О политических факторах, препятствующих сделке между США, афганским правительством и движением «Талибан». Часть 1

Американский политический фактор

В настоящий момент двусторонние переговоры представителей Вооруженных Сил (ВС) США с группировкой «Талибан» (запрещена в РФ) считаются американскими политологами главным средством, которое поможет обеспечить вывод американского военного контингента из Исламской Республики Афганистан (ИРА) с сохранением гарантий безопасности в стране с учетом американских интересов[i]. Однако, как показывает практика, такой расклад маловероятен, поскольку талибы отказываются положить конец насильственным действиям против афганского народа и прекратить сотрудничество группировки с международными террористическими организациями. Можно предположить, что альтернативный путь мирного восстановления Афганистана потребовал бы признания со стороны американских политиков того, что талибы никогда не пойдут на политический компромисс, до тех пор пока не убедятся, что уход американских войск обеспечит им победу в борьбе за власть.

Очевидно, что в самое ближайшее время Соединенные Штаты гарантированно обеспечат присутствие своего воинского контингента на территории ИРА, а свести на нет возможность победы талибов можно будет за счет укрепления силовых структур афганского государства с помощью американских советников по проблемам безопасности и поставок вооружений и военной техники. Американские политологи выделяют определенные достоинства такого подхода: так, переход в 2014 году на активное привлечение американских советников ускорил перевооружение афганских Сил специальных операций (ССО), боевой авиации и формирований местных сил сдерживания[ii]. Для закрепления достигнутых успехов могут быть предложены меры для обеспечения большей свободы афганского политического руководства к принуждению талибов принять политическое урегулирование в стране. Вывод американских войск без дальнейшего наращивания военного потенциала Афганистана, напротив, расширит возможности экстремистов по подрывной деятельности, ухудшит международную обстановку и окончательно приведет к гуманитарной катастрофе.

С 2001 года цель США – не допустить обеспечения убежищем террористических группировок – напрямую зависит от возможности поддерживать стабильность внутри афганского государства[iii]. Эта задача была осложнена мятежом «Талибана», который действовал совместно с международными террористическими организациями. В рамках долгосрочных международных обязательств, администрация Трампа обозначила первоочередной задачей своей политики в отношении Афганистана две реперные точки: вывод американских войск и проведение переговоров с талибами.

Как отмечают американские политологи в своих публикациях, «агрессивное» стремление к подписанию соглашения создало так называемый «эффект поляризации»: с одной стороны, как сторонники администрации Трампа, так и скептики выражают равную поддержку в отношении вывода американских военнослужащих из Афганистана. С другой стороны, переговоры были широко раскритикованы правозащитниками, которые ожидают, что вывод войск сделает население уязвимым перед «Талибаном». Критика также исходила от афганского правительства и тех лиц, кто поднимал вопрос об экзистенциальном значении страны.

Переговоры по Афганистану вызвали тревогу даже в Вашингтоне: девять отставных американских дипломатов, проходивших дипломатическую службу в ИРА, выразили  опасения в отношении возможности развала государства и указали в своих оценках ситуации в ИРА на то, что нынешняя позиция талибов может сделать перемирие невозможным. Переговорам также мешали внезапные перемены со стороны администрации Трампа. Так, 9 сентября 2019 года переговоры были заморожены после того, как президент Д.Трамп объявил трехстороннюю сделку по Афганистану «мертвой». Президент США еще более усугубил ситуацию, внезапно отдав приказ о выводе войск из северо-востока Сирии, оставив без должной поддержки своих союзников – курдов. К 28 ноября того же года президент США Д.Трамп вновь внес изменения в свой политический курс, объявив о возобновлении режима прекращения огня. Однако американский «оптимизм» неоднократно разрушался о встречные претензии талибов.

В свою очередь, американский президент 5 февраля в своем обращении к Конгрессу США заявил, что: «Я не собираюсь убивать сотни тысяч людей в Афганистане, многие из которых невиновны. Мы также не обязаны помогать другим странам в качестве сил безопасности. Это лучшие в мире военные, которые нацелены на победу, либо вообще не идти на конфликт. Мы работаем, чтобы положить конец самой продолжительной войне Америки и вернуть наши войска домой», — подчеркнул президент[iv].

По состоянию на 10 февраля 2020 года движение «Талибан» перестало соглашаться на режим прекращение огня и предложило лишь сокращение уровня насилия, в результате чего переговоры стали предметом горячих споров. В отсутствие вариантов реализации военного сценария дипломатический процесс остается ключом к урегулированию конфликта между афганским государством с талибами и предоставлению США гарантий, что Афганистан вновь не превратится в убежище для террористов[v]. Однако результат зависит от предварительных условий, которые стороны затрудняются сформулировать в ходе переговоров. Анализируя публично раскрытые подробности сделки, можно выделить три момента, которые дают понимание ее сути:

– талибы должны прекратить сотрудничество с международными террористическими организациями в обмен на поэтапный вывод международных войск, который начнется в течение 135 дней после подписания соглашения;

– cпециальный посланник США по вопросам Афганистана Залмай Халилзад подитожил, что в будущем состоится внутриафганское прекращение огня и что США продолжит оказывать поддержку афганскому правительству;

– участники переговоров со стороны движения «Талибан» в итоге высказались противоречиво о понимании конечных формулировок данного соглашения.

Подводя промежуточный итог, нам бы хотелось дополнительно уточнить, что отказываясь вести прямые переговоры с афганским государством, талибы согласились только на переговоры с неправительственными делегациями и одновременно опровергли любое соглашение о прекращении огня. Данная позиция противоречит уверенности администрации США в  перспективе развития внутриафганской дипломатии и указывает на то, что группировка «Талибан» отказывается от политического урегулирования.

[i]https://www.aljazeera.com/news/2019/12/2019-afghanistan-worst-year-invasion-191227054230170.html?utm_source=website&utm_medium=article_page&utm_campaign=read_more_links

[ii] https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/af.html

[iii] https://www.washingtonpost.com/wp-srv/world/countries/afghanistan.html

[iv] https://www.aljazeera.com/news/2020/02/trump-renews-pledge-bring-troops-afghanistan-200205044132668.html?utm_source=website&utm_medium=article_page&utm_campaign=read_more_links

[v] https://www.theguardian.com/world/2020/jan/16/taliban-offer-to-stand-down-fighters-to-restart-peace-talks-with-us

52.29MB | MySQL:103 | 0,668sec