Израиль: о работе 13-ой международной ежегодной конференции INSS. Часть 9

Институт исследований национальной безопасности (INSS) провел ежегодную международную конференцию в Тель-Авивском университете 28-30 января 2020 года. Тема конференции этого года – «Стратегическая оценка Израиля: взгляд в следующее десятилетие». Действующие политики, лица, принимающие решения и формирующие общественное мнение, а также эксперты из Израиля и других стран обсуждали проблемы безопасности и открывающиеся в следующем десятилетии возможности по четырем основным направлениям: международная арена, Ближний Восток, вызовы внешней безопасности Израиля и внутренние социальные проблемы еврейского государства.

Конференция проходила в дни первого визита в Вашингтон председателя оппозиционного блока «Кахоль-лаван», генерал-лейтенант (в отставке) Бени Ганца.  27 января 2020 года в Белом доме  он встретился с президентом США Дональдом Трампом. На следующий день американский лидер в присутствии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху обнародовал параметры «сделки века», американского плана урегулирования палестино-израильского конфликта. В целом, тема ближневосточного предложения администрации Д.Трампа легла в основу большей части выступлений, особенно с учетом того, что в Израиле, где 2 марта 2020 года пройдут очередные всеобщие выборы, полным ходом идет сложная предвыборная кампания.

Беседуя с Йоавом Лимором, военным корреспондентом Israel Hayom, директор INSS генерал-майор (в отставке) Амос Ядлин высказал свою точку зрения по поводу «сделки века»[i].

Прежде всего, А.Ядлин упомянул документ под названием «Стратегия Израиля 2020», который был подготовлен экспертами INSS еще до обнародования «сделки века». Однако преимущество, по его словам, этого документа заключается в том, что он разработан на основе принципиальных моментов, а не на событиях, освещаемых в вечерних новостях. Что касается плана Д.Трампа, то он не является чем-то новым, работа над ним велась на протяжении  трех лет, и специалисты института взаимодействовали с командой, которая готовила «сделку века», они давали им советы и идеи. Если и была в чем-то неожиданность, так это во времени обнародования плана. По словам А.Ядлина, в INSS советовали Джейсону Гринблатту представить план еще во время первого выборного цикла в Израиле, который начался весной 2019 года. Тогда этого сделано не было, хотели перенести на сентябрьские выборы, но в итоге решили придать гласности сейчас, за несколько недель до третьих за год выборов.

По мнению А.Ядлина, еще неизвестно, ляжет ли план Д.Трампа на полку рядом с предыдущими политическими инициативами, не приведя к каким-либо изменениям. Стоит также вопрос относительно того, приведет ли план к опасным односторонним инициативам, таким как израильская аннексия территорий. Однако сразу стало понятно, что американцы не позволят Б.Нетаньяху осуществить аннексию до выборов. Третий вопрос, связанный со «сделкой века» – послужит ли она основой для переговоров с палестинцами, что было бы наилучшим вариантом для Израиля. Если в Израиле появится другое правительство, то американское предложение можно было бы использовать в качестве основы для продвижения в мирном процессе. Палестинцы могут не согласиться идти на контакт. В этом случае он посоветовал бы израильскому руководству совместно с дружественной администрацией США и арабскими лидерами, которым надоело, что палестинцы диктуют им повестку дня, взять этот план за основу и сбалансировать его.

Если никаких конструктивных переговоров с палестинским руководством так и не получится, реализовывать план следует осторожно и постепенно, чтобы способствовать отделению Израиля от палестинцев. Несмотря на то, что относительно «сделки века» в основном говорят о вопросах безопасности, угрозы односторонней аннексии территорий носят скорее политический, нежели военный характер. Конечно, могут последовать заявления палестинского руководства о прекращении координации действий в сфере безопасности между Палестинской национальной администрацией (ПНА) и Израилем, но все знают, что в этом взаимодействии палестинцы заинтересованы не меньше, чем израильтяне. М.Аббас не хочет, чтобы ХАМАС выкинул его из Рамаллы так же, как в 2007 году из Газы. Не так страшны и волнения на палестинских территориях. Вот что может вызывать беспокойство у Израиля, так это выход ситуации из-под контроля. Если вдруг в результате беспорядков на палестинских территориях пострадают израильтяне или будет совершен теракт, то нынешний кабинет министров, по словам А.Ядлина, менее сдержанный, чем предыдущие правительства, что может привести Израиль к плохому результату.

Что касается иорданцев, то, полагает А.Ядлин, существует большая разница между тем, что они говорят, и о чем думают. Если Израиль возьмет под контроль Иорданскую долину, то они не сильно расстроятся, т.к. предпочитают иметь границу с Израилем, а не с палестинским государством, угрожающим Иордании, тем более что не ясно, какой характер это государство будет иметь. Безусловно, руководство Иордании не может об этом открыто сказать, потому что начнутся протесты и не только внутри страны.

