букве, в целях сохранения баланса власти в Пакистане между гражданскими и военными силами предполагалось, что пост премьер-министра будущего правительства, сформированного после всеобщих парламентских выборов, займет лидер крупнейшей оппозиционной Пакистанской народной партии.

Официальные лица, и прежде всего госсекретарь США К. Райс, не отрицали поддержку г-жи Б. Бхутто при ее возвращении в Пакистан в октябре 2007 г. для участия в выборах. В свою очередь, Б. Бхутто отплачивала США заверениями, что, придя к власти, она будет приветствовать американский воинский контингент на территории Пакистана для проведения операций против боевиков «Аль-Каиды», а также допустит в страну представителей МАГАТЭ для инспекции ядерных объектов Пакистана и т.д.

Но сегодня место главы будущего кабинета министров остается… вакантным. И вновь США сталкиваются с необходимостью вести переговоры с военными (генералом А. Кияни) или военными в отставке (президентом П. Мушаррафом).

Теракт 27 декабря 2007 г., активизация исламских радикалов, военная операция против боевиков в Северо-Западной пограничной провинции и т.д. не только нанесли значительный ущерб экономике страны, но и в целом дестабилизировали социально-политическую жизнь Пакистана в последние месяцы.

В первой декаде января 2008 г. в Исламабад вновь был срочно направлен посланник Вашингтона, сенатор Джозеф Либерман/Joseph Lieberman. Приговор был однозначный: «конгресс Соединенных Штатов может предпринять действия против Пакистана, если выборы пройдут не в свободной, честной и беспристрастной атмосфере, и если президент П. Мушарраф не убедит американскую делегацию, что правительство обязуется провести честные и мирные выборы.., — заявил Дж. Либерман на пресс-конференции в Исламабаде, — фальсифицированные выборы приведут к дальнейшей поляризации политических сил и усилят угрозу со стороны «Аль-Каиды» и других террористических организаций… Есть люди, которые очень озабочены безопасностью ядерных арсеналов Пакистана».

Масло в огонь подлил глава МАГАТЭ М. Эль Барадеи/ Mohamed ElBaradei 8 января 2008 г.в Бейруте, заявивший в интервью газете «Al-Hayat» об «опасениях, связанных с ядерным арсеналом Исламабада, который может попасть в руки экстремистов в Пакистане или Афганистане»… «Я боюсь, что хаос… или экстремистский режим может дать корни в стране, обладающей от 30 до 40 боеголовок… С момента введения президентом П. Мушаррафом чрезвычайного положения в ноябре весь мир озабочен вопросом безопасности Пакистана, который имеет 50 боеголовок» (дословный перевод) [4].

Развернувшаяся избирательная кампания в США, помимо прочего, имеет одну особенность. Практически все кандидаты на пост президента Соединенных Штатов Америки в графе «борьба с терроризмом» упоминают Пакистан, подчеркивая необходимость инспекции его ядерных установок. Х. Клинтон, фаворит от Демократической партии, подчеркивая свой интерес к этой стране, посетив ее, будучи еще «в чине» первой леди, заявила, что предложит совместную американо-британскую команду для инспекции безопасности ее ядерных арсеналов в случае, если будет избрана на пост президента. Белый дом вскоре опроверг данное заявление [5]. Пакистан, несмотря на давление стран НАТО, международных организаций, МАГАТЭ ни под каким видом не допускает иностранных наблюдателей на свои ядерные объекты.

Несмотря на неудачи в своей ближневосточной политике, США остаются доминирующей силой, оказывающей влияние на развитие событий в регионе. Однако столь явные провалы в иракской военной кампании, отступления в вопросах иранской ядерной программы и т.д. заставят США искать «новых врагов демократии или угрозу миру во всем мире» в лице, например, Исламабада.

1. Dawn 12.11.07.

2. Dawn 26.06.03.

3. Pakistan Times 09.01.08.

4. Dawn 09.01.08.

5. Dawn 07.01.08.

52.22MB | MySQL:103 | 0,583sec