Некоторые проблемы региональной безопасности в Северной Африке в 2007 году

2007 г. оказался очень непростым и богатым на события для региона Северной Африки. Его географическое положение между Европой и Ближним Востоком, Европой и Африкой во многом предопределило сложность и противоречивость процессов, повлиявших, и зачастую — негативным образом, на региональную безопасность.

Центральное место по степени влияния на региональную безопасность приходится отвести застарелому кризису в отношениях между АНДР и Марокко, обусловленному стремлением Алжира и Рабата играть роль регионального лидера, а также западносахарским конфликтом. Этот кризис вынуждает две страны все больше втягиваться в новую гонку вооружений с одновременным расширением сферы конкуренции на космос и атомную энергетику.

В западносахарском конфликте итогом года стало заявление Фронта ПОЛИСАРИО о возможности возобновления боевых действий против Марокко. Понятно, что такое заявление руководства сепаратистов не могло прозвучать без санкции Алжира. В этой связи Марокко не может не учитывать многомиллиардных программ закупок вооружений, реализуемых АНДР, и в частности, десятков боевых самолетов, зенитно-ракетных комплексов, бронетехники, других систем вооружений преимущественно российского производства. Поэтому хотя в меньшей степени, но Рабат был также вынужден включиться в гонку вооружений. В частности, он принял решение обновить парк истребительной авиации за счет закупки в США самолетов Ф-16.

О том, какая обстановка складывается на мароккано-алжирской границе, нетрудно судить по учениям, проведенным в апреле с дислоцированной на западе Алжира у границы с Марокко 8-й бронетанковой дивизией (бртд). Согласно замыслу учений, условный противник нарушил границу Алжира, атаковал позиции алжирских войск и потеснил их. Чтобы восстановить положение и отбросить противника, командование Национальной народной армии (ННА) бросило в контратаку части 8-й бртд, на вооружении которой находятся танки советского производства Т-72. Учения проводились с боевыми стрельбами. Нетрудно догадаться, кто подразумевался под условным противником для основной ударной силы ННА.

По оценке марокканского еженедельника «Журналь эбдомадэр» (ЖЭ), Марокко крайне негативно отнеслось к «громкому возвращению России в Магриб, поскольку она выбрала АНДР с учетом исторических связей, которые объединяют Москву с Алжиром». При этом ЖЭ скромно забыл, что Марокко также является важным партнером России в сфере военно-технического сотрудничества. А его объем определяется только наличием средств у покупателей российского оружия. Эти средства есть у Алжира, в то время как Марокко испытывает определенные трудности. Однако подобный подход может негативно повлиять на российско-марокканские отношения в целом.

В 2007 г. появилось несколько новых подтверждений того, что страны региона включились в космическую гонку. Пока их усилия направлены в первую очередь на то, чтобы обзавестись собственными спутниками дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Понятно, что за этим названием скрыто другое предназначение подобных космических аппаратов (КА) — ведение разведки. Такие КА к началу 2007 г. уже были у Алжира и Марокко. В течение года собственным спутником ДЗЗ обзавелся и Египет.

«Вдруг» проявившаяся у стран Северной Африки страсть к развитию собственных атомных программ во многом связана с неспособностью мирового сообщества обуздать ядерные амбиции Тегерана. Еще в конце 2006 г. четыре из них — Алжир, Египет, Марокко и Тунис — заявили о намерении развивать атомную энергетику, оправдывая свои намерения стремлением диверсифицировать источники энергии. В 2007 г. к ним присоединилась Ливия. В настоящее время реакторами различной мощности и предназначения располагают Алжир, Египет, Ливия и Марокко. В ближайшие планы Египта входит строительство трех реакторов мощностью по 600 МВт, несколько реакторов намерена построить Ливия, строительство аналогичных объектов планируется в Алжире, Марокко и Тунисе.

Даже если оставить в скобках то обстоятельство, что демонстрация ядерных амбиций может быть истолкована как стремление иметь определенный потенциал, позволяющий достаточно быстро перейти к военным атомным программам, само по себе увеличение числа атомных реакторов в регионе потенциально увеличивает риск того, что делящиеся материалы могут попасть в руки террористов. Самый мрачный сценарий связан с возможностью прихода к власти в одной из таких стран исламистов.