Поэтому опасность односторонних действий Израиля заключается не столько в реакции арабских государств, сколько, в первую очередь, Соединенных Штатов, где к власти может прийти кандидат от Демократической партии США (к тому же большинство американских евреев поддерживает демократов), а также Европы и ООН.

Сектор Газа сам по себе является проблемой. По словам А.Ядлина, там нет никого, кто хотел бы заключить настоящий мир с Израилем. Этот анклав управляется террористической организацией, т.е. движением ХАМАС, которое максимум, что может сделать, – заключить соглашение с Израилем.

А.Ядлин полагает, что есть 6 вариантов возможного развития отношений между ХАМАСом и Израилем: 1) худна («временное перемирие»); 2) узкое политическое соглашение; 3) режим прекращения огня; 4) палестинские демонстрации вдоль забора безопасности, запуски воздушных шаров со взрывчаткой; 5) ограниченная военная операция; 6) тотальная война. Израиль заинтересован в среднем варианте – политическом соглашении. Что касается наихудшего сценария, войны, руководство ХАМАСа понимает превосходство ЦАХАЛа, поэтому такой вариант по своим последствиям никому не выгоден.

По мнению А.Ядлина, основным вызовом для Израиля является северная арена, о развитии ситуации там после убийства генерала Касема Сулеймани, командира спецподразделения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР), говорить пока сложно. Очевидно, что этот шаг США подорвал уверенность иранцев в их способности действовать безнаказанно. Опять-таки, время покажет, сможет ли это убийство привести к стратегическим изменениям в поведении иранского режима. Но Тегеран, по словам А.Ядлина, преследует две основные цели – сохранение режима, что значит развитие ядерной программы и конвенциональные действия на устрашение; и установление гегемонии в регионе, что предполагает действия на Ближнем Востоке и стремление заполучить ядерный зонтик.

А.Ядлин рассказал о четырех возможных сценариях развития ситуации в отношении Ирана. Первые два – американская атака по Ирану и смена режима – голубая мечта «четырех Би» (Биби Нетаньяху, Джона Болтона, Мухаммеда бен Сальмана и Мухаммеда бен Заида), которая никогда не осуществится. Но вот к чему Израилю необходимо быть готовым, так это к американо-иранским переговорам. По словам А.Ядлина, Израиль не шпионит за американцами, но и нет необходимости подкладывать «жучки» по всем кабинетам, когда есть твиты Д.Трампа, и согласно им президент США хотел бы переговоров, только Иран от них уклоняется.

А.Ядлин назвал ряд вариантов обострения иранцами ситуации после того, как США вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) от 2015 года и ввели еще более жесткие санкции против Ирана. Нарушение условий СВПД, т.е. то чем они сейчас занимаются; полный выход из СВПД; выход из Договора о нераспространении ядерного оружия; корейский вариант – стараться создать атомную бомбу. Иранский режим стремиться к статусу ядерной державы, но боится последствий. Поэтому США и Израиль жестко заявили, что не допустят этого.

На вопрос Й.Лимора, стоит ли Израилю вернуться в ситуацию десятилетней давности и приготовиться к военному варианту решения иранской проблемы, А.Ядлин ответил, что Израиль должен иметь в виду такую опцию. Но заключенный договор с Ираном по его ядерной программе не такой уж и плохой. Сегодня Израиль уже меньше готов к атаке по Ирану. Поэтому, прежде чем предпринимать какие-либо силовые действия, необходимо попробовать другие возможности, например, можно заключить более выгодную сделку с Ираном или поменять режим в Тегеране. Но если придется выбирать между атомной бомбой у Ирана и израильской атакой, то конечно, выбор будет сделан в пользу последнего варианта.

Наконец, серьезной угрозой для Израиля считается проект «Хизбаллы» в Ливане по созданию  высокоточных ракет. В этих условиях, полагает А.Ядлин, необходимо рассмотреть варианты израильской стратегии на высшем политическом и военном уровнях, будет ли это замедление и срыв проекта (посредством ведения войны между войнами); оборона; сдерживание; или превентивная атака.

В целом, надеясь на то, что после выборов 2 марта в стране наконец-то будет сформировано полноценное правительство, А.Ядлин предлагает для серьезного обсуждения восемь вопросов национальной безопасности: 1) ядерная программа Ирана; 2) мирный процесс: «сделка века»; 3) американский изоляционизм; 4) дефицит государственного бюджета; 5) конвенциональная конфронтация с иранцами – консолидация, «война между войнами», точность; 6) борьба с ХАМАСом; 7) треугольник США-Китай-Израиль; 8) кризис в отношениях с еврейской диаспорой в США и Демократической партией США.

[i] Strategic Assessment for Israel 2020 // INSS — https://www.inss.org.il/strategic-assessment-for-israel-2020conferece/?offset=undefined&posts=undefined&outher=undefined&from_date=undefined&to_date=undefined

62.84MB | MySQL:102 | 0,697sec