Израильские эксперты о «сделке века» президента США Д.Трампа. Часть 1

Президент США Дональд Трамп 28 января 2020 года обнародовал мирный план урегулирования палестино-израильского конфликта в присутствии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Амос Ядлин, директор Института исследования национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета, признает, что время приглашения в Белый дом Б.Нетаньяху одновременно с председателем блока «Кахоль-лаван» и лидером оппозиции в Кнессете Бени Ганцем для запуска «сделки века», обусловлено текущими политическими обстоятельствами в Израиле и Соединенных Штатах. Однако, помимо политических соображений, речь идет о ключевом пункте повестки дня национальной безопасности Израиля – палестино-израильском конфликте[i].

По мнению авторитетного израильского эксперта, несмотря на отказ палестинцев даже обсуждать американский план, Израилю было бы целесообразно его принять в качестве основы для урегулирования конфликта в будущем. Однако и этого будет недостаточно. Когда станет ясно, что план не способствует достижению соглашения с палестинцами, и при условии, что предстоящие выборы в Кнессет все-таки приведут к созданию правительства, встанет вопрос «что дальше?».

А.Ядлин отмечает, что ряд условий «сделки века» Д.Трампа соответствует стратегическим положениям, которые легли в основу плана INSS по выходу из палестино-израильского конфликта, предложенного в октябре 2018 года (мы писали об этом в двух статьях, которые можно найти по ссылкам: http://www.iimes.ru/?p=48646, http://www.iimes.ru/?p=48651).

Основные параметры американского плана решения палестино-израильского конфликта следующие:

— Гарантия всех компонентов, имеющих решающее значение для безопасности Израиля: израильский контроль над долиной реки Иордан; контроль над стратегическими объектами; контроль над воздушным пространством; демилитаризация любого будущего палестинского государства; свобода действий, которая позволяет Армии обороны Израиля бороться с терроризмом на всей территории к западу от реки Иордан. В этом контексте Израиль будет контролировать всю территорию вокруг палестинского государства и все пограничные переходы.

— Создание палестинского государства через четыре года при условии выполнения ряда предварительных условий: признание Израиля еврейским государством со столицей в Иерусалиме, и ликвидация всей военной инфраструктуры и возможностей ХАМАСа.

— Иерусалим остается под контролем Израиля по линии безопасности, что исключает из муниципальных границ города несколько арабских кварталов. Иерусалим будет иметь символическое палестинское присутствие, включая доступ к святым местам и палестинской столице в восточной части города. Статус Иордании как хранителя святых мест останется неизменным.

— План не признает палестинское «право на возвращение» на израильскую территорию, но он может включать символическое, ограниченное и контролируемое возвращение беженцев в районы, находящиеся под контролем Палестинской национальной администрации (ПНА). Почти все беженцы должны поменять свой статус там, где они в настоящее время проживают.

— Еврейские поселения на Западном берегу р. Иордан не будут эвакуированы; неясно, относится ли это к районам под юрисдикцией поселений или к застроенным районам. Незаконные форпосты будут эвакуированы, что коснется около 10 000 человек, большинство из которых рассматриваются поселенческим движением как экстремисты.

Что касается границ, то около 40% зоны С (которая по соглашению Осло находится под полным контролем Израиля) будет передано Израилю. Палестинцы получат территориальную компенсацию или значительный «обмен» на территорию в западной части Негева, хотя и не в соотношении один к одному. Из территории в пределах «зеленой линии» в долину реки Иордан будет два израильских коридора: вдоль шоссе 5 и шоссе 1. Сектор Газа и Западный берег р. Иордан будут соединены тоннелем, чтобы облегчить передвижение из одного района в другой.

— В целях поддержки создания независимой, функциональной палестинской общности на территории ПНА планируется масштабное развитие экономики и инфраструктуры путем инвестирования десятков миллиардов долларов на основе принципов, представленных на конференции в Бахрейне в июне 2019 года. Амбициозная программа подразумевает удвоение ВВП Палестины, создание одного миллиона рабочих мест, сокращение безработицы до однозначного процента в течение десятилетия и многое другое.

— Ресурсы будут инвестироваться в ПНА, включая инфраструктуру, здравоохранение, правосудие, образование, занятость и другие проекты.

— Планируется создание международного инвестиционного фонда в размере 50 миллиардов долларов. Из этой суммы 28 млрд долларов пойдут на инвестиции в ПНА, а остальные – в соседние страны, чтобы заручиться их поддержкой: 7,5 млрд долларов  Иордании, 9 млрд долларов Египту и 6,5 млрд долларов Ливану.

