К вопросу о перспективах российско-турецких отношений на фоне обстановки вокруг Идлиба. Часть 3

Российско-турецкие отношения в начале 2020 года, из-за обстановки в Сирии вокруг Идлиба, подошли к своей критической отметке.

Дипломатические усилия России и Турции, предпринятые в ходе телефонного разговора между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом, личной встречи между министрами иностранных дел С. Лавровым и М. Чавушоглу, а также после двух раундов переговоров в Анкаре, не привели ни к какому успеху. Переговоры двух делегаций в Москве на уровне заместителей министров иностранных дел, стартовавшие 17 февраля, пока (то есть, на момент написания данной публикации во вторник 18 февраля – В.К.) продолжаются.

В предыдущей второй части статьи (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=67131) мы поговорили про «священных коров» российско-турецких отношений. И, собственно, выяснили, что для России таковых, по всему получается, и нет. Если завтра между Россией и Турцией случится второй за пятилетку «бракоразводный процесс», то, по большому счету, России будет не более чем неприятно, но трагедии в этом не будет никакой.

Подчеркнем, что мы не говорим про ту русско-турецкую диаспору, которая успела образоваться за три десятка относительно спокойных лет между Россией и Турцией, после распада СССР и падения так называемого «Железного занавеса». Вот им будет, если полноценное обострение, все же, случится, по-настоящему, плохо. Впрочем, не припомним, чтобы каких-либо политиков какой-либо страны сильно заботила судьба граждан, становящихся заложниками ситуации. Это – прерогатива очень отдельных государств, к числу которых Россию и Турцию отнести достаточно сложно.

Так что, разумеется, ни российское, ни турецкое руководство, играя в свою геополитическую игру, миллионную российско-турецкую диаспору (если считать смешанные браки и всех членов семейств, то получится именно такой порядок численности диаспоры – В.К.), в качестве фактора для принятия решений, учитывать не будет.

Чем Турция рискует, играя в такие игры с Россией, — понятно. Кризис 2015-го года четко показал, на какие точки может надавить России у Турции, чтобы сделать Турции «неприятно».

В этот список входят: туризм, строительство, закупки широкого спектра турецкой продукции. Выдумывать ничего не надо, поскольку реестр товаров турецкого происхождения, ввоз которых в Россию будет ограничен и импортозамещен, составлен ещё в конце 2015 года. Оттуда же и реестр тех турецких компаний, чья деятельность в России будет продолжаться в любом случае и кому будут даны квоты на ввоз зарубежного персонала для найма на работу в России, под реализацию конкретных проектов. Всех остальных, понятное дело, в очередной раз, попросят «на выход».

То есть, это то, на что может «нарваться» Турция с российской стороны, в случае если возникнет очередной, подчеркнем – острый кризис, в двусторонних отношениях.

Добавилось ли что-то новое с 2015 года в торгово-экономических отношениях, чтобы добавило «красок» в эту «палитру»? — В общем-то, нет. Хотя, согласимся, будет довольно странно продолжать поставки С-400 в условиях полноценного кризиса между странами.

В политическом смысле – чуть интереснее, хотя, опять же, начать можно с «классики» — курдской проблематики. Напомним, что в разгар «самолетного кризиса» между Россией и Турцией, в конце декабря 2015 года, министр иностранных дел РФ С.Лавров встретился с главой оппозиционной курдской Партии демократии народов С.Демирташем. Партия открыла свое отделение в Москве. До сих пор эти шаги вызывают раздражение в Турции.

Из нового: Россия и Турция подписали соглашение по западному берегу р. Ефврат, вдоль турецко-сирийской границы, где приступили к созданию буферной зоны с регионами курдского проживания в Сирии. Договорившись о том же самом с американцами, Р.Т.Эрдоган объявил о том, что цель по обеспечению безопасности турецкой границы от атак курдских террористических организаций – Партии демократический союз и Силы народной самообороны (считаются в Турции филиалами Рабочей партии Курдистана) – для турок решена. Дело за малым – добиться имплементации соглашений со стороны США и России.

Так вот, понятно, что эта договоренность, в условиях российско-турецкого кризиса, будет российской стороной довольно быстро аннулирована. Таким образом, в своей борьбе за клин на карте так называемого «Большого Курдистана», Турции придется начать с того места, где она начала. Посредничать между Турцией и курдами Россия не будет.

Заметим, что Россия в Сирии не раз подыгрывала Турции. Это касалось всех турецких военных операций на сирийской территории, включая «Оливковую ветвь», «Щит Евфрата» и «Источник мира». Именно Россия «запустила» официальную Анкару (а не протурецкие группировки и спецподразделения — В.К.) в Сирию, включая зону деэскалации в Идлибе. И благодаря России, Турция не только стала полноценным игроком на сирийской площадке с правом голоса (в рамках самого эффективного, на сегодняшний день, Астанинского формата В.К.), но и смогла заявить о том, что вопрос с буферной зоной вдоль всей, 911-километровой границы с Сирией решен. Помимо всего прочего, это – прямые очки в копилку Р.Т.Эрдогана в глазах его, националистически настроенного, электората. Астанинский процесс стал историей успеха турецкого руководства, замахнуться с критическими стрелами на которую не может даже непримиримая оппозиция.