Другой важной проблемой для региона в 2007 г. оказалась резкая активизация в нем деятельности «Аль-Каиды». Точкой отсчета в этом процессе стало 26 января 2007г., когда действовавшая в Алжире Салафистская группа проповеди и джихада (СГПД) объявила, что «по указанию» Усамы бен Ладена сменила название и отныне будет называться «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКМ).

Практическая деятельность АКМ тут же дала повод наблюдателям сделать вывод о том, что после того, как «Аль-Каида» обосновалась в странах Сахеля, она через АКМ всерьез взялась за внедрение своих ячеек в Северной Африке. Делая это, «Аль-Каида» преследовала, по меньшей мере, три цели: облегчить доступ своих боевиков в Европу, шире привлекать исламистские группировки из стран Магриба для совершения терактов на другом берегу Гибралтарского пролива и наладить активную вербовочную работу для привлечения добровольцев из стран региона для ведения джихада в Ираке. АКМ тут же объявила войну всем режимам региона, и хотя пока у нее нет сил для прямого противостояния, борьба между радикальными исламистами и правящими режимами в виде асимметричной войны представляется реальной перспективой на ближайшее будущее. «Фирменным» знаком АКМ стало не отмечавшееся ранее в Алжире использование боевиков-смертников, и более того — малолетних шахидов.

В марте АКМ нанесла удар по российским интересам в Алжире. В результате подрыва бомбы в провинции Айн-Дефла к югу от Алжира под автобусом, перевозившим нефтяников, погибли четыре человека, в том числе один россиянин, пятеро получили ранения. Предыдущий теракт против российских интересов отмечался в Алжире более пяти лет назад. Возобновление атак на россиян, как представляется, стало следствием влияния на исламистов из АКМ неких сил, которые любыми средствами стремятся помешать усилению позиций российских компаний на алжирском рынке. В возможном замедлении темпов роста российско-алжирского сотрудничества заинтересованы прежде всего американские нефтяные компании.

АКМ быстро распространила свою активность на весь Североафриканский регион и взяла под свой контроль другие радикальные группировки. Как предупредил французский судья Жан-Луи Бругюэр, занимающийся делами, связанными с терроризмом, «бывшая СГПД взяла под свой контроль все радикальные группировки Магриба — Воюющую исламскую группу — ливийскую (ВИГ-Л), Воюющую исламскую группу — марокканскую (ВИГ-М) и Воюющую исламскую группу — тунисскую (ВИГ-Т)». Отныне в регионе создана террористическая арка, которая планирует перевести свои акции и на юг, в регион Сахеля», — отметил он. Судья подчеркнул, что само появление АКМ означает прямую угрозу для Франции.

Согласно данным французских спецслужб, по состоянию на 1 июля 2007 г. кроме Алжира ячейки АКМ действовали в Египте, Ливии, Марокко, Мавритании, Мали, Нигере и Тунисе. Общая численность организации в одном только Алжире оценивалась в 500–800 человек. Одна из установленных особенностей АКМ — основные источники ее финансирования находятся во Франции и в Испании.

Активизация деятельности АКМ в регионе вряд ли была возможна без хорошо отлаженной контрабанды оружия из стран Сахеля через южную границу Алжира.

Стабильности в регионе не содействовало и восстание туарегов в ряде стран Сахеля. Оно задело краем и Алжир.

Ответ на активизацию «Аль-Каиды» в регионе страны Северной Африки видят в налаживании тесного сотрудничества, в частности, в рамках инициированной Соединенными Штатами программы Транссахарского партнерства в борьбе против терроризма, на которую Вашингтон ежегодно тратит 80–90 млн долларов. В феврале в Дакаре состоялась встреча заместителя командующего ВС США в Европе с начальниками генеральных штабов девяти стран Магриба и Сахеля. Как заявил представитель Пентагона генерал Уильям Вард, через проведение этого мероприятия США рассчитывали усилить свою роль в борьбе против терроризма в Северной Африке на долгосрочную перспективу.

В 2007 г. американцы активно осваивали зону Сахеля и прилегающие к ней регионы, полагая, по всей видимости, что там может возникнуть очередной фронт борьбы с «Аль-Каидой». В апреле в районе марокканского городка Тан-Тан на юго-востоке страны прошли мароккано-американские учения «Африканский Лев – 2007», в которых приняли участие 300 американских морских пехотинцев. Вместе с марокканскими военными они отрабатывали действия в пустынной местности.