А.Ядлин делает восемь ключевых выводов из представленных параметров «сделки века»:

  1. Это самый выгодный план для Израиля, когда-либо представленный внешним игроком. С точки зрения ключевых аспектов конфликта – границ, безопасности, статуса Иерусалима и проблемы палестинских беженцев – план основан на принципах, гораздо более удобных для Израиля, чем те, которые были сформулированы Биллом Клинтоном, Джорджем Бушем-младшим, и администрацией Барака Обамы.
  2. План признает реальность на местах и учитывает произошедшие в регионе с 1990-х годов изменения​​, в частности, на Западном берегу р. Иордан, и дает понять палестинцам, что время больше не работает на них.
  3. Однако очевидно, что этот план не приведет к миру и даже не сможет служить основой для палестино-израильских переговоров в ближайшем будущем.
  4. В настоящее время между Израилем и палестинцами нет соглашения об условиях возобновления прямых переговоров, и поэтому на данный момент не существует условий для успешных прямых переговоров об окончательном решении конфликта путем создания двух государств. Ни одно руководство – ни израильское, ни палестинское – не пользуется общественной поддержкой. Это особенно касается палестинской стороны, т.к. председатель ПНА Махмуд Аббас уже 15-й год у власти, вместо четырехлетнего срока, и приближается к концу долгой политической карьеры, а палестинская политическая система разделена между Западным берегом р. Иордан, контролируемым ПНА, и сектором Газа, где у власти находится ХАМАС.
  5. План предполагает политическую и экономическую поддержку арабских стран, даже если палестинцы отвергают усилия США. Однако весьма сомнительно, что в нынешних условиях Эр-Рияд, Каир и Амман поддержат «сделку века».
  6. Не ясно, является ли план комплексным предложением, действительным только в том случае, если приняты все его компоненты, или его можно реализовывать поэтапно, или в одностороннем порядке в отношении тех моментов, которые являются положительными для Израиля. Неясна позиция администрации США по следующему вопросу: позволит ли Израилю отказ палестинцев от этого плана автоматически приступить к «установлению фактов на местах», т.е. к односторонним действиям?
  7. План мог бы также стать отправной точкой для будущего прогресса в создании двух государств, что обеспечило бы решение трех основных проблем Израиля: обеспечение его будущего существования как еврейского, демократического и безопасного государства приемлемым для большинства израильтян путем.
  8. Выдвижение палестинской проблемы на передний план на международной арене в настоящее время не отвечает интересам Израиля. Израилю необходимо по-прежнему сосредоточиваться на основных неотложных угрозах безопасности, которые исходят от Ирана: ядерная программа Тегерана, военное закрепление иранцев в Сирии и проект создания производства точных ракет в Ливане. Израильское правительство не должно позволять Соединенным Штатам в частности или международному сообществу в целом отодвигать эти проблемы в сторону в пользу палестинского вопроса: первые являются критически важными, имеющими первостепенное значение для национальной безопасности Израиля.

Повторяя предложения, изложенные в плане INSS под названием «Стратегические принципы для израильско-палестинской арены», А.Ядлин настаивает на том, что нынешняя политика Израиля, ошибочно называемая «поддержание статус-кво», является весьма проблематичной, поскольку она постепенно приводит к реальности одного государства между Средиземным морем и рекой Иордан. В конечном итоге это может заставить Израиль выбирать между еврейской и демократической составляющими своей идентичности. Можно ожидать, что израильские крайне правые попытаются использовать отказ ПНА даже обсуждать план Д.Трампа для аннексии Иорданской долины и зоны С, что станет необдуманным, опасным шагом с негативными последствиями. Такой шаг поставит под угрозу мирные договоры с Египтом и Иорданией, которые являются стратегическими активами национальной безопасности Израиля; повысит напряженность на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа; втянет Израиль в политическую конфронтацию с международным сообществом и Демократической партией в США; и подстегнет антиизраильские действия Международного уголовного суда (МУС) в Гааге. Более того, все это отвлечет внимание международного сообщества от того, на чем оно сегодня должно сосредоточиться – на Иране.

Согласно плану INSS, Израиль может и должен использовать ожидаемый отказ палестинцев принять план Д.Трампа, чтобы сформировать новую реальность, которая принесет пользу. Предпочтительным путем к заключению соглашения являются прямые переговоры. Однако израильская инициатива не должна быть остановлена ​​отказом палестинцев вернуться за стол переговоров и неспособностью найти решение, основанное на идее двух государств, на условиях и с параметрами, приемлемыми для Израиля. Поэтому необходимо определить правильный путь продвижения вперед в любое время и в любой ситуации в соответствии с национальными целями Израиля, даже если это означает «навигацию по альтернативным маршрутам». План института предлагает независимое отделение Израиля от Западного берега р. Иордан, которое произойдет во взаимодействии с Соединенными Штатами и соответствующими арабскими странами; это будет происходить таким образом, чтобы сохранить возможность создания в будущем реальности с двумя государствами при создании надлежащих условий. Израиль будет пытаться заручиться поддержкой палестинского руководства других израильских шагов и, насколько это возможно, координировать с ним свои действия. В то же время необходимо лишить палестинскую стороны возможности накладывать вето на усилия, влияющие на будущее Израиля. Речь идет о «создании географической, демографической среды и условий безопасности, которые сохранят Израиль как еврейское, демократическое, безопасное и с моральной точки зрения справедливое государство».

В заключении, Израиль, по мнению эксперта, должен продвигать политику, основанную на принципах плана INSS от 2018 года, который делает акцент на взаимодействии с Соединенными Штатами, усилии по обеспечению арабской поддержки и стремлении заключить будущее соглашение на основе двухгосударственного решения. В отличие от односторонней аннексии Израилем, которая чревата опасностями, рекомендуемая экспертами политика может создать позитивные политические перспективы с хорошими шансами на получение широкой международной поддержки, а не только администрации Д.Трампа.

[i] The Trump Plan: What’s Next? // INSS. 28.01.2020 — https://www.inss.org.il/publication/the-trump-plan-whats-next/?offset=0&posts=2296

62.87MB | MySQL:102 | 0,667sec