Россия даже «подсунула» Турции Аданское соглашение в качестве источника легитимности её пребывания на территории Сирии, как суверенного государства. Понятно, что делалось это в расчете на то, что Анкара признает-таки официальный Дамаск. Однако, тезис об Аданском соглашении, «подброшенный» Турции С.Лавровым, Турция «с благодарностью» приняла и вовсю им пользуется. Но вот что касается признания официального Дамаска, то ситуация ни на йоту не поменялась: Анкара, все так же, требует немедленного ухода «кровавого диктатора Асада».

Далее, чтобы потрафить Турции в Сирии, Россия буквально заставила официальный Дамаск признать Силы народной самообороны террористической организацией и объявить, что СНС, поддерживаемые со стороны США, являются угрозой территориальной целостности Сирии. Сделано это было накануне переговоров на высшем уровне в Астанинском формате в сентябре 2019 года в Анкаре.

Опять же: этот шаг был сделан Сирией, под давлением России, явно навстречу Анкаре, демонстрирующей завидное и иррациональное упрямство в отношении признания официального Дамаска и президента Башара Асада.

Из совсем «недавнего настоящего»: Россия пошла с Турцией на диалог по Ливии. В определенном смысле сыграв за неё, когда попробовала организовать прекращение огня между главой Правительства национального согласия Ф.Сарраджем и главной Ливийской национальной армии Х.Хафтаром. При том, что, до тех пор, да и в настоящее время тоже, Россия не является активным участником событий и влиятельным игроком на этой площадке.

Тем не менее, Россия, не поленимся повторить – для укрепления своих отношений с Анкарой, пошла на шаг, который ей самой, по большому счету не был нужен. Зато он очень был нужен Анкаре, которая осталась в стратегическом одиночестве в вопросе Восточного Средиземноморья с Турецкой Республикой Северного Кипра (которая, к слову сказать, открыто посматривает в сторону Европы — В.К.) против «газового консорциума» в лице Кипра, Греции, Израиля, Египта при поддержке США, ЕС и транснациональных корпораций.

Привлечь «Газпром» к разработке спорных газовых месторождений в районе острова Кипр у Турции не удалось (зачем бы ему это было надо- В.К.), однако, в миротворца в Ливии Россия вместе с Турцией попробовала «сыграть». С заранее, впрочем, предсказуемым исходом – никакого прекращения огня добиться не удалось. Впрочем, удалось России потрафить здесь и Германии, которая также захотела попробовать «поактивничать» в Ливии.

Отметим одно «прелюбопытное» обстоятельство, которое заключается в том, что подключение России к миротворческому процессу в Ливии сопровождалось антироссийской пропагандой в Турции, выставляющей Россию чуть ли не главным спонсором «самопровозглашенного фельдмаршала и незаконного правителя Ливии» Хафтара. На протяжении недель простые турки слушали про «грозного Вагнера», который обеспечивает военные победы Хафтару. Забывая про то, что там «пасется» весь «интернационал».

Иными словами, российской поддержки в ливийском вопросе Турция добивалась не слишком красивыми методами, оказывая на нашу страну давление не только за переговорным столом, но и по линии средств массовой информации. Понятно, что партнёры так себя не ведут и выкручиванием рук не занимаются.

Как мы можем видеть, и в Сирии, и в Ливии Россия довольно долго (недопустимо долго? – В.К.) шла на поводу у турецкого руководства, которое почувствовало (подумало? – В.К.), что Москву можно «прогибать», используя в качестве рычагов те самые «священные коровы», о которых мы так много говорили выше.

Однако, беремся утверждать, что, по состоянию на начало 2020 года, терпению России пришел окончательный конец. Ситуация на Идлибском театре военных действий чётко показала, что Россия больше либо не хочет, либо уже и не может, либо все это вместе взятое, сдерживать сирийский порыв по восстановлению контроля над последней и имеющей стратегическое значение зоной деэскалации.

Довольно любопытно, что это было встречено турецкой стороной с ничуть не сдерживаемым изумлением. С чего-то она решила, что с Идлибской ситуацией можно тянуть вечно и рассматривала гуманитарную обстановку в регионе в качестве фактора давления на Москву – прямого или через Европу. Которой турками также было дано понять, что Турция не будет больше принимать ни одного беженца (читай, будет отправлять их в транзитное путешествие к «гостеприимным» европейским берегам – В.К.).