В качестве промежуточного вывода: многие события в Северной Африке подтвердили справедливость уже наблюдавшейся в других регионах взаимосвязи между обнаружением нефти, обострением ситуации в плане безопасности из-за действий джихадистов и активным вмешательством США в дела региона под предлогом борьбы с международным терроризмом.

В то же время ряд стран региона негативно отреагировал на решение Вашингтона создать к осени 2008 г. специальное командование для Африки (Африком). Несмотря на то что заявленной и с первого взгляда благой целью создания Африком является «содействие уменьшению числа конфликтов, улучшению ситуации в плане безопасности, уничтожению терроризма», негативную позицию по отношению к американской инициативе заняли Алжир и Ливия. Египту не пришлось давать оценку решения своего стратегического союзника, поскольку эта страна осталась в зоне ответственности американского Центрального командования. Судя по всему, все региональные военные планы Пентагона и Каира сверстаны с учетом взаимодействия египетской армии именно с Центральным командованием.

В 2007 г. продолжился процесс втягивания региона в сферу интересов НАТО. Взаимодействие с Североатлантическим альянсом велось по линии программы НАТО «Средиземноморский диалог», а также по линии совместной борьбы с терроризмом. Последнее направление выразилось в подготовке подключения ряда государств региона, и в частности, Алжира и Марокко, к антитеррористической операции НАТО в Средиземном море «Активные усилия».

В апреле корабли ВМС Алжира, Марокко и Туниса приняли участие в учениях НАТО «Феникс экспресс – 2007», проводившихся в зоне, примыкающей к испанскому порту Кадис. Маневры, в которых также приняли участие боевые корабли США, Франции, Испании, Италии, Турции, Португалии и Греции, были организованы штабом 6-го флота США. В ходе учений отрабатывались действия многонациональной группы кораблей под командованием из единого операционного центра по контролю судоходства. Единый операционный центр на время учений был развернут на испанской военно-морской базе Рота.

Другим важным направлением международной активности стран региона стало их участие в группе «пять плюс пять» — пять стран Южной Европы и пять стран Магриба. В рамках группы в июне в Алжире прошла встреча начальников штабов ВВС. Среди обсуждавшихся вопросов значился обмен информацией о воздушной обстановке как одной из превентивных мер по предупреждению воздушного терроризма, о совместимости закрытых средств связи, а также о возможности начиная с 2008 г. направления наблюдателей на учения ВВС, которые будут проводиться странами — участницами группы.

Заметное негативное влияние на региональную безопасность оказало то, что регион Северной Африки в целом играет все более заметную роль в системе международного наркотрафика, причем не только как транзитного пункта на пути ядовитого дурмана в Европу, но и как важного поставщика наркотиков. Центр производства «мягких» наркотиков находится на севере Марокко в горной цепи Риф, где под посевами индийской конопли занято до 120 тыс. га. Точные данные об объемах «поставок» наркотиков из Марокко в Европу по понятным причинам неизвестны. Однако определенное представление могут дать следующие данные: в 2006 г. только в районе Танжера марокканская жандармерия захватила свыше 80 тонн различного наркотического зелья. Со своей стороны, таможенники Танжерского порта в 2007 г. изъяли 35 тонн гашиша. А ведь кроме Танжера у Марокко есть еще несколько «ворот в Европу» — Касабланка, Танжер-Мед, испанские анклавы Сеута и Мелилья.

В целом, в 2007 г. странам региона удалось в той или иной степени решить проблемы, связанные с региональной безопасностью. Однако это не означает, что в самой ближайшее время ситуация не изменится в худшую сторону. Наибольшие риски, как представляется, связаны с остающейся неурегулированной западносахарской проблемой, а также деятельностью АКМ, причем как в самих странах региона, так и использовании исламистами Северной Африки для совершения терактов в Европе. В связи с расширением российско-алжирского экономического и военно-технического сотрудничества растет вероятность совершения терактов против российских интересов как в самом Алжире, так и в других странах региона.

66.16MB | MySQL:103 | 4,715sec