Российский МИД и российское посольство в Анкаре довольно долго сохраняли молчание по поводу ситуации, которая складывается вокруг Идлиба в Сирии. Вообще, мы не раз уже говорили о том, что российская дипломатия любит говорить «шепотом». Насколько это является оправданным – ну, это дело вкуса. В том смысле, что есть миллион разных стратегий и ни одна из них не претендует на то, чтобы получить пальму первенства. Но у «тихой» стратегии есть одно несомненное преимущество: громкие заявления, со временем, становятся, всего лишь, шумом, если они не подкрепляются реальными делами. Зато тихо произнесенная фраза, после долгой тишины, выслушивается крайне внимательно. Особенно зная российскую привычку сопровождать слова делами.

Тем более, если это – отнюдь не одна фраза, а целое выступление с подробным изложением российской позиции, сделанным главным официальным представителем России в Турции – послом А.В.Ерховым.

Сейчас мы, разумеется, не говорим о той части, которая касается обеспечения безопасности российского посольства в Анкаре и его личной безопасности. И тех угроз, которые поступают в адрес А.В.Ерхова, дипломатического персонала, а также российских военнослужащих в Сирии. Про это многое было уже сказано и ещё говорится в российских СМИ. Турецкая сторона на это довольно быстро среагировала, усилив меры безопасности посла и посольства, а также выступив с официальным заявлением (было сделано министром иностранных дел Турции М. Чавушоглу – В.К.).

Понятно, что это – имидж турецкой стороны, не только с точки зрения обеспечения соблюдения условий Венской конвенции о дипломатических сношениях, но и с точки зрения безопасности страны для приезжих иностранцев, читай, туристов. Понятно, что как может быть безопасно в стране, где раздаются прямые угрозы расправы в адрес официального российского лица, пользующегося неприкосновенностью по Конвенции и по восточной традиции (как гостя)? Такое начало туристического сезона – 2020 Турции совсем не надо.

Мы говорим о том заявлении, которое сделал А.В.Ерхов турецкой прессе, которое стало откровением и шоком для официальной Анкары. На российского посла посыпался град гневных выпадов как в турецких СМИ, так и в социальных медиа. В адрес посла раздалось множество резких эпитетов, раздувающих до небес его личную «злонамеренность» (мол, «Кремль не может так думать», это посол «активничает» — В.К.).

Это – довольно наивная попытка турецких СМИ, как «классических», так и «современных», представить выражение чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в Турции позиции личным делом дипломата. «Простота – хуже воровства», как говорится в таких случаях. В том смысле, что иногда турки действительно демонстрируют редкую «незамутненность». Всем же понятно, что для громкого заявления А.В.Ерхова было получено предварительное указание из Москвы, а текст до тезиса и даже до букв был с МИДом выверен. И далее облечен в форму интервью, данного информационному агентству «Спутник». Далее его перепечатали уже все турецкие СМИ.

На что же такое открыл глаза российский дипломат турецкой публике?

Ниже приводится неофициальный перевод с турецкого языка отдельных цитат и выражений А.В.Ерхова, опубликованных оппозиционным изданием Sozcu (сам текст интервью является очень развернутым и пестрит отсылками в далекое прошлое двусторонних отношений, которые можно, в контексте данной статьи, опустить – В.К.).

«Сейчас терпение кончилось, и сирийская армия решила забрать каждую пядь своей территории. Я подчеркиваю это, свою суверенную территорию. Сирийская армия борется за свой народ, на своей территории».

«Они борются за свое право жить так, как живут их предки, а не в соответствии с правилами, диктуемыми некоторыми бородатыми незнакомцами».

«Таким образом, в последние они (сирийская армия – В.К.) спасли десятки деревень от незаконных вооруженных формирований и шоссе M5, которое имеет стратегическое значение. Никто не может обратить вспять сирийскую армию, которая подверглась нападению».

«Есть также те, кто критикует Дамаск при каждой возможности, но при этом поддерживает связь и сотрудничает по различным темам. «Военная экономика», вы знаете, очень хитрая и интересная».

«Во-вторых, что такое Сочинское примирение от 17 сентября 2018 года, которое якобы «нарушили» Дамаск и Россия? Это — двустороннее соглашение, и стороны взяли на себя четкие и ясные обязательства по ним».

«Например, Россия согласилась с наличием турецких наблюдательных пунктов в зоне деэскалации в Идлибе для сохранения военного статус-кво в регионе. Турция взяла на себя обязательство изъять у радикальных групп террористов все тяжелое вооружение, в том числе, гранатометы, артиллерийские системы, танки».

«Было также решено открыть автомагистрали M5 и M4 для движения. Что случилось, террористы были удалены? Дороги открыты? Если вы не выполняете свои обязательства, имеете ли вы право требовать выполнения своих обязательств? Обязательства сторон соглашения должны заключаться в «диалектическом единстве», иначе трудно говорить о равноправном партнерстве».

«Далее. Банды не были разоружены и не были отделены от «умеренной» оппозиции. Какое это имеет значение? Это имеет большое значение. Потому что террористов поощряли видеть, что их никто не разоружал и «разъединял», а, тем временем, с весны прошлого года атаки на позиции сирийской правительственной армии и на российскую авиабазу в Хмеймиме усиливались день ото дня».

52.26MB | MySQL:103 | 0,554